Татьяна Доронина: биография легенды, 5 бездетных браков и одиночество в доме престарелых

Анна Багдасарова,
редакция Femmie

О ней мечтали миллионы мужчин, но ее главной любовью всегда был театр.

"Три тополя на Плющихе" / Мосфильм

Она стала не только легендой и примой советского театра и кино. Татьяна Доронина 30 лет возглавляла МХТ им. Горького и сегодня, в 91 год, остается его президентом. Пять браков сформировали репутацию «неудобной» актрисы, не признающей полутонов. При этом Доронина никогда не скрывала: сцена оставалась её главным романом. Расскажем, как сложилась ее судьба и почему так и не стала матерью.

Справка:

Имя: Татьяна Васильевна Доронина
Кто такая: актриса театра и кино, режиссер
Дата и место рождения: 12 сентября 1933 (91 год), Ленинград, СССР
Рост: 165 см
Ссылки: Кинопоиск, Википедия

 

Содержание (кликните, чтобы перейти)

— Родилась в семье старовера и провела детство в эвакуации
— Путь к сцене: как в 14 лет поступала в театральный и получила отказ
— Театральная карьера: от провинции до МХАТа
— Кинокарьера: почему режиссеры боялись работать с ней
— Личная жизнь
— Первый муж Олег Басилашвили: не простила его предательства
— Второй и очень короткий брак с критиком
Третий муж Эдвард Радзинский писал для нее пьесы
Четвертый брак с актером Борисом Химичевым стал самым долгим
В пятом браке с чиновником актриса видела его корысть
Отрицала близкие отношения с Олегом Ефремовым
— Как живет 91-летняя Татьяна Доронина
— Правда ли, что Доронину называют «хозяйкой МХАТа»?
— В честь актрисы назван астероид?
— Награды, премии и звания Татьяны Дорониной

 

Военное детство Татьяны и мечты о сцене

Татьяна Доронина появилась на свет 12 сентября 1933 года в Ленинграде, в семье, где даже в голодные 1930-е царила особая теплота. Её отец, Василий Иванович, выходец из староверов, работал шеф-поваром.

«Всю жизнь он прожил по заветам старой веры. До конца дней не пил и не курил. Несмотря на то что всегда работал, как говорят, „при кухне“, никогда не своровал ни крошки… Человек добрейшей души, он, повар, даже курицы зарезать не мог», — так Доронина вспоминала своего отца.

Ее мать, Анна Ивановна, дочь церковного старосты, посвятила себя дочерям. Русские корни, крестьянская закалка и глубокая вера стали основой семьи. Но до рождения Тани их ждала трагедия: первенцы-двойняшки — мальчик и девочка — умерли через несколько часов после родов. Детей успели окрестить, и эта потеря навсегда оставила шрам в душе Анны Ивановны.

Татьяна Доронина в детстве

Довоенные годы запомнились Тане коммунальной квартирой на переулке Ильича, где в тесноте ютились шесть семей. Девочка донашивала перешитые платья сестры, а её тряпичные туфли рвались, обнажая пальцы. Несмотря на бедность, отец водил дочерей на прогулки по Невскому, читал им Гоголя и Чехова, зажигая искру любви к искусству. Война перечеркнула этот хрупкий мир.

В 1941-м Василий Иванович ушёл на Ленинградский фронт, а Татьяна с матерью и сестрой отправились в эвакуацию. «Ехали долго до Данилова, целых пять суток… Мама поставила чемоданы, взгромоздила на них узлы, поставила нас с Галей тоже, как ставила чемоданы», — вспоминала актриса.

В ярославской глубинке Анна Ивановна шила солдатские шинели по 12 часов в день, а по вечерам полола колхозные поля ради дополнительного пайка. Семья выживала благодаря огороду бабушки: хлеб пекли из картофеля, а «тюря» — хлеб с квасом — стала главным блюдом. Возвращение отца с фронта в 1944-м, израненного, но живого, Татьяна запомнила как чудо.

А вскоре, после возвращения из эвакуации в Ленинград, в ней проснулась тяга к театру. Всё началось со спектакля «Ночь перед Рождеством». Деревенские декорации, яркие костюмы и игра актёров потрясли её. Так начались ее мечты о сцене.

Как 14-летняя школьница Таня покорила театральных педагогов

Татьяна в юности

В Ленинграде Таня столкнулась с неожиданной проблемой: в четвертом классе девочку оставили на второй год из-за пропущенного французского. Чтобы исправить оценку, она записалась в кружок при Дворце пионеров. Но судьба приготовила сюрприз: вместо языковых курсов девушка случайно попала в театральную студию. Так начался роман с искусством — под руководством актёра Ивана Музалёва она разучивала монологи из «Молодой гвардии», а через год уже стояла на сцене городского дворца культуры с дипломом победителя конкурса чтецов.

В 14 лет, тайком от родителей, она подала документы в легендарную Школу-студию МХАТ. Чудом прошла три тура, но ректор развёл руками:

«Без аттестата — никуда. Приходи после школы».

Эти слова стали вызовом. Окончив школу с отличием, Доронина штурмовала театральные вузы снова — и покорила приемные комиссии во всех учреждениях. Из пяти предложений выбрала Школу-студию МХАТ и курс Павла Массальского. Вместе с ней учились и будущие звезды: Олег Басилашвили, Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев.

Татьяна Доронина (в первом ряду справа) вместе с однокурсниками  Школы-студии МХАТ и преподавателем Елизаветой Саричевой / Архив МХТ им.Чехова

Учёба напоминала марафон. Пока однокурсники репетировали, Таня часами отрабатывала мимику перед зеркалом. Педагог Борис Вершилов, известный своей строгостью, ставил её в пример: «Смотрите, как Доронина проживает роль!». В 1956-м скромная ленинградская девочка вышла из стен училища.

Театральная карьера: от провинции до статуса примы БДТ

После Школы-студии МХАТ её с мужем Олегом Басилашвили отправили в Сталинградский драматический театр. Но провинциальная сцена быстро стала тесной для амбициозной пары: уже через полгода они перебрались в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола. Настоящий взлёт ждал Татьяну в 1959 году.

Тогда Георгий Товстоногов искал актрису на роль Надежды Монаховой для спектакля «Варвары». Услышав о талантливой выпускнице, он лично позвонил ей. Доронина поставила условие: в труппу примут и ее супруга. Товстоногов, оценив её смелость, взял в БДТ обоих.

В спектакле «Идиот» вместе с Иннокентием Смоктуновским / БДТ

Роль Надежды Монаховой стала билетом в большую жизнь. Зрители плакали, глядя, как её героиня разрывается между чувством и долгом. Вслед за этим — Софья в «Горе от ума», Настасья Филипповна в «Идиоте». В БДТ Доронина моментально стала примой: Товстоногов выстраивал репертуар вокруг неё, а фраза «Любите ли вы театр?» в её исполнении заставляла зал замирать.

Но в 1966 году Доронина неожиданно ушла из театра, последовав за третьим мужем, драматургом Эдвардом Радзинским, в Москву. Позже она называла этот шаг чуть ли не главной ошибкой в своей жизни:

«Предала режиссёра, который верил в меня».

Причины были в том числе и в конфликтах — коллеги завидовали её успеху, а директор театра Алла Тарасова открыто ее недолюбливала. Даже спустя годы Доронина с грустью вспоминала БДТ: «Там я чувствовала радость сцены. В Москве её не стало».

Её уход Товстоногов переживал тяжело.

«Место примы нашего театра вакантно, но не думайте, что его кто-то займет», — сказал он.

Татьяна Доронина в московских театрах: от триумфа до драмы

Когда Татьяна Доронина в 1966 году пришла во МХАТ, ее уже ждала слава после ленинградского БДТ. Но Москва стала новым вызовом. Всего за шесть лет она создала галерею образов, которые до сих пор называют эталонными.

Грушенька из «Братьев Карамазовых» с её страстной натурой, Настя из горьковского «На дне» с горькой иронией, Маша из чеховских «Трех сестер» — хрупкая, но непокорённая. А её Дульсинея в спектакле по пьесе Володина покорила даже скептиков: актриса соединила лирику с едва уловимой грустью, словно предчувствуя скорые перемены.

Татьяна Доронина (Альдонса) и Олег Ефремов (дон Луис), «Дульсинея Тобосская», МХАТ / Архив МХТ им.Чехова

В 1972-м Доронина неожиданно ушла в Театр Маяковского — говорят, из-за творческих разногласий. Но и там её ждал успех. Андрей Гончаров, тогдашний худрук, доверял ей самые сложные роли. Она пела в мюзикле «Человек из Ламанчи», блистала в «Чайке» как Аркадина, а в спектакле «Да здравствует королева, виват!» сыграла сразу двух королев — Елизавету Тюдор и Марию Стюарт. Публика не могла оторвать глаз от её перевоплощений: за один вечер Доронина показывала и властность, и обречённость, заставляя зрителей сопереживать обеим соперницам.

Возвращение во МХАТ в 1983-м стало поворотным. Олег Ефремов, тогдашний руководитель, позвал её не просто как актрису — как соратника. Она сыграла Мамаеву в остроумной комедии Островского и провела моноспектакль «Скамейка», где за 40 минут в одиночку раскрыла всю палитру женских эмоций. Но главное испытание ждало впереди: в 1987-м, после раскола МХАТа, Доронина возглавила часть труппы, оставшуюся под именем Горького.

30 лет у руля театра — это история не только спектаклей. Она боролась за традиции: сохраняла классический репертуар, восстанавливала декорации Серебровского, вводила «вечные» контракты для актёров. Её Раневская в «Вишнёвом саде» и Васса Железнова стали легендами. Но в 2018-м грянул скандал.

Министерство культуры перевело 85-летнюю Доронину на пост президента, назначив нового худрука. Татьяна Васильевна, по слухам, потеряла 20 кг от стресса. Несмотря на титул президента, её эпоха закончилась. Но те, кто видел её на сцене, до сих пор говорят: «Это была не игра — это была жизнь».

Кинокарьера Татьяны Дорониной: культовые роли и народная любовь

Её путь в кино начался с роли Зои в фильме «Первый эшелон» (1955), но настоящий успех пришел спустя десятилетие. Доронина, выпускница Школы-студии МХАТ, долго оставалась в тени — она играла эпизоды, пока театр занимал её сердце.

В 1966-м режиссёр Георгий Натансон, наперекор автору пьесы, доверил ей роль Нади в «Старшей сестре». Фильм собрал 22,5 млн зрителей, а журнал «Советский экран» назвал Доронину «актрисой года».

«Старшая сестра» / Мосфильм

Через год на экраны вышли «Три тополя на Плющихе» — история случайной встречи таксиста и деревенской женщины. Доронина, игравшая Нюру, отказалась от поцелуя с Олегом Ефремовым, заменив его на сдержанное объятие. Этот жест сделал сцену культовой, а фильм — обладателем премии кинофестиваля в Мар-дель-Плата.

«Три тополя на Плющихе» / Киностудия им.Горького

В 1968-м она покорила зрителей в драме «Ещё раз про любовь», где её героиня-стюардесса Наташа с гитарой в руках пела о «солнечном зайчике». Сценарий, написанный третьим мужем актрисы Эдвардом Радзинским, специально адаптировали под её харизму. Сравнения с Мэрилин Монро лишь подчеркивали: Доронина стала символом эпохи.

«Ещё раз про любовь» / Мосфильм

Пиком её карьеры стала «Мачеха» (1973) — трогательная история Шуры Олеванцевой, женщины, принявшей чужого ребенка. Доронина сама пробивала экранизацию повести, а финальная сцена, где приёмная дочь называет ее мамой, до сих пор заставляет зрителей плакать. Фильм собрал 59,4 млн зрителей, а Тегеранский кинофестиваль вручил актрисе спецприз.

«Мачеха» / Мосфильм

Казалось, впереди — новые вершины, но с середины 70-х Доронина почти перестала сниматься. Причины? Конфликт с руководством «Мосфильма», которое высмеяло «Мачеху» как «про тётку из совхоза». А еще мешала её принципиальность, из-за которой режиссеры боялись с ней работать. На съемках актриса требовала переделывать сцены и вообще капризничала, доводя съемочную группу. В 1985-м на экраны вышел последний художественный фильм с ее участием — «Валентин и Валентина».

Но главное причина скромной фильмографии была в том, что Доронина выбрала театр и всегда была ему верна.

Музыкальное творчество: голос, который невозможно забыть

Её голос стал звуковым портретом эпохи — низкий, с легкой хрипотцой и гипнотической медлительностью. Когда Татьяна Доронина пела, казалось, будто слышишь биение сердца самой героини. Всю страну покорила её «Нежность» из фильма «Три тополя на Плющихе» (1967). Песня, написанная Александрой Пахмутовой, превратила сцену в такси в исповедь женщины, которая выбирает между чувством и долгом.

«Три тополя на Плющихе» / Киностудия им.Горького

Интересно, что актриса сначала отказывалась от роли, считая сценарий слишком простым, но режиссёр Татьяна Лиознова уговорила её спеть на пробах — и этот номер решил всё.

Не менее пронзительно звучал «Кораблик» в картине «Старшая сестра» (1966). Доронина аккомпанировала себе на гитаре, превратив стихи Бернса в монолог о несбывшихся мечтах. А в драме «Мачеха» (1973) её героиня запела народную «Ой, закрыл туман» — будто от лица всех женщин, взявших на себя чужую боль.

Личная жизнь: пять браков и одиночество

Первый муж — Олег Басилашвили

Х/ф «Невеста» / Ленфильм

Их история началась в Школе-студии МХАТ, где яркая Татьяна с её вызывающей уверенностью и скромный Олег, потомственный интеллигент, казались полными противоположностями. На втором курсе между ними вспыхнул роман, который однокурсники встретили с недоумением — Доронину считали «слишком высокомерной», а Басилашвили — «не её уровня». Но в 1955 году, едва получив дипломы, пара сыграла скромную свадьбу — без колец и белого платья.

Молодожёны отправились в Сталинградский драмтеатр, куда Олега распределили после вуза. Татьяна, отказавшись от выгодных предложений московских театров, последовала за мужем. Через три года супруги переехали в Ленинград, где их карьеры пошли вверх: Доронина стала примой БДТ, а Басилашвили долго оставался в тени.

С Татьяной Пилецкой в фильме «Невеста» / Ленфильм

Но брак дал трещину еще в 1956 году. Во время съёмок фильма «Невеста» Олег увлёкся актрисой Татьяной Пилецкой. Доронина, приехавшая с неожиданным визитом, застала мужа в гримёрке за весьма тесным общением с коллегой. Не в силах простить измену, она прервала беременность двойней.

«Врач сказала: „Жалко, девочка и мальчик“… Но я уже не могла их родить», — позже признавалась актриса.

Несмотря на попытки спасти отношения, к 1963 году пара окончательно отдалилась друг от друга. Инициатором развода после 8 лет семейной жизни стала Доронина. Как позже объяснял Басилашвили, «она нашла людей интереснее меня».

Второй брак с критиком едва продержался три года

Анатолий Юфит. Д/ф «Татьяна Доронина. Одиночество королевы», ТВЦ

Анатолий Юфит впервые увидел её на сцене БДТ в роли Нины Заречной — хрупкой, трагичной, неотразимой. Авторитетный театральный критик и педагог, на десять лет старше Татьяны, забыл о сдержанности профессионала. После спектакля он отправил за кулисы букет с запиской:

«Ваш Чехов — это взрыв. А вы — гениальны».

Для Дорониной, переживавшей болезненный развод с Олегом Басилашвили, эти ухаживания стали глотком воздуха. Юфит казался идеалом: эрудированный, с безупречными манерами, готовый носить её на руках. Через месяц она уже жила в его ленинградской квартире.

Их союз напоминал дуэт режиссёра и примы — только за пределами сцены. Юфит, привыкший анализировать чужие роли, начал «ставить» жизнь возлюбленной. Он советовал, с кем общаться, пытался влиять на творческие решения.

«Ты должна беречь талант, а не растрачивать его на ерунду», — повторял он.

Первые два года Доронина мирилась с этим, ценя его заботу. Но к третьему году гражданского брака её стало раздражать, что даже дома она чувствует себя «актрисой под контролем театрального начальства».

Развязка наступила прозаично. Вернувшись с гастролей, Татьяна не нашла Юфита на перроне. Обида перевесила совместные годы. В тот же вечер её утешал молодой драматург Эдвард Радзинский, встретивший актрису с цветами у подъезда.

Юфит, узнав об этом, потребовал объяснений, но Доронина лишь пожала плечами. А вскоре она уехала в Москву, где её ждал новый виток карьеры во МХАТе. Больше их пути никогда не пересекались.

Третий муж Эдвард Радзинский: любовь, которая перевернула карьеру

«Эдвард Радзинский в молодости / Википедия

Эта история началась со скандала на репетиции. В 1964 году Эдвард Радзинский приехал в ленинградский БДТ, где ставили его пьесу „104 страницы про любовь“. Татьяна Доронина, игравшая главную роль, в пылу спора с режиссером не заметила, как в пустом зале остался лишь один зритель — сам автор. Позже Радзинский признавался: её энергия и талант ударили током. „Таких в нашей стране не снимают“, — думал он, наблюдая за актрисой, которая тогда уже блистала в театре, но оставалась неизвестной в кино.

Ради него Доронина совершила то, что позже назовет ошибкой. В 1966 году, оставив карьеру в БДТ и статус ведущей актрисы Товстоногова, она уехала в Москву. Переезд стал поворотным: Радзинский, ставший мужем и творческим наставником, буквально „вписывал“ её в кино.

«Старшая сестра» / Мосфильм

Дома они репетировали сцены для «Трёх тополей на Плющихе» и «Ещё раз про любовь», а драматург создавал роли специально под её харизму.

«Если бы Таня осталась в БДТ, никто не увидел бы её как кинозвезду», — позже отметит он.

Пять лет их брак напоминал творческий дуэт. Радзинский называл Доронину музой, посвятив ей пьесу «Старая актриса на роль жены Достоевского». Но за кулисами страсти кипели иначе. «Мы оба жили работой», — кратко объясняла актриса.

Радзинский добавлял: «Её характер — несчастное продолжение таланта».

К 1971 году стало ясно — два лидера не уживутся в одной лодке. Они развелись без громких скандалов, сохранив уважение.

Четвертый брак с актером стал самым долгим в жизни Дорониной

Татьяна Доронина и Борис Химичев / Д/ф «Татьяна Доронина. Одиночество королевы», ТВЦ

Этот союз мог бы стать сюжетом для мелодрамы: почти 10 лет страстей, творческих взлётов и разбитой посуды. В 1973 году Татьяна Доронина, уже народная артистка СССР, вышла замуж за Бориса Химичева — актёра Театра им. Маяковского. К тому моменту он снялся в культовом «Операция „Трест“» и детективе «Сыщик», но его слава меркла рядом с славой жены.

«Когда нас представляли, всегда звучало: „Это Татьяна Васильевна, а это её муж“», — вспоминал позже Химичев.

Их брак стал рекордным для Дорониной — предыдущие три укладывались в 16 лет суммарно. За фасадом «звёздной пары» скрывались ежедневные баталии. Он мечтал о детях, она — о новых ролях. Во время ссор в их квартире летали тарелки и даже стулья.

Химичев, игравший вторые роли в кино, оказался «в тени» и в жизни. Доронина решала, какие спектакли ставить, куда ехать на гастроли и когда устраивать вечеринки. «Я задыхался под прессингом её личности», — признавался он. Примирения были такими же яркими, как и ссоры.

Финальный аккорд прозвучал в 1982-м. Во время гастролей в Кишинёве Доронина собрала вещи и исчезла, оставив записку: «Боречка, я замуж выхожу». Формальной причиной развода стал новый роман актрисы с чиновником, но сам Химичев понимал: они исчерпали друг друга.

Пятый муж: чиновник, который хотел быть идеальным

Их история началась в подмосковном дачном посёлке «Актёр», где Татьяна возглавляла правление, а Роберт Тохненко помогал с организацией инфраструктуры. Выпускник МГИМО, чиновник Министерства нефтяной промышленности и ЦК ВЛКСМ казался человеком из другого мира — не актёром, не режиссёром, а прагматиком с дипломатическими связями.

«Увидел её в простом ситцевом платье… моментально возжелал», — позже признавался он.

Но Доронина, переживавшая смерть отца, сначала заметила в нём не страсть, а опору: он терпеливо слушал, поддерживал и постепенно стал незаменимым.

Википедия

Свадьба в 1982 году превратила Роберта в «мужа звезды» — роль, которую он принял безоговорочно. Он встречал Татьяну после спектаклей, часами ждал у театра, пока та общалась с поклонниками, сам готовил ужины. Коллеги актрисы вспоминали: «Он растворялся в ней, как тень». Но за внешней идиллией скрывалось напряжение.

Доронина в мемуарах намекала: Тохненко видел в её статусе возможность своего карьерного роста. Когда через три года она захотела развода, он сопротивлялся — по её словам, «из-за меркантильных интересов».

Их расставание в 1986-м стало тихим, но окончательным. Роберт до конца жизни называл брак «счастливым», а Татьяна признавалась: «Оставшись одна, испытала радость».

После развода легенда советского кино больше не искала любви — ее семьей стал МХАТ, где она правила жестко и бескомпромиссно.

Отношения Дорониной и Олега Ефремова — правда или вымысел?

Их история началась в стенах Школы-студии МХАТ: молодой преподаватель Ефремов и студентка Доронина. Слухи о романе вспыхнули после съемок в «Трёх тополях на Плющихе» — зрители верили в их экранную любовь так сильно, что «поженили» актеров в реальной жизни.

«Три тополя на Плющихе» / Киностудия им.Горького

Но сама Татьяна Васильевна всегда отрицала отношения. «Как можно влюбиться в человека, который не скрывал своих слабостей?» — намекала она на пристрастие Ефремова к алкоголю. Противоположную версию озвучил заведующий труппой МХАТа Евгений Новиков: «Олег признался мне, что между ними что-то было. Он не умел играть чувства без настоящей близости».

Их пути снова пересеклись, когда Ефремов возглавил МХАТ. Доронина вернулась в театр ради роли Анны Карениной, но вместо этого получила «Скамейку» — пьесу, которую терпеть не могла. Ефремов, в свою очередь, видел в ней союзницу: именно Доронина уговорила министра культуры разрешить спорную постановку. Но чем больше они работали вместе, тем сильнее становились разногласия. «Он запрещал мне сниматься в других проектах», — вспоминала Татьяна Васильевна.

Кульминацией стал раскол МХАТа в 1987 году. Их последняя встреча произошла за год до его смерти: тяжело больной Ефремов пришёл на спектакль в театр Дорониной, но отказался зайти за кулисы.

91-летняя Татьяна Доронина сейчас

Татьяна Доронина в 2019 году / Википедия

После перенесенного в 2022 году ковида с поражением лёгких Татьяна Васильевна столкнулась с неожиданным осложнением: мучительные боли в ногах лишили её возможности свободно передвигаться. «Она практически не встаёт с кресла, но ум остается ясным, как в лучшие годы», — делится подруга актрисы Лидия Матасова.

Несмотря на физические ограничения, Доронина в 2023 году лично получила из рук президента орден «За заслуги в культуре» — этот момент стал её последним публичным выходом.

Судьба приготовила ей еще один резкий поворот: летом 2022 года актрису перевезли из элитного подмосковного санатория. Причиной стали конфликты с персоналом и неподъемная стоимость проживания — 700-900 тысяч рублей ежемесячно. Сегодня она живет в скромном геронтологическом центре «Юго-Западный», где ей выделили двухкомнатную квартиру с кухней. За актрисой ухаживают шесть медсестер. Проживание и заботу о Дорониной оплачивает МХАТ — около 25 тысяч рублей в месяц.

Формально Доронина остается президентом театра, но реальные бразды правления давно в других руках. Она дает поручения через помощника, интересуется репертуаром, но физически не может участвовать в собраниях.

Ее мир сузился до круга из трёх человек: верный помощник Игорь, гримёр и водитель, которые выполняют личные просьбы.

Интересные факты

Правда ли, что Доронину называют «хозяйкой МХАТа»?

Она действительно получила это неофициальное звание в 1987 году, когда стала худруком этого театра.

В честь актрисы назван астероид?

Да, астероид 19120 Doronina носит имя Татьяны Васильевны. Он был открыт 6 августа 1983 года в Крымской астрофизической обсерватории.

Доронина написала книгу?

Да, в 1998 году была издана ее книга «Дневник актрисы». Это мемуарный жанр с размышлениями о театральном искусстве.

Доронина ставила спектакли во МХАТе как режиссер?

Да, у Татьяны Васильевны есть режиссерский опыт: «Зойкина квартира» (1989), «Лес» А. Островского (1993), «Мадам Александра» Ж. Ануя (1993), «Без вины виноватые» А. Островского (2000), «Васса Железнова» М. Горького (2003).

Награды, премии и звания Татьяны Дорониной

Государственные награды:

  • Орден «За заслуги перед Отечеством»
  • I степени (2019), II степени (2013), III степени (2003), IV степени (1998);
  • Орден Дружбы народов (1994);
  • Орден Почёта (2008);
  • Орден «За заслуги в культуре и искусстве» (2023);
  • Медаль Франциска Скорины (Белоруссия, 2001).

Звания:

  • Народная артистка СССР (1981);
  • Почётный гражданин г. Данилов (2013).

Театральные премии:

  • Первая премия Всесоюзного смотра драматических театров (1957) — за роль в спектакле «Фабричная девчонка»;
  • Премия имени Евгения Лебедева (2004);
  • «Золотая маска» (2013) — за вклад в театральное искусство;
  • «Хрустальная роза Виктора Розова» (2001);
  • Царскосельская художественная премия (2013);
  • «Звезда театрала» (2014) — в номинации «Легенда сцены».

Кинематографические награды:

  • Лучшая актриса года по версии журнала «Советский экран» (1967, 1968, 1973);
  • Премия IV Всесоюзного кинофестиваля (1970) — за роль в фильме «Три тополя на Плющихе»;
  • Специальный приз МКФ в Тегеране (1973) — за роль в фильме «Мачеха»;
  • Золотая медаль имени Сергея Бондарчука (1997).

Международные и профессиональные признания:

  • «Человек года-2013»;
  • «Актриса эпохи» от Международного клуба Евразия.
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook