Сталинские высотки, старинные усадьбы и витражные станции метро — эти места стали не просто декорациями для оскароносного фильма «Москва слезам не верит». Они — словно молчаливые свидетели счастливых и не очень событий в жизни Кати и других героев. Мы сравнили 7 локаций из мелодрамы — как они выглядели 45 лет назад и что с ними стало.
Гоголевский бульвар: где время не властно над несбывшейся любовью
Гоголевский бульвар хранит одну из самых драматичных сцен фильма. Здесь дважды пересекаются пути Катерины и Рудольфа с разницей в 20 лет. В первой серии Тихомирова сообщает ему о том, что ждет ребенка. А Рудик разрывает с ней отношения окончательно.
Во второй серии все происходит совсем иначе. 20 лет спустя повзрослевшая Катя запрещает Рудольфу видеться с их общей дочерью, которую она с первого дня воспитывала в одиночку. На этот раз поседевший Рудик остается у разбитого корыта, а Гоголевский бульвар вновь стал символом их расставания.
Интересно, что природа словно специально создала декорации для этих эпизодов. Бульвар расположен на трех уровнях высоты из-за берегов ручья. Такой необычный рельеф превратил место в естественную театральную площадку, где разыгралась история несостоявшейся любви.
За спинами героев во время съемок виден старинный особняк с колоннами — усадьба декабриста Михаила Нарышкина XVIII века. В этих стенах когда-то собирались участники тайных обществ, а Кондратий Рылеев читал свои вольнолюбивые «Думы». Сегодня в здании, которое пережило множество исторических эпох, расположился Московский музей современного искусства.
Та самая скамейка, где происходили обе встречи Кати и Рудика, стояла на фоне дома № 11 — изящного особняка 1912 года постройки.
Когда-то это был доходный дом князя Оболенского. В настоящее время здание выглядит вот так:
Хотя советские скамейки давно заменили современными, общий «винтажный» стиль парковой мебели сохранился.
Станция двух ролей: как Новослободскую превратили в другую станцию метро
На станции «Новослободская» разыгралась одна из самых романтичных сцен фильма — знакомство Людмилы с хоккеистом Гуриным. Любопытно, что эта же станция сыграла в картине двойную роль. Съемочная группа замаскировала ее под «Охотный ряд», заклеив настоящее название темной полосой и установив бутафорскую табличку.
Витражи станции, под которыми проходит героиня Ирины Муравьевой, хранят свою удивительную историю. Они созданы из стекол, которые предназначались для католических костелов. А эскизы для них создавал художник Павел Корин, черпавший вдохновение в старинных парчовых орнаментах и древних книгах.
В 2020–2022 годах станция пережила масштабную реконструкцию: появился четвертый эскалатор, установили кассы с электрохромными стеклами. При этом исторические витражи и художественное оформление бережно сохранили. Хотя яркое современное освещение несколько изменило атмосферу таинственного грота, которую задумывали архитекторы.
Знаменитая сталинская высотка, где создавался миф о красивой жизни Кати
Высотка на Кудринской площади сыграла в фильме роль роскошного дома, где Катя и Люда на месяц становятся «дочерьми профессора Тихомирова».
Любопытно, что в кадр попали только внешние стены здания — все интерьерные сцены снимались в другой сталинской высотке, на Котельнической набережной.
Построенная в 1954 году на месте разрушенной церкви Покрова XVII века, высотка получила прозвище «Дом авиаторов». Большинство квартир здесь получили работники авиационной промышленности. Здание возвели на трофейном немецком граните, который Гитлер планировал использовать для своих триумфальных построек.
В советское время дом поражал техническим оснащением: в квартирах были установлены посудомойки, а температура регулировалась с помощью автоматической системы.
Сегодня здание требует серьезной реставрации — фасад обнесен защитной сеткой из-за риска падения облицовки, а в подвалах скапливается вода. Впрочем, квартиры в этом 156-метровом небоскребе по-прежнему считаются элитным жильем. Хотя былая роскошь сохранилась лишь в мраморных холлах с лепниной и старинными люстрами.
Ступени славы: где Катя и Люда встретили «начинающего актера» Смоктуновского
На ступеньках здания на Поварской улице разворачивается сцена фестиваля французского кино, где Катя и Люда встречают «начинающего актера» Смоктуновского. Примечательно, что изначально этого эпизода в сценарии не было — по первому варианту девушки должны были наблюдать за гостями дипломатического приема.
Построенное в 1934 году здание задумывалось как «Центральный дом Каторги и ссылки». Однако политкаторжане так и не успели им воспользоваться — в 1935 году общество ликвидировали. После этого здесь размещались кинотеатр «Первый», Театр-студия киноактера, Дом кино.
С 2017 года историческое здание закрыто на масштабную реконструкцию. После завершения работ здесь откроется «Мастерская „12“ Никиты Михалкова» с большой и малой сценами, кинозалом и студией звукозаписи. В обновленных интерьерах бережно сохранят оригинальные детали: мозаичные полы времен братьев Весниных, колонны с венецианской штукатуркой и винтовые лестницы по бокам сцены.
Где героиня Муравьевой искала женихов-академиков
В читальном зале № 3 Ленинской библиотеки снимали сцену, где предприимчивая Людмила охотится на «академиков и философов». Этот зал, крупнейший в Европе, стал настоящей звездой советского кино — после выхода фильма попасть сюда мечтали тысячи зрителей.
Само здание библиотеки, построенное в 1928–1941 годах, задумывалось как «пролетарский форум» в сердце Москвы. 19-этажное книгохранилище тактично отодвинули вглубь участка, чтобы оно не соперничало с кремлевскими башнями. В 1947 году здесь появились технические новшества — пятидесятиметровый лифт для книг и пневмопочта, которой пользуются до сих пор.
В 2023 году главный вход «Ленинки» открылся после двухлетней реставрации. За это время обновили знаменитую Мраморную лестницу, по которой за всю историю прошли около 120 миллионов человек.
Впрочем, здание называют «московской пизанской башней» — книгохранилище медленно заваливается в сторону Староваганьковского переулка. В планах руководства — строительство нового корпуса к 2030 году.
Гоша организовал пикник в очень живописном месте. Но это не Воронцовские пруды
В усадьбе Архангельское в подмосковном Красногорске снимали знаменитую сцену пикника, где Гоша знакомит Катерину и ее дочь Александру со своими друзьями. Сначала многие зрители ошибочно думали, что компания отправилась отдыхать на Воронцовские пруды — ведь именно это место Георгий упоминал в своих рассказах.
Интересно, что режиссер Владимир Меньшов сам появился в кадре — в черном плаще и широкополой шляпе он привозит бочонок вина. А бородатого мужчину, готовящего шашлык, сыграл сценарист «Афони» Александр Бородянский.
Сцену сняли с первого дубля — актеры действительно устроили настоящий пикник, а оператор просто фиксировал происходящее. В кадр попали только березовая роща и поля, хотя усадьба славится роскошными террасами и скульптурами.
История этого места началась в XVI веке с деревеньки Уполозы. Расцвет пришелся на начало XIX века при князе Юсупове — тогда появились знаменитый театр Гонзаги, регулярный парк с фонтанами и уникальная коллекция скульптур.
Сегодня усадьба переживает второе рождение — в 2022 году получила статус музея-заповедника. Здесь проводятся концерты классической музыки, выставки современного искусства, а в отреставрированном театре Гонзаги снова идут спектакли.
Территория в 800 гектаров превратилась в один из крупнейших музейных комплексов Подмосковья, где старинная архитектура гармонично сочетается с новой культурной жизнью.
Белый дом попал в кадр не просто так. Что он символизирует
Белый дом появляется в фильме в одной из самых пронзительных сцен второй серии — здесь происходит встреча Екатерины с женатым Володей (Олег Табаков). Режиссер Владимир Меньшов выбрал это место неслучайно. Холодный официозный перекресток среди машин и высоток символизировал пустоту отношений героев.
Примечательно, что в момент съемок здание еще достраивалось — его возведение растянулось на целых 16 лет (1965-1981). Монументальное здание высотой 119 метров облицовано белым мрамором, что впоследствии дало зданию народное название «Белый дом».
Судьба здания оказалась драматичной: в октябре 1993 года оно пережило танковый обстрел, получив 12 прямых попаданий. После часы на башне заменили на позолоченного двуглавого орла, а территорию огородили массивной оградой.
В последние годы здание переживает масштабную реконструкцию стоимостью более пяти млрд рублей. Причина — аварийное состояние кровли, протечки в подвалах и износ инженерных систем, работающих с 1978 года. Тем не менее внешний облик здания останется неизменным — проект предусматривает лишь обновление внутренних конструкций и благоустройство территории.
Любопытно, что под зданием находится секретное убежище с выходом в систему «Метро-2». Вечерами Белый дом становится одной из самых эффектных московских достопримечательностей благодаря художественной подсветке.