Кажется, что современных детей уже ничем не удивить. 3D-мультики, спецэффекты за миллионы долларов — это поколение видело все. Но мы-то с вами знаем, что советские фильмы до сих пор остаются самыми трогательными, искренними и добрыми. Если вы теряетесь и не можете определиться, что показать ребенку, то обратите внимание на нашу подборку. Рассказываем про 6 советских фильмов, которые стоит посмотреть вместе со своими детьми и какие уроки они извлекут из просмотра.
Спецэффекты СССР. Откуда взялись волосы у Вицина в «Сказке о потерянном времени» (1964)
«Сказка о потерянном времени» — фильм с достаточно прямолинейным посылом. Если бездельничать и зря тратить время, не заметишь, как пройдет жизнь. Но современным детям должно понравиться. И дело не только в простой для понимания морали.
Ведь сейчас сценарий кажется даже жутковатым. Подумайте сами: группа ребят превратилась в стариков, и теперь их никто не узнает. А дети, как известно, любят все пугающе-интересное. А еще их явно заинтересует вот что.
В фильме есть момент, где у героя Вицина прямо на глазах отрастают волосы. Конечно, сейчас с современными спецэффектами таким не удивишь. Но пусть дети посмотрят фильм и попробуют угадать, как так вышло. С учетом того, что картину снимали в 60-х годах, когда никаких кинотехнологий толком и не было. Посмотрите, вот этот эпизод:
А на самом деле режиссер Птушко придумал особенный парик. С одной стороны его волос нет, а с другой — волосы собраны сзади на затылке. Стоило потянуть за них, и они исчезали. А при обратной перемотке волосы снова «росли» через дырочки парика.
А еще во время просмотра вы можете рассказать ребенку интересный факт. На протяжении фильма в разных сценах вы будете видеть деревяшки необычной формы. Они принадлежат режиссеру фильма Александру Птушко.
Большая часть реквизита взята из его коллекции. Школьник точно обалдеет: ведь раньше собирание необычных веток и коряг было обычным делом. А сейчас, скорее, это даже могло бы потрясти.
Взрослые гонорары и надписи на стенах. Чем «Королевство кривых зеркал (1963)» удивит вашего ребенка
Все мы помним чудесную сказку «Королевство кривых зеркал». По сюжету капризная девочка Оля попадает в параллельный мир и знакомится со своим близнецом. Вместе они пытаются спасти мальчика от казни. Вот с этого момента в фильме и начинается волшебство. Посмотрите, как здорово сняли эпизод встречи Оли и Яло:
Почему эта история зацепит ребенка? Она проста и понятна любому, причем каждый видит в фильме свою мораль. Например, нужно бороться за правду и справедливость. Или: иногда стоит посмотреть на себя со стороны, чтобы увидеть недостатки и исправить их, как сделала Оля.
И наверняка ребенка удивит тот факт, что главные героини фильма, близняшки Оля и Таня Юкины, получали по 80 рублей в месяц за съемки. Это была обычная зарплата взрослого человека. И таким образом семья смогла выбраться из нищеты. Но был нюанс.
Сейчас ребенку сложно себе такое представить, но во время выхода картины на девочек свалилась невероятная слава. До такой степени, что дети расписывали стены в подъезде, где жили близняшки, и их бедная мама с утра до вечера отмывала надписи.
Даже современных детей «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен… (1964)» может рассмешить до слез. И вот, чем именно
Давайте признаемся: мы до сих пор в голос смеемся от фильма «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». Это была дипломная работа режиссера Элема Климова, которую еле-еле допустили до показа. Позже расскажем, почему.
Чем же эта картина хороша для ребенка? Тут он может прокачать свое критическое мышление. И понять, что фильм — это такая сатира, где есть самодур-начальник лагеря, помешанный на дисциплине и глупых правилах, который тиранит детей и персонал, а все ему подчиняются.
Но даже в такой ситуации есть место доброте: ведь когда изгнанный Костя Иночкин попадается на глаза товарищам и персоналу, все помогают ему прятаться, кормят и находят ночлег, тем самым спасая его от грозного начальника.
Кроме того, в картине есть множество вещей, которые для современного ребенка покажутся дикостью. Даже сам факт того, что начальник лагеря исключает Костю и отвозит на станцию, где просто бросает. А как доберется мальчик до дома? Встретит ли его кто-то? А вдруг с ним что-то случится?
Или, например, вспомним сцену, где пионер дует в горн, стоя на расписании. Гляньте сами:
Там проглядывает надпись: массовая работа. Что это такое? Спросите у ребенка и послушайте его ответ.
А потом объясните, что раньше все обязательно участвовали в каких-то кружках. И во время взаимодействия находили себе друзей, да и в целом коллектив становился более цельным и отзывчивым друг к другу.
А подъем флага, который занимал 15 минут? Ребенок точно откроет рот от изумления и начнет расспрашивать вас, а зачем это нужно было, а почему так долго, а что делали дети. В общем, не просто фильм, а клад для современного маленького человечка.
А зрители бы могли вообще не увидеть эту народную комедию. Сначала съемки комедии со скрытой сатирой пытался запретить ректор ВГИКа. Затем он не хотел, чтобы фильм засчитывали за дипломную работу.
Позже и глава Мосфильма встал на дыбы и дал посмотреть кино Хрущеву с уверенностью, что генсек сразу прикажет положить картину на полку. Но тот посмеялся и разрешил выпустить кино в прокат.
В чем главная уникальность сказки «Огонь, вода и… медные трубы» (1967)
Картина «Огонь, вода и…медные трубы» уникальна. В основе сюжета лежит «мешанина» из разных известных сказок, поэтому сценарий получился по-настоящему оригинальным. Во время просмотра можете поспрашивать ребенка, отсылки к каким русским народным сказкам он нашел.
И главное, что может удивить детей в картине: это игра потрясающего Георгия Милляра. Он феерично сыграл женщину. И не абы какую, а Бабу-Ягу. При этом это выглядело действительно органично, а не странно.
Когда будете смотреть вот этот эпизод про Бабу Ягу вместе с ребенком, спросите его: «Ты понимаешь, кто играет эту роль? Женщина или мужчина?»
А затем, при появлении Кащея, спросить: «А это кто, узнаешь? Он же и играл Бабу-Ягу».
Дальше: «А это? И это он!»
На месте ребенка каждый, наверно, был бы удивлен. А еще можно ему рассказать, что на роль Бабы-Яги Милляр «нахально напросился» и в целом сыграл этого персонажа около 10 раз в разных фильмах. Такой вот советский кинононсенс.
Ну, а польза при просмотре картины достаточно очевидна — добро побеждает зло, а миром, на самом деле, правит любовь. Что бы там ни говорили в роликах в интернете.
Одни смеются, другие — восхваляют. Как «Морозко (1964)» повлиял на культуру разных стран
Сказка «Морозко» является культовой не только у нас. В Чехии и Словакии, например, дети до сих пор знают ее наизусть и сыпят цитатами.
«Мы привыкли к чешским сказкам, они замечательные, но „Морозко“ был совсем другим — фильмом из другого мира, другой культуры», — говорил знаменитый режиссер Карел Янак.
А у нас, к сожалению, совсем немногие современные ребята смотрели эту картину. А очень зря.
Ведь в год выхода на экраны фильм получил главную премию на Венецианском фестивале в категории детских и юношеских фильмов. То есть его глобально оценил весь мир. И есть, за что.
Во-первых, лента основана на известной сказке и несет в себе классическую мораль: всегда нужно относиться к людям с добротой и любовью, и в конце концов тебе за это воздастся.
Во-вторых, ребята смогут оценить шикарные костюмы, неповторимый грим и смешные фразочки героев. В США, кстати, над фильмом чуть ли не насмехаются за это. И это очень глупо: просто в 60-е сказку видели именно так.
А еще во время просмотра можете показать ребенку интересный эпизод. Помните, в сказке есть момент, когда Марфушка ждет Морозко в лесу. Она пьет молоко, но что она ест?
Вроде бы яблоко, но на самом деле это сырая луковица.
«Зимнюю натуру снимали на Кольском полуострове, под Мурманском. Было очень холодно. И, когда я сидела под елкой в ожидании Деда Мороза, замерзла по-настоящему, потому что наш оператор очень долго устанавливал свет. А потом в корзинке вместо яблок почему-то оказался лук. И мне пришлось лопать его, делая вид, что грызу яблоки, как было положено по сценарию…», — рассказывала Инна Чурикова.
Вот такими отважными были наши советские актеры. Сидеть в мороз и есть луковицы — так могли только они.
И тут, кстати, ребенок тоже сможет увидеть своего старого-доброго знакомого Георгия Милляра. И тоже в роли Бабы-Яги!
Из человека в шмеля. Тайны спецэффектов «Сказки о Царе Салтане» (1966)
Еще один обязательный для просмотра с ребенком фильм — «Сказка о Царе Салтане». Эта история научит детей азам. Тому, что дружить — это очень важный навык, который всем пригодится в жизни. Что нужно относиться ко всем с добротой, и тогда ты взамен получишь ее же. И что от своей мечты отказываться ни в коем случае нельзя.
А еще ребенку точно будет интересно поразбираться в «спецэффектах» времен СССР. Вспомним сцену, где царевич превращается в шмеля:
Как режиссер такого добился? Он использовал стоп-камеру и делал короткие наплывы, заменяя реального персонажа рисунком.
Так что продолжайте пересматривать советские фильмы и показывайте их детям! Если боитесь, что они заскучают — зря. Как мы с вами разобрались, заскучать при просмотре сказок и комедий СССР весьма сложно.