Культовая комедия «Самая обаятельная и привлекательная» давно разобрана на цитаты. Яркие образы неунывающей Нади Клюевой в исполнении Ирины Муравьевой, элегантной Сусанны, сыгранной Татьяной Васильевой, и неотразимого Володи Смирнова от Александра Абдулова покорили сердца зрителей еще в 1985 году. Но мало кто обращает внимание на актеров второго плана, мелькнувших в кадре всего на несколько минут. А ведь среди них скрывались будущие звезды и уже состоявшиеся мастера экрана, чьи имена сегодня у всех на слуху. Вот 5 известных артистов и один популярный певец, которых зрители не заметили в комедии.
Незаметный гость кафе: как Георгий Мартиросян «прятался» в культовой комедии
В начале фильма героиня Ирины Муравьевой встречает подругу своей молодости Сусанну. Та приглашает ее в кафе, где за коктейлем пытается понять, почему Надя до сих пор не замужем. «Женщина с шармом» Татьяна Васильева показывает, как важно «быть активной» в поиске мужа и проявлять инициативу.
Посмотрев на мужчин за ближайшим столиком, Сусанна попросила у них огоньку. Одного из них сыграл Георгий Мартиросян.
Он и его друг — тот самый торговый работник «с трепетными пальцами» — затем пригласили Сусанну и Надежду на танец. Персонаж Мартиросяна даже не удостоился имени в сценарии. На экране он появился меньше, чем на минуту.
Интересно, что съёмки совпали с бурным романом Мартиросяна и Татьяны Васильевой, игравшей блистательную Сусанну. Пара только что поженилась, но на площадке их связь осталась за кадром. Режиссёр Геральд Бежанов даже не подозревал, что статист в эпизоде с кафе — супруг одной из главных звёзд фильма. Поскольку они поженились тайком. Сам актёр позже называл роль «творческим курьёзом»: «Сыграл, улыбнулся и забыл».
К тому моменту за плечами Мартиросяна уже были «Пираты XX века» и работа в Театре сатиры, но амплуа «крепкого парня» запирало его в эпизодах. Комедия Бежанова не стала исключением — его персонаж растворился среди ярких образов Муравьёвой и Абдулова.
А спустя 20 лет Георгий станет звездой сериалов, в которых сыграет генерала полиции, строго чиновника, бизнесменов. Сегодня, пересматривая сцену в кафе, сложно поверить, что статный мужчина — будущий прокурор из «Ворошиловского стрелка». Но в этом и есть магия кино: даже звёзды иногда начинают с ролей-невидимок.
Как будущая королева экрана затерялась в этой культовой комедии
В финале фильма, в сцене перед концертом мелькнула актриса, чьё имя позже станет синонимом роковой красоты. А еще именно она была музой и возлюбленной рок-музыканта Владимира Кузьмина. Посмотрите на этот кадр: кого еще вы узнали, кроме Ирины Муравьевой, Александра Абдулова и Михаила Кокшенова?
Рядом с Абдуловым стоит… молодая Вера Сотникова. В фильме она сыграла подругу Володи Смирнова. К 1984 году у начинающей актрисы уже была одна главная роль — в весьма популярной картине «Признать виновным».
А в «Самой обаятельной и привлекательной» у Веры всего пара минут экранного времени…и чужой голос. Режиссёр Геральд Бежанов даже не позволил актрисе говорить самостоятельно — её реплики озвучила Наталья Гурзо.
Съёмки стали для Веры своеобразным экзаменом. Всего через год она сыграет Наташу в культовом «Курьере» — женщину, ради которой герой разбивает семью, а пока довольствовалась ролью без имени.
В комедии с Муравьевой и Абдуловым Вера здесь выглядела нарочито просто. Ни намёка на пухлые губы с алой помадой, только скромная причёска и минимальный макияж.
Судьба ее роли в «Самой обаятельной и привлекательной» оказалась двойственной. С одной стороны, её почти не заметили: зрители запомнили Абдулова-меломана и комичные попытки Муравьёвой соблазнить его. С другой — этот эпизод стал точкой отсчёта. Через десятилетия поклонники специально пересматривают фильм, чтобы найти в толпе ту самую Свету с грустными глазами.
Как Ясулович создал шедевр за три минуты — его слова цитируют до сих пор
Сцена, когда Сусанна приводит Надю к фарцовщику, — одна из самых ярких и смешных в комедии. В ней все внимание зрителей приковано к тому, кого в советском кино по праву считали «королем эпизода».
За кудрями и очками можно разглядеть Игоря Ясуловича, хотя не все зрители его узнали. В этом образ артист примерил маску циника. Спекулянт бросил фразу, которая моментально ушла в народ:
«Она что, с Урала?»
Ирония в том, что зрители цитировали фразу десятилетиями, но имя актёра вспоминали редко — будто персонаж возник из ниоткуда.
Ясулович к 1985-му уже был мастером небольших ролей — за плечами 100+ ролей учёных, иностранцев и прочих интеллигентов. Но, пожалуй, его самое известное появление на экране — в «Двенадцати стульях» Леонида Гайдая. Сыгранного им инженера Щукина, который в мыльной пене остался на лестнице, забыть невозможно.
В «Самой обаятельной и привлекательной» режиссёр Геральд Бежанов рискнул нарушить шаблон: персонаж Ясуловича должен был олицетворять всё, что ругали в СССР — бестактность, спекуляцию и мнимую «европейскость».
Сегодня, пересматривая эпизод, замечаешь детали: как он ловко вертит рукой, демонстрируя «фирменные лейблы», как снисходительно протягивает джинсы. Эти мелочи — результат работы мастера, для которого не существовало «проходных» ролей.
Удивительно, но Ясуловича чаще узнавали по голосу, чем по лицу. Возможно, в этом его секрет: уметь раствориться в персонаже так, что зритель запоминает не актёра, а эмоцию.
Этого актера тоже мало кто помнит в комедии, но 80-е его узнавали все
Надя, Володя и Михаил едут поездом в командировку. Персонаж Куравлева замечает одинокую красавицу и приглашает к ним в купе. Но тут выходит муж незнакомки, которого сыграл Виктор Ильичев.
Его роль в фильме очень скромная и длится несколько минут. К 1985 году этот актер снимался в 4-5 проектах ежегодно. Его амплуа «простоватого парня» не принесло громкую славу, зато гарантировало стабильность. Но после эмиграции Ильичева в США в 1995-м имя актёра стало забываться. Он так и остался артистом, который чаще всего снимался лишь в небольших сценах.
Сегодня эта роль кажется метафорой всей его карьеры: яркая вспышка таланта, растворённая в потоке эпизодов. Пересматривая сцену в «Самой обаятельной», сложно поверить, что актёр с таким зарядом эмоций не стал суперзвездой.
Призрачная роль: эту актрису миллионы зрителей знают в лицо, но не по имени
Из командировки Надя, Володя и Миша возвращаются тоже поездом. Но на этот раз персонаж Куравлева уже не рвется знакомиться с очаровательными пассажирками. Ведь он уверен, что Клюева влюблена именно в него.
Когда в коридоре две веселые девушки кокетничают с Владимиром и Михаилом, он лишь вздыхает и дает понять, что не настроен на приключения. Одну из девушек сыграла актриса, чье лицо спустя несколько десятилетий узнают миллионы зрителей. Но парадокс в том, что мало кто знает ее имя и фамилию.
Актриса Елена Антипова к 1985 году сыграла всего в трех картинах, наиболее известная из которых — именно «Самая обаятельная и привлекательная». Но все ее роли в советский период — крошечные. С середины 80-х и до середины 90-х Елена и вовсе не снималась в кино.
Но с 2000-х карьера Антиповой складывалась более удачно, хотя участие в фильмах и сериалах по-прежнему ограничивалось небольшими ролями. Она стала королевой эпизодов, играя судей, учительниц, соседок. Ее можно увидеть в сериалах «Интерны», «Склифосовский-2», «Каменская-6», «Сельский детектив», «Синичка-5», «Аутсорс».
Бонус: Кого из звезд советской эстрады вы наверняка не заметили в комедии
В начале фильма Надя и Сусанна обсуждают стратегию соблазнения за столиком кафе. На заднем плане — саксофонист, чья мелодия стала звуковым символом сцены. Но мало кто догадывается, что музыкант с инструментом — не массовка, а Владимир Маркин, через несколько лет взорвавший хит-парады с песнями «Я готов целовать песок» и «Сиреневый туман».
В 1985-м он был просто Володей — выпускником энергетического института, подрабатывающим в джаз-бэндах. Режиссёр Геральд Бежанов искал не актёра, а атмосферу. Маркин, с его умением импровизировать, идеально вписался в фон: ни реплик, ни имени в титрах. Только несколько аккордов, которые сливаются с шумом зала. Даже коллеги по съёмочной площадке не запомнили его лица — все взгляды были прикованы к Муравьёвой и Васильевой.
Сам он никогда не афишировал участие в комедии. Когда в конце 1980-х его клип случайно показали по ТВ, зрители и не подозревали, что «парень с гитарой» уже мелькал на экране — в роли статиста с саксофоном и синтезатором.
Сегодня поклонники специально перематывают плёнку, чтобы найти тот самый эпизод. «Смотри, это же Маркин!» — удивляются они.