Обычная сельская девушка по имени Мария Бочкарева стала для русской армии чем-то вроде Жанны д’Арк. По крайней мере, так ее называли сами французы. Английский король помогал ей финансово, а президент США принимал на личной аудиенции. Рассказываем о судьбе первой в России легальной женщины военнослужащей.
Рвалась на фронт
В 1914 году после двух неудачных замужеств 25-летняя Мария Бочкарева возвращалась к родителям в Томск. Первый муж оказался пропойцей и избивал ее, а второй — промышлял грабежом. Девушка понимала, что семейная жизнь в ближайшее время вряд ли ей светит.
В то время как раз началась Первая мировая война. И Маша решила пойти на фронт простым солдатом. Ей предложили место сестры милосердия, но она отказалась и отправила телеграмму самому Николаю 2, где попросила разрешения служить в русской армии.
Ко всеобщему удивлению император дал положительный ответ, и уже через три месяца Мария была на передовой. Так она стала первой в России легальной военнослужащей женщиной и подала пример сотням других девушек, которые тоже начали писать императору с просьбами об отправке на фронт.
Совершала фронтовые подвиги
На фронте Мария просила называть ее Яшкой — в честь второго мужа-бандита, которого она любила намного больше, чем первого. Но не мужское прозвище, а стальной характер помогал ей проявлять чудеса храбрости на поле боя. Она бесстрашно участвовала в рукопашных схватках, побывала в роли разведчицы и четырежды была ранена. А одним мартовским днем 1916 года Мария вынесла на себе раненого офицера, за что получила Георгиевский крест 4 степени.
Создала женский батальон смерти
В 1917 году прокатилась волна антивоенных митингов. Русские солдаты начали идти на переговоры с противником. Бочкарева яростно критиковала все эти малодушные проявления и в мае того же года предложила властям создать женский батальон смерти. После небольших сомнений Временное правительство согласилось. Вскоре в Петрограде перед Исаакиевским собором первой женской военной команде вручили боевое знамя.
Мария затеяла все это в первую очередь для того, чтобы показать мужчинам, как нужно воевать и поднять их боевой дух. Она понимала, что женщина вряд ли может дать Родине что-то ценное как воин, поэтому перед отправкой на фронт произнесла:
«Мы — женщины — только должны показать пример солдатам-дезертирам, как нужно спасать Россию. Пусть мы все погибнем — лишь бы они поняли свой долг перед Родиной».
После боя потери в женском батальоне были велики. И власть запретила формировать новые подразделения.
Сбежала за границу
В дни Октябрьского переворота женский батальон защищал Зимний дворец, где на тот период располагалось Временное правительство. После захвата власти большевики окончательно расформировали женскую команду смерти.
Многие ударницы подверглись издевательствам и даже убийствам, когда возвращались по домам в 1917–1918 годах. Естественно, Марию Бочкареву тоже не обошли стороной. Большевики задержали «солдата Машу» по дороге в Томск. Она отказалась сотрудничать с «красными» и ее тотчас же обвинили в отношениях с генералом Корниловым.
Тогда Мария была на волосок от смерти. Дело чуть не дошло до трибунала. Но благодаря бывшим сослуживцам Бочкаревой удалось вырваться из рук большевиков. Она переоделась в сестру милосердия и отправилась за границу.
Мария поехала в Европу и США просить поддержки для белой армии. Она рассказала президенту Америки о своей драматичной судьбе и слезно просила помочь в борьбе против большевиков.
Женщина также посетила Лондон, где заручилась финансовой поддержкой короля Англии Георга 5. Но когда она вернулась в Россию, ей так и не удалось поднять местных женщин на борьбу с большевиками. Дело шло слишком туго, и 7 января 1920 года Марию Бочкареву арестовали.
Оставила загадку о своем уходе из жизни
Женщину признали врагом советской власти и приговорили к расстрелу. В судебном заключении было написано:
«После свержения власти Керченского, Бочкарева, будучи непримиримым врагом Советской власти, являясь сторонницей политики генерала Корнилова, отправилась в Америку, где имела свидание с президентом Америки Вильсоном и своим появлением в Сан-Франциско будировала на американские пролетарские массы, как мученица за идеал справедливости, в действительности являясь другом империалистов и капиталистов».
По некоторым источникам, женщину расстреляли 16 мая 1920 года в Красноярске. Однако историк и биограф Бочкаревой Дроков считает, что она выжила. По его мнению, Марию вызволил из тюрьмы американский журналист и антикоммунист Исаак Дон Левин. С ним она якобы поехала в Китай, где вышла замуж за однополчанина-вдовца и прожила с ним 7 лет, пока ее насильственно не депортировали в Советский Союз.
Кстати, в 1992 году прокуратура России реабилитировала Бочкареву, и в заключении было сказано, что документов о ее расстреле не имеется.
Мария Бочкарева демонстрировала на войне то, что в идеале должен показывать каждый солдат — идти в бой бесстрашно и с неподдельным рвением. К сожалению, ее усилия часто недооценивались и воспринимались как ненужные. Но одно можно сказать наверняка — как человек и как боец она даже превзошла себя. И то, что мы до сих пор говорим о ней, лишний раз доказывает — все было не зря.