Русскому живописцу Ивану Крамскому было всего 22 года, когда он встретил свою любовь. Женщину, которая стала не только его супругой, но и музой, и верным помощником во всех делах. Правда, на момент их знакомства она была в отношениях с хорошим другом Крамского.
Влюбился в сожительницу друга и женился на ней
В один из дней 1859 года Иван Крамской был в гостях у художника Попова. К ним в гостиную вошла темноволосая девушка с большими глазами. 19-летняя Софья Прохорова была сожительницей Попова, что по тем временам считалось большим позором для женщины. Попов не предлагал ей создать семью и обвенчаться, но жил с ней под одной крышей и был в близких отношениях.
Софья была радушной хозяйкой: как только Крамской вошел в их дом, она сразу накрыла стол для чаепития со сладостями. Что-то неуловимое в ее движениях сразу взволновало Ивана. Молодой художник украдкой наблюдал за ней — Софья все больше нравилась ему.
После этого знакомства он не мог не думать о Софье, но свои чувства тщательно скрывал от всех. Крамской был уверен, что не имеет никакого права разрушать такую счастливую пару. Иван и не подозревал, какой удар получит Софья от своего возлюбленного.
Время шло, а Попов не спешил делать предложение руки и сердца. Вскоре вскрылась страшная правда: мужчина уже давно состоял в браке с другой женщиной. И его законная супруга жила за рубежом. Когда это обстоятельство стало известно, для Софьи начались тяжелые времена. Попов уехал к жене, а над девушкой все смеялись. Ее репутация была уничтожена.
В один из дней на улицах Санкт-Петербурга Софья встретила Крамского, который знал о случившемся.
«Я теперь не смогу устроить свою жизнь и выйти замуж. Разве я нужна теперь кому-то?», — сказала девушка с такой болью в голосе, что сердце Крамского сжалось.
Его чувства к ней не прошли — наоборот, стали только крепче. И сами обстоятельства теперь были в его пользу. Иван взглянул Софье в глаза и решился. Он предложил ей стать его супругой и дал клятву, что всегда будет любить ее и заботиться до конца дней.
Была не только его единственной любовью, но музой и помощником
Весной 1862 года Иван и Софья обвенчались. Вскоре на свет появился их первый ребенок — Николай. Как и Софья, Крамской был невероятно счастлив в этом браке. Он делился своими чувствами с одним из друзей.
«Я не очарован и не влюблен, а люблю просто и обыкновенно, по-человечески, всеми силами души и чувствую себя только способным, если не на подвиги, то, по крайней мере, на серьезный труд», — так писал Крамской в письме о своей любви к супруге.
В 1863 году Иван Крамской основал независимую Артель художников, в которой состояли еще 13 живописцев. Софья Николаевна была не хозяйкой не только дома, но и в коммуне. Она мастерски справлялась со всеми бытовыми вопросами и даже порой примиряла художников, если между ними случались небольшие конфликты.
Крамской каждый день благодарил супругу за ее помощь и неустанно повторял, что без нее бы не справился.
«Ты не только не мешаешь мне быть художником и товарищем моих товарищей, но даже как будто сама стала истинным артельщиком…», — признавался Иван Софье.
Софья Николаевна всю жизнь была для Крамского любимой женой, музой, другом и помощником в делах. Она всегда была первой, кто видел новые картины художника. Ивану было очень важно знать ее мнение о его творчестве.
Софья родила 6 детей и осталась вдовой
У Ивана и Софьи родились 6 детей, но двое сыновей умерли. Сначала не стало маленького Марка в 1876 году, а в 1879-м скончался 8-летний Иван. Для супругов потеря детей была тяжелейшим ударом. Родители долго были безутешны в этом горе. Крамской написал картину «Неутешное горе» — на ней у детского гроба стоит мать в трауре. Эту работу Крамской и не собирался продавать. Но купец Павел Третьяков, который дружил с художником, все равно купил картину для своей галереи.
Эти деньги были очень нужны семье Крамских. Иван был очень отзывчивым человеком и всегда помогал всем, кто просил у него деньги взаймы. А в семье, кроме родных детей, росли еще двое усыновленных. Племянник и племянница художника остались сиротами, поэтому он стал им родителем.
В начале 1887 года все большое семейство переехало в новое просторное жилье. Однако через несколько месяцев в их дом пришло большое горе.
25 марта Иван Крамской отправился к доктору Карлу Андреевичу Раухфусу, чтобы написать его портрет. Он приступил к работе, они увлеченно разговаривали.
Вдруг врач заметил, что Крамской не отводит от него свой взгляд, а в следующую секунду упал на землю. Раухфус подскочил и подбежал к нему, но художник был уже мертв. Смерть была моментальной из-за аневризмы сердца. Ивану Крамскому было 49 лет.
После 25 лет счастливого брака 47-летняя Софья Николаевна осталась вдовой. О ее дальнейшей жизни почти ничего неизвестно. Она пережила супруга на 32 года и скончалась в 1919 году. Ей было 79 лет.