У большинства людей куклы ассоциируются с детскими играми или несерьезными взрослыми, которые собирают фигурки любимых персонажей. Но, глядя на произведения Марины Бычковой, понимаешь, что кукла может быть чем-то большим. Работы Марины вдохновляют, заставляют задуматься и пользуются огромной популярностью у коллекционеров. Рассказываем, чем особенны эти куклы и почему люди готовы скупать этих неземных созданий за баснословные деньги.
«Я верю в то, что родилась на свет, чтобы делать кукол»
Марина Сергеевна Бычкова родилась в 1982 года в Новокузнецке. В 1997 году вместе с родителями и двумя младшими сестрами переехала в Канаду, в город Ванкувер. С тех пор ей ни разу не удалось побывать в России, о чем девушка сожалеет. Она все еще любит эту страну и гордится своим происхождением. Кстати, в ее семье верят, что род Бычковых происходит от Владимира Мономаха.
В Ванкувере она закончила институт художественного дизайна имени Эмили Карр. Там девушка получила степень бакалавра изобразительных искусств. Марина считает, что обучение было необходимо для ее дальнейшего творчества. Оно помогло систематизировать знания и умения.
Параллельно девушка посещала курсы ювелирного дела. Но больше всего ее увлекало изготовление кукол. С самого детства она представляла себе неземных, нереальных созданий, полных грации и красоты. Девушка рисовала их на бумаге или вырезала похожие образы из журнала. Она мечтала создать что-то, что отвечало бы ее поискам совершенной красоты. Эти поиски вылились в желание сделать идеальную куклу, а желание — в основание бренда фарфоровых и полиуретановых кукол The Enchanted Doll в 2004 году.
«Мне суждено было стать марионеточным скульптором»
Больше всего Марина не любит шаблоны. Ведь именно так, по ее мнению, появляются скучные и уродливые куклы. Для нее же главное — выйти за пределы, найти что-то новое. Каждая из ее кукол — это сказка, в которой есть что-то одновременно прекрасное и страшное.
В других куклах не встретить такой анатомической реалистичности: татуировок, шрамов, слез и даже укусов. А в куклах Марины все это есть. Это помогает им возвыситься над обычными игрушками и стать чем-то большим. Как любое произведение искусства, куклы Марины несут в себе идеи.
Это не только образы из фантазий автора. Еще это переосмысление сказочных персонажей. Трагическая история Снегурочки, сложные испытания Принцессы на Горошине, необычный взгляд на Золушку — все куклы по мотивам сказок являются воплощением драматических событий жизни героинь. От привычного долго и счастливо в этих образах мало что осталось.
Часто Марина обращается к реальным историческим персонажам. Так появились Эржебет Батори и китайская императрица Циси. А когда хочет привлечь внимание к социальным проблемам, делает кукол с говорящими названиями и узнаваемыми чертами. Среди них есть, например, Стокгольмский синдром, Горе, Депрессия, кукла в поддержку борьбы с раком молочной железы.
Искусство рождается в муках
Одну куклу мастерица создает от 200 до 500 часов. И основное время тратит на создание аксессуаров: одежды, украшений, прически. Все делает вручную. От росписи куклы, которую критики называют васнецовской или врубелевской, до создания малейших деталей. Наряды своих кукол Марина украшает бисером, жемчугом, драгоценными и полудрагоценными камнями, серебром и золотом. Например, к платью Снегурочки она пришила 32 000 бисеринок, чтобы воссоздать блеск снежинок.
Технический процесс создания куклы, по словам Марины, довольно скучный. Она рисует эскиз, по которому делает модель из полимерной глины. Эта модель нужна, чтобы убрать все недостатки. И уже по этой форме отливается фарфоровая заготовка, которую красят специальными устойчивыми красками и обжигают. После этого все части соединяются шарнирами, специально доработанными Мариной так, чтобы кукла могла принимать реалистичные позы. А затем уже создаются уникальное платье, украшения и прическа.
Работа с таким материалом как фарфор довольно сложная. Нужны специфические знания и умения, а также специальное оборудование. Но результат того стоит. Если фарфор обработать правильно, то кукла будет казаться живой и теплой. На таких кукол практически не действует время, и они могут на многие поколения остаться в семье.
«Кукла для меня — это мечта, которая сбылась. Один умный человек сказал, что счастье — это когда мечта сбывается. После того как я придумала куклу, а потом воплотила ее в фарфоре, я чувствую себя на седьмом небе. А потом новая мечта, новая попытка, новое счастье. Так вот и живу, от куклы до куклы, от счастья до счастья».
Идеал женской красоты стоит дорого
О выборе своей работы Марина сказала так:
«Я поняла, что мне суждено стать марионеточным скульптором в шесть лет. В детстве я была глубоко потрясена тупостью массового производства кукол. Это разочарование в сочетании с моим природным талантом и вдохновило меня на создание первой куклы, которая воплощала бы мой идеал женской красоты».
Вложение времени и трудов себя оправдало. Сейчас работы Марины стоят до нескольких десятков тысяч долларов.
Самая дорогая кукла, которую она делала, была продана в 2015 году за $76500. Это была вторая версия образа Золушки, созданного художницей в 2009 году. Именно этот образ униженной и осиротевшей женщины привлек Марину, потому что подобное отношение к людям, эксплуатацию одних другими, можно увидеть повсюду.
«Это люди, притворившиеся куклами»
Благодаря своему уникальному стилю и реалистичности, Марина стала целью как восторгов, так и жесткой критики.
«Это творчество на грани. Возможно уже за гранью. Куклы настолько реальные, что жуть берет. А их глаза — в них такая грусть, такая боль, что начинает в носу щипать, самой заплакать хочется»
Некоторые поклонники отмечают одинаково печальный взгляд у кукол и видят за этим психологические проблемы самого автора. А других эти неземные создания пугают своей реалистичностью.
«Изумительно красивые и выразительные глаза… Даже не верится, что это — мертвый фарфор! Так и кажется, что эти губки дрогнут и раздастся голос… Не менее прекрасный»
Куклы Марины это не просто замершая красота, но и физическое воплощение ее желаний. С их помощью автор доносит до людей свои идеи, которые часто не только лишь про внешний облик. Бычкова смогла добиться того, о чем мечтала с самого детства. Связать свою жизнь с профессией, которую считает не просто работой, а своим призванием. Это дано далеко не каждому. Упорно идти к своей мечте — этому стоит поучиться у Марины Бычковой.