Дети 80-х наизусть знают этот фильм: в те годы школьники бросали все свои занятия и бежали к телевизору, как только начинались «Приключения Элеткроника». Но повесть, по которой снята картина, читали далеко не все. А на самом деле экранизация сильно отличается от книги. Расскажем, что интересного не показали зрителям в этой культовой киноленте.
В отличие от книги, в фильме зрители так и не увидели будущего
Фильм «Приключения Электроника» запомнился зрителю неповторимой атмосферой эпохи 80-х с ее традиционными школами, спортивной формой, велосоревнованиями и редкими «Москвичами» на дорогах. То есть сюжет разворачивается в настоящее время. Но в повести все происходит в будущем.
«Профессор распахнул окно. В комнату с шорохом листвы влетел утренний ветерок и запутался в прозрачных шторах. Под окном росли крепкие дубки, солнечные лучи пробивались сквозь их лохматые шапки и ложились светлыми пятнами на землю. Вдалеке шуршали шины. Над деревьями прострекотал маленький вертолет — воздушное такси».
В книге все герои живут в далеком будущем, где вместо привычного такси — вертолеты, звонки осуществляются по видеофонам, а телевизоры — плоские:
«Громов улыбнулся: он никак не мог привыкнуть к этим вертолетам и ездил в обычных такси. Он видел, что город раздался и похорошел. От вокзала ехали мимо километровых цветников, в бесконечном коридоре зеленых деревьев, застывших, как в почетном карауле».
Когда Элик убежал от профессора, в книге совершенно четко описаны действия Громова:
«Он вызвал по видеотелефону дежурного милиции и, назвав себя, попросил срочно разыскать в городе мальчика тринадцати лет по имени Электроник».
В фильме же Виктор Иванович сначала самостоятельно отправляется на поиски Электроника, разъезжая с Машей по полупустым улицам города на желтом «Москвиче», а потом и вовсе обращается в милицию с заявлением. У него будто пропал племянник — Элик Громов. В качестве фото к делу приложили обложку журнала, на которой красовалась улыбчивая физиономия Сережи Сыроежкина. С него профессор и лепил внешность своего Электроника.
К сожалению, в 80-е было дорого и сложно достоверно воспроизвести на экране описанный в повести фантастический мир. Поэтому, кроме появления в мире андроида Электроника, который способен развивать скорость до 300 км/ч, все другие реалии будущего были исключены из экранизации.
Зрители были бы сильно удивлены, если бы знали, какой Сыроежкин на самом деле
На экране Сыроежкин, внешностью которого вдохновился профессор Громов при создании Электроника, предстает перед зрителями отъявленным хулиганом. Он не хочет ходить в школу и убираться. Эдакий настоящий трудный подросток, гоняющий по городу на мопеде.
После встречи с Эликом Сыроежкин использует робота в корыстных целях: просит его навести порядок в гараже и делать за школьника домашние задания. Сам же Сережа так плохо учится, что даже после подсказок друзей отвечает на вопрос учителя неправильно. Одни только его «интригалы» в математике чего стоят. Вот, кстати, этот забавный отрывок из фильма:
Однако в книге такого явного контраста между Электроником и Сыроежкиным нет. По задумке автора человеческий двойник Элика не сильно-то отличается от андроида. Сережа хорошо учится в школе юных кибернетиков. И пусть он неусидчивый и не может долго концентрироваться на решении одной задачи, в нем нет и малой толики лени или разгильдяйства, показанных в фильме.
Да, более послушный книжный Сыроежкин тоже просит Элика подменить его. Но андроид быстро себя выдает. Так, на страницах повести Сереже приходится признаться в своем проступке и он искренне сожалеет о содеянном.
А в фильме же Сыроежкин разоблачение своей подмены оборачивает в настоящий перфоманс! Он внезапно появляется на пути своих друзей, которые, ничего не подозревая, идут вместе с Электроником в школу. Сереже весело и смешно наблюдать за реакцией всей компании. Экранный Сыроежкин радуется, что ему удалось обвести ребят, учителей и даже родителей вокруг пальца. А все потому, что по сюжету Элик стал лучше Сережи во всем. Раззадоренное Эго и вынудило Сыроежкина прекратить прятаться.
Зрители так и не увидели чудо-собаку с крыльями
В фильме Элик приводит друзей в гараж папы Сережи Сыроежкина и показывает стоящую игрушку, которая по команде становится самой настоящей собакой. Причем отлично дрессированной.
Зовут питомца Рэсси — Редчайшая Электронная Совершенная Собака. Несмотря на свои навыки, в кино «лохматенция» больше ничем не примечательная. А вот в книге это настоящее чудо!
У собаки есть крылья! Представляете, как было бы забавно наблюдать эрдельтерьера с крыльями? Ну или как она вообще еще могла выглядеть? Вот как это описано в книге:
«С востока, опережая на полчаса солнце, к каравану приближалось странное существо. Если бы Сергей Сыроежкин мог видеть сейчас своего лохматого друга, он ахнул бы от изумления: вытянувшись в воздухе стрелой, Рэсси летел на крыльях. Впрочем, для любого наблюдателя с земли шесть прозрачных плоскостей, похожих на крылья насекомого, были почти неразличимы, как незаметны бывают крылья летящей мухи — одно лишь мелькание в глазах. Крылья вращались сверху вниз мощными взмахами, делая петли в виде восьмерки, лапы были спрятаны, уши крепко прижаты — все подчинено скорости».
Книжный электроник не умел петь, а в фильме за него спела известнейшая певица, но ее никто не узнал
Фильм «Приключения Электроника» богат на песни главных героев — Элика и Сережи. Ребята попеременно поют в гараже под гитару, на улице и в школе, завораживая всех вокруг. Синглы в исполнении подростков были настолько популярны, что слова из них до сих пор многие знают наизусть.
Взять хотя бы знаменитый трек «До чего дошел прогресс»:
Даже спустя 45 лет после экранизации повести про робота зрители продолжают думать, что эту песню поет мальчик-подросток со звонким голосом. Однако это совсем не так. 13-летнего юношу Сыроежкина озвучила 39-летняя известнейшая советская исполнительница. Та самая, которая пронзительно пела трогательные синглы «Любовь и разлука» и «Маленький принц».
Конечно, это легендарная Елена Камбурова. Однако, она была не единственной, кому пришлось петь детским голосом за мальчишек. Помните композицию «Крылатые качели» в исполнении Элика? Как только Электроник завел эту песнь, сердце слушателей таяло буквально через экран телевизора:
А ведь спел ее совсем не ребенок, а самый настоящий профессионал. К озвучке привлекли солистку Детского хора Государственного академического Большого театра СССР — 17-летнюю Елену Шуенкову.
В целом, насыщенность полного метра песнями стала отличительной чертой фильма от книги. Ведь на страницах повести нет и намека, что мальчишки поют. Да еще и так хорошо, весело, задорно, а порой очень душевно.
В фильме зрители увидели совсем другого Урри — не такого, как в книге
В фильме гангстера из банды Стампа по имени Урри сыграл харизматичный Николай Караченцов. Именно он охотится на сбежавшего от профессора Электроника и постоянно задается вопросом: «Где же у него кнопка».
Но в книге Урри — совсем другой:
«Звали его Мик Урри. За сорок лет службы Урри сменил множество профессий: был борцом, сторожем, торговцем, наемным солдатом, шофером, полицейским, боксером. В одной из африканских экспедиций, куда Урри занесла судьба ловца редких зверей, он встретился с профессором Кругом и перешел к нему на службу. Эту работу Мик Урри считал для себя удачной: за несколько лет он стал первым помощником знаменитого барона фон Круга».
Урри в исполнении Караченцова не только значительно моложе своего книжного прототипа, но и водит мотоцикл, а в книге передвигается по городу на лимузине.
Что же до его покровителя, то персонаж барона Манфреда фон Круга в экранизации повести отсутствует. Вместо него эту роль играет другой герой — некий мафиози Стамп, который то и дело передает Урри в шлем, что он хорошо живет и делом не занимается.
Сам Стамп тоже в фильме видоизменен. Имея книжный прообраз гения-злодея, занятого порабощением мира при помощи искусственного интеллекта, в кино превращается в амбициозного бандюгана-середнячка. Он мечтает использовать робота не более чем, как отмычку. А вытягивает его образ на экране статность и элегантность актера Владимира Басова.
Зритель так и не понял, откуда у профессора взялся такой идеальный Элик
В фильме Электроник появляется практически сразу. Он играет с профессором в шахматы и показывает свой строптивый характер, который абсолютно не свойственен роботу. Непослушный мальчуган прячется от профессора на верхней полке шкафа, то и дело исчезая из вида Громова. Элик явно демонстрирует, что ему хочется делать все по-своему, а не жить по указке профессора.
Однако, зрителю непонятно, откуда у Громова в квартире появился Электроник. В то время как в книге созданию Элика посвящена целая глава:
«Смехов натянул на машину кожу, как чулок на ногу, заперся в мастерской и не пускал туда никого, пока однажды не вынес настоящего мальчишку. Оставалось придумать имя».
Оказывается, не только Громов причастен к созданию такого совершенного андроида. Ему помогали друзья — химик Логинов и кукольник Смехов. А еще автор повести подробно пишет, что Элик хорошо считает и ведет быт, но совершенно не умеет чувствовать и мало чего понимает в искусстве.
В фильме же Электроника максимально очеловечили. Буквально с первых минут он твердо заявляет чего хочет и что ему не нравится. Он спорит со своим создателем и начинает ему доказывать свою готовность прийти к желаемому результату — стать обычным мальчиком. Элик будто уже априори знает как это и что нужно сделать. В отличае от себя книжного он в базовых настройках умеет чувствовать, реалистично рисовать и задушевно петь.
В книге у Электроника есть зарядка, а в фильме он, как вечный двигатель
В фильме Электроник не только быстро бегает, но и никогда не спит. В гараже он признается Сереже, что ему не нужно отдыхать и есть. К тому же у экранного Элика нет павербэнка, портативного ядерного реактора или какого-либо другого источника питания. Он словно вечный двигатель, тема его подзарядки в фильме вообще никак не обыгрывается, хотя в книге кое-что об этом есть:
«Он выскочил на обрывистый берег реки, упал на траву и долго лежал неподвижно, с закрытыми глазами, слушая удары в груди, ловя ртом воздух. Отдышался, перевернулся на живот и заметил недалеко в кустах синюю куртку. Куртка как куртка, обыкновенная куртка. И все же что-то в этой куртке беспокоило Сыроежкина. Что-то черное, маленькое, блестящее торчало из-под синей куртки. Сережка посмотрел внимательнее и вытаращил глаза: это была небольшая электрическая вилка для включения в сеть».
Получается, что в кино единственный, кто задумывался о спящем режиме Элика — это Урри. Только его волновало, где же у андроида «кнопка».
Экранный Элик даже от профессора убежал не так, как в книге
В фильме Электроник сбежал от своего создателя после того, как подслушал разговор профессора с Машенькой, сидя на крыше ее «Москвича». Андроид обиделся на то, что Громов его обманул, спрыгнул буквально на ходу с машины и убежал в даль. Элик несся по обочине автострады быстрее ветра и мотоцикла Урри. Невероятная скорость!
В книге дело обстояло несколько иначе. Пусть и скучнее, чем в фильме. Электроник в повести воспользовался форс-мажором. Он сбежал от профессора Громова, когда в сети случилось перенапряжение.
И тем не менее, несмотря на такие разительные отличия фильма от книги, сюжетная линия в кино не только не проиграла, а, кажется, даже кое-где выиграла.