Эти советские актрисы сыграли немало главных персонажей, но зрители запомнили их по небольшим ролям. Мордюкова, Раневская, Светличная и Иванова мастерски превратили короткие эпизоды в незабываемые моменты. Но как им это удалось?Расскажем, что на самом деле стояло за их талантливой работой в народных фильмах.
Брежнев обожал эту роль Раневской, а актриса публично поставила его на место
В ее Лялю из «Подкидыша» зрители влюбляются сразу и навсегда. Небольшая роль в семейной комедии сделала Раневскую всесоюзной звездой на долгие годы, хотя она совершенно не рассчитывала на такой успех. История ее участия в этой ленте — сплошной парадокс.
Во-первых, Раневская вовсе не стремилась попасть на экраны — ей было достаточно театральных ролей. Во-вторых, она согласилась сниматься в фильме только из-за дружбы с Риной Зеленой, которая на тот момент была соавтором сценария вместе с Агнией Барто. Фаина Георгиевна и подумать не могла, чем для нее обернется роль властной Ляли.
После выхода фильма Раневской в буквальном смысле не давали прохода зрители. Они могли не знать ее имени и фамилии, но точно запомнили ее внешность и фразу, моментально ставшую хитом:
«Муля, не нервируй меня!»
Кстати, в сценарии изначально не было этих слов. Их придумала Фаина Георгиевна во время съемок. Артистка раздражалась, работая с Петром Репниным, который в фильме сыграл ее мужа — того самого Мулю. Их отношения не сложились еще с совместных съемок в «Пышке».
Случайно услышав от Раневской «Муля, не нервируй меня», режиссер «Подкидыша» решила вставить слова в фильм. Фраза стала народной, а актрису это очень раздражало. Настолько, что однажды она даже поставила на место самого Леонида Брежнева.
В 1976-м году артистка получила орден Ленина из рук генсека. На церемонии Брежнев, обожавший творчество Раневской, не удержался и с улыбкой процитировал ее героиню Лялю: «Муля, не нервируй меня». Реакция актрисы смутила не только всех присутствующих, но и первое лицо государства:
«Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы…»
А Брежнев, словно извиняясь, ответил: «Простите, но я вас очень люблю».
Гениальная Раневская сделала незабываемой еще одну небольшую роль, за которую ее обожают зрители. В комедии «Весна» она сыграла экономку главной героини. Все помнят эпизод, когда Маргарита Львовна примеряет шляпку перед зеркалом и говорит, глядя на свое отражение:
«Красота — это страшная сила!»
Как и в случае с «Подкидышем», в сценарии «Весны» не было этих слов — их предложила Раневская. Как и в случае с «Подкидышем», эти слова моментально ушли в народ. Но никто не знает, что в фильм не вошла вторая часть фразы, которая целиком звучала бы так: «Красота — страшная сила. А ее отсутствие еще страшней»
После роли Людмилы Ивановой в «Служебном романе» ее сыну было стыдно перед одноклассниками
«Люди, не уезжайте, кто не сдавал!», — кричит активистка Шура почти над ухом Новосельцева в «Служебном романе». А его в ту же секунду передергивает: «Господи, какой отвратительный голос». И многие зрители с ним в этот момент согласны.
В жизни такие активистки Шуры вызывают не самые приятные эмоции, но Людмила Иванова сыграла свою героиню так, что зрители ее полюбили с первой минуты. Но как так получилось? Ведь персонаж отрицательный. Просто Шурочка от чистого сердца хотела помочь коллегам — даже тогда, когда это было неуместно, по мнению самих коллег.
У артистки более 150 работ в кинематографе и театре, однако именно небольшая роль в «Служебном романе» стала главной в ее актерской судьбе. Тот самый «отвратительный голос» Шуры получился у актрисы с первой же репетиции.
Она готовилась к сцене вместе с Андреем Мягковым и выкрикнула фразу своей героини. А потом услышала от него то, что любому другому человеку не понравилось бы.
«Он посмотрел на меня и сказал: „Полтора десятка лет работаю с тобой в театре, а не знал, что у тебя такой противный голос“. А я испытала огромное удовольствие. Понимаете? Ведь это не у меня противный голос — у Шуры…» — вспоминала артистка.
Иванова моментально вжилась в образ активистки профсоюза. Она не сыграла, а именно прожила жизнь этого персонажа. После премьеры фильма в 1977 году актрису окликали на улицах «Шурой», а она и не думала обижаться и каждый раз мысленно благодарила Рязанова за то, что позвал ее в картину. Но в этом успехе была и ложка дегтя.
Однажды старший сын Людмилы Ивановой пришел с уроков хмурый. Ему не нравилось, что сверстники смеются над ролью мамы.
«Он сказал мне: „Мам, ты пока, пожалуйста, в школу не ходи, а то народ смеяться будет“. Одноклассники упрекали его: „А что, мама никого поумнее не могла сыграть?!“», — рассказывала артистка.
Когда же сын вырос, то не раз использовал образ Шуры в жизни — для благих целей. Только Иван признавался, что он — сын главной советской профсоюзной активистки, как на лице собеседника появлялась улыбка. Самой артистке ее роль в «Служебном романе» тоже всегда помогала.
«Фраза про Шурочку открывает все двери. Фамилия моя мало что кому говорит — ну подумаешь, артистка Иванова. А вот скажешь, звоня какой-нибудь чиновнице, заветный пароль „Я — Шура из „Служебного романа“ — срабатывает безотказно», — рассказывала актриса.
После роли в «Бриллиантовой руке» Светличную завалили письмами. О чем ее просили советские женщины
Светлана Светличная в образе роковой красотки Анны Сергеевны стала главным украшением «Бриллиантовой руки». Роль, принесшую такую славу, будто создали именно для нее. Но мало кто знает, что эта героиня могла выглядеть совершенно иначе.
На роль пробовались несколько актрис, среди которых были Людмила Максакова и даже Клара Лучко. Она участвовала в фотопробах, позировала в купальнике, но потом передумала сниматься в комедии — слишком легкомысленный образ для ее амплуа.
Светличную на роль в «Бриллиантовой руке» утвердили не сразу — Гайдая «терзали смутные сомнения». Но все же после долгих обсуждений выбрали ее, а режиссер пообещал худсовету «уменьшить соблазнительность» актрисы. В тот момент Светличная и подумать не могла, насколько тяжело будет работать в кадре.
Перед съемками того самого танца артистку охватила нервная дрожь. Она была уверена, что весь «Мосфильм» придет смотреть, как она снимает с себя халат и верхнюю часть купальника.
«Никогда прежде я сниматься не боялась, а тут просто пот по спине липкий полился от страха. Дрожала, как осиновый листочек!», — вспоминала актриса.
Нонна Мордюкова, наблюдая за работой коллеги, с интонацией пророка сказала, что Светличная после этой роли станет самой желанной актрисой в СССР. Так и случилось: мужчины тайком мечтали о Светличной, а женщины мечтали о таком же розовом халатике с перламутровыми пуговицами, как у ее героини.
«Меня заваливали письмами с просьбами, чтобы я помогла купить этот халатик!», — вспоминала актриса.
Кстати, тот самый халат с пуговицами Светличная выбрала сама, как и зеленый купальник. После съемок он достался актрисе. За роль в «Бриллиантовой руке» актриса получила 346 рублей, а средняя зарплата в 1968 году в СССР составляла около 110 рублей.
Но парадокс в том, что гонорар и всесоюзная слава после этой роли не принесли Светличной большой радости.
«Фильм не дал мне в профессии стать самой собой. От меня все ждали и хотели Анну Сергеевну. Я стала ее вечной заложницей, не смогла опуститься на землю. Я вынуждена была подражать этому образу, хотя в душе я далеко не Анна Сергеевна», — призналась однажды актриса.
Зрители любят эту роль Нонны Мордюковой больше других. Почему мы могли не увидеть ее в «Бриллиантовой руке»
Нонна Мордюкова из тех актрис, которых невозможно не заметить даже в коротком эпизоде. Ее управдом в «Бриллиантовой руке» стал самым ярким и любимым образом для зрителей, несмотря на то, что роль эпизодическая. Это сложно представить, но Мордюкова могла и не появиться в картине.
Удивительно: ни худсовет «Мосфильма», ни создатели картины не верили, что столь талантливая актриса сможет сыграть хорошо. Поэтому на роль управдома сначала рассматривали других актрис. Например, та же Нина Гребешкова, супруга Гайдая, мечтала перевоплотиться в этого персонажа. Но режиссер сразу отказал: нужна артистка с совсем иной фактурой — «бандерша».
Гайдай сомневался в Мордюковой потому, что до того момента считал ее исключительно драматической актрисой. А у него — приключенческая комедия. И только смешная роль Нонны в «Женитьбе Бальзаминова» была единственным аргументом в пользу артистки. Мордюкову утвердили, а дальше началось то, чего режиссер не ожидал.
У Мордюковой и Гайдая не раз были конфликты на съемочной площадке. Актриса хотела привнести в роль больше драматизма — того самого, который, по мнению создателей мешал образу управдома. Но, конечно же, глядя на экране на Варвару Сергеевну Плющ, зрители и не подозревали о том, как давалась эта роль. Правда, Гайдай все же «отомстил» актрисе, но как — об этом почти никто не знает.
Помните сцену в фильме, когда Гоша Козодоев падает перед той самой аптекой, а контрабандисты понимают, что отдали бриллианты не тому человеку? А дальше герой Каневского выкрикивает «Мордюк!». Это и есть зашифрованная отсылка Гайдая к конфликту с Нонной Мордюковой.
Съемки закончились, фильм смонтировали и представили худсовету. Коллегия была единогласна во мнении, что Мордюкова не справилась с ролью.
«Мордюкова не получилась. Одержимая пошлость, сгущенные краски. Очень слабо сыграно, ее слишком много в фильме, и она совершенно не смешна», — так оценил ее работу Эльдар Рязанов, входивший в худсовет.
Другие члены худсовета высказались не менее жестко и настаивали на том, чтобы Гайдай максимально сократил роль управдома. Все шло к тому, что зрители в итоге не увидели бы великолепную Нонну с ее незабываемыми фразами «Наши люди в булочную на такси не ездят», «Управдом — друг человека».
Но Гайдай не был бы тем великим режиссером, если бы шел на подобные уступки. Несмотря на споры с Мордюковой, он даже и не думал вырезать ее персонажа, поэтому сохранил все сцены с ее участием.