Вадим Бероев прославился благодаря фильму «Майор Вихрь», Виктор Борцов — благодаря «Покровским воротам», а Анастасия Зуева была главной сказочницей в картинах Александра Роу. Но со временем так получилось, что многие зрители вспоминали только сыгранных ими персонажей, а не самих артистов. Расскажем про 6 советских актеров из популярных фильмов, которых сегодня незаслуженно забывают — в сравнении с кинозвездами эпохи СССР.
Валерий Зубарев снялся в культовом фильме с Вячеславом Тихоновым, а потом бросил кино
«Счастье — это когда тебя понимают»
Крылатую фразу из фильма «Доживем до понедельника» знают все — даже те, кто не смотрел картину. А вот кто ее произносит, помнят далеко не все. Она звучит из уст школьника Гены Шестопала, который был безответно влюблен в одноклассницу Риту.
Этого персонажа сыграл Валерий Зубарев, начавший карьеру в кино еще в раннем детстве. Ему не было еще и семи лет, когда он дебютировал на экране. Режиссер Юрий Победоносцев сразу заметил талантливого мальчика и взял его без проб на съемки в фильме «Спасённое поколение».
Однако настоящей звездой Валерий Зубарев стал благодаря роли Генки Шестопала в фильме «Доживем до понедельника».
«Он был странный мальчик, очень замкнутый. Что и по роли требовалось. И в компанию классную не входил, держался отдельно», — вспоминал его коллега по фильму Игорь Старыгин.
Эта роль принесла ему всенародную любовь и признание, сделав из него одного из самых популярных актеров своего времени. Но парадокс в том, что именно после этой звездной роли карьера 17-летнего Валерия пошла на спад.
Попытки поступить во ВГИК не увенчались успехом: приемная комиссия считала, что он и так уже все умеет в актерской профессии, поэтому сможет работать и без диплома.
Валерий продолжал сниматься в кино, сыграв главные роли в таких фильмах, как «Нина» и «Спасённое имя». Однако с 1973 года пропал с экранов.
Валерий получил высшее образование в торговой сфере и завязал с актерской профессией. В разное время он занимал должность директора магазина и руководителя фирмы легкогрузовых перевозок.
«Советский Бельмондо» Геннадий Корольков в 90-е подавал одежду в гардеробе
Коллеги в шутку называли его «наш Бельмондо» из-за внешнего сходства с французским актером Бельмондо. В 70-80 годах Корольков был одним из самых известных советских артистов.
Признание ему принесла главная роль в социальной драме конца 1960-х «Три дня Виктора Чернышева». 26-летнего талантливого артиста заметили зрители и, главное, режиссеры. Фильм стал настоящим прорывом, собрав более 11 миллионов зрителей за первый год показа. Но главный успех был впереди.
В 1971 году вышел 7-серийный фильм «Тени исчезают полдень», где Королькову досталась роль Федора Морозова. После нее он проснулся всесоюзной звездой.
В течение следующих 20 лет Геннадий Корольков снялся в более чем 50 фильмах, чаще всего исполняя положительные роли, такие как комсомольские или партийные вожаки, милиционеры, военные. Его наиболее известные работы включают фильмы «Илга-Иволга», «Юркины рассветы», «Потому что люблю», «Трактир на Пятницкой», «Голубка», «Кольцо из Амстердама», «Государственная граница» и многие другие.
Однако в начале 90-х годов Корольков, как и многие его коллеги, остался без работы. Он вынужден был устроиться гардеробщиком в ресторан, который находился в здании театра, где он ранее играл на сцене.
«Ресторан дорогой, приходили новые русские с дамами, дают чаевые, а я не беру. Так меня чуть не уволили: нельзя обижать господ, надо брать!», — вспоминал потом актер.
Спасением для Геннадия Королькова стал короткометражный фильм, который сняла Галина Долматовская. В нем она рассказала историю гардеробщика, который еще совсем недавно был знаменитым актером. Этот фильм вызвал волну поддержки в кинематографическом сообществе.
В 1998 году Корольков вернулся на экран, однако его роли уже не были такими большими и героическими, как в прежние времена. Поэтому зрители старшего поколения помнят актера по ролям советского периода.
Анастасия Зуева играла бабушку-сказочницу и стала украшением фильмов Александра Роу
А эту актрису отлично помнят все зрители, чье детство пришлось на советскую эпоху. Как только по телевизору начинались сказки, малыши с нетерпением ждали на экране бабушку, которая открывала ставни терема и начинала волшебное повествование: «В некотором царстве…»
Впервые в роли сказительницы она появилась в сказке «Морозко». Роу понял, что этот персонаж очень понравился аудитории, поэтому приглашал актрису в свои следующие фильмы: «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога». Но в актерской судьбе Зуевой есть очень удивительная история.
Если взглянуть на ее фильмографию, то подавляющее большинство ролей — это бабушки. Первую старушку Зуева сыграла еще в…22-летнем возрасте! Дело было в театре — ее характерный талант поразил всех, а сам Станиславский произнес пророческую фразу: «Быть тебе вечной старухой на сцене!». И хотя для многих актеров такое амплуа могло бы стать вызовом, Зуева не испугалась.
У нее не было никаких проблем с тем, чтобы превратиться в старушку. Анастасия наблюдала за пожилыми женщинами повсюду, черпая вдохновение для своих персонажей. На сцене она одевала костюм старушки, скрывала свои красивые руки под перчатками и создавала неповторимые образы, которые оставались в памяти зрителей.
Одной из ярких работ Зуевой стала роль помещицы Коробочки в фильме-спектакле «Мертвые души» по произведению Гоголя. Актриса тщательно продумала образ героини, сшив пухлые перчатки и наложив щечки, что сделало ее образ незабываемым.
Но именно роль сказительницы в фильмах Роу помогла ей навсегда остаться в памяти зрителей. Правда, сегодня те советские сказки не так популярны, поэтому артистку помнят, в основном, зрители среднего и старшего возрастов.
Виктор Борцов не любил вспоминать роль, за которую его обожали зрители
Савву Игнатьевича из «Покровских ворот» помнят все зрители. Именно эта роль принесла Виктору Борцову, который и до этого был весьма популярным, особую любовь аудитории. Интересно, что изначально эту роль должен был исполнить Никита Михалков, но, прочитав сценарий, отказался.
Роль Саввы Игнатьевича у Борцова шла как по маслу. Он ведь вырос в условиях коммунальной квартиры и отлично понимал своего персонажа. Актер даже подсказывал режиссеру, каким должен быть образ героя, какие детали костюма использовать и как вести себя. А некоторые фразы этого персонажа сразу ушли в народ.
Удивительно, но, несмотря на успех «Покровских ворот», сам Виктор Борцов не любил вспоминать этот фильм. Он признавался, что у него было много других работ, которые были не менее успешными, а «Покровскими воротами» он насытился еще во время съемок — режиссер давал смотреть материал.
Но у актера была другая роль, которую он действительно очень любил — Гаврила в фильме «Гардемарины, вперед!».
Борцов восхищался этим персонажем, который делает мази, продает их и помогает своему барину, одному из гардемаринов. Чтобы лучше вжиться в роль, он взял несколько уроков латыни. Это помогло ему создать неповторимый образ и произнести фразу, ставшую крылатой:
Вадим Бероев пропал с экранов сразу после звездной роли
Хотя в театре Вадим Бероев добился больших успехов, его кинокарьера была не такой выдающейся. Актер нередко отказывался от ролей — из-за их схожести с уже сыгранными им персонажами.
Однако, когда режиссер Евгений Ташков предложил ему роль советского разведчика майора Вихря в одноименном фильме, Бероев сначала не был уверен, нужна ли ему эта работа. Но после встречи с Ташковым и обсуждения его видения образа, актер заинтересовался. Режиссер предложил сыграть Вихря не как стандартного героя без страха и упрека, а как обычного человека.
Именно эта роль сделала Бероева всесоюзной звездой в 1967 год. Его майор Вихрь был необычайно популярен, и зрители полюбили его за тонкую игру и особенный взгляд. Парадокс: роль разведчика открывала перед ним двери к еще большему успеху, но кинокарьера пошла на спад.
Бероев больше не снимался в кино, отдавая предпочтения телеспектаклям. Несмотря на свой талант и популярность, он и не смог добиться большого успеха в киноиндустрии. Его карьера осталась скромной, но роль майора Вихря навсегда останется самой яркой в небольшой фильмографии. Правда, даже эту работу сегодня, в основном, помнят лишь зрители старшего поколения.
Борис Битюков взлетел на вершину популярности, но так же быстро упал с Олимпа
У Бориса Битюкова тоже удивительная актерская судьба и тоже не со знаком «плюс». У него не было актерского образования, но это обстоятельство не помешало ему стать известным артистом.
Его первой ролью, которая принесла ему широкую известность, стала роль Ивана Земнухова в фильме «Молодая гвардия» Сергея Герасимова в 1948 году. Эта работа позволила ему заявить о себе в кинематографе и вызвала интерес к его актерскому таланту.
В последующие годы Борис Битюков снялся в нескольких популярных фильмах, таких как «Жуковский» и «Кавалер Золотой Звезды», за которые был удостоен различных наград и премий. Однако настоящий успех пришел к нему в 1956 году — успех такой, что на него равнялись все милиционеры СССР.
Он сыграл роль капитана милиции Михаила Мозарина в детективе «Дело № 306». Персонаж стал в определенном смысле каноническим образом советского милиционера и на долгие годы запомнился зрителям. Однако сегодня этот фильм и игру Битюкова помнит только старшее поколение, поскольку актер быстро исчез с экранов.
Дело в том, что у него появилась пагубная привычка, которая и разрушила кинокарьеру. Битюков упустил несколько главных ролей. Режиссеры стали избегать рисковать, предлагая ему ключевые роли из-за опасений, что артист может не явиться на съемки из-за своей привычки.
А дальше ему приходилось сниматься только в эпизодах, чтобы заработать на жизнь. Поэтому большинство зрителей достаточно быстро забыли про артиста.