«Красота-то какая! Лепота!» — восклицал царь Иван Васильевич, глядя на Москву 1970-х годов с балкона обычной советской многоэтажки. Эта сцена, как и весь фильм Леонида Гайдая, давно стала частью нашего культурного кода. Мы цитируем реплики героев, смеемся над знакомыми шутками и помним каждый поворот сюжета. Но что произошло с реальными местами, где снимали легендарную комедию? Расскажем, как изменились 6 знаковых локаций из любимого фильма.
Почему Гайдай «переселил» Шурика из коммуналки 1930-х в отдельную квартиру
Если в пьесе Булгакова герои ютились в тесной коммуналке с общим коридором и вечными склоками, то в фильме Гайдая Шурик уже наслаждается жизнью в отдельной трёхкомнатной квартире.
Почему Шурик переехал из коммуналки? В пьесе 1930-х коммунальная кухня и сосед-стоматолог были фоном для сатиры на советскую реальность. К 1970-м страна сменила ориентиры: инженер-изобретатель в отдельной квартире — это уже не роскошь, а норма. Гайдай превратил быт героя в метафору «космической эры»: вместо патефона — магнитофон, вместо тесноты — пространство для погонь за Милославским.
Дом Шурика: от киношной «лепоты» до застекленных балконов
Прогуливаясь по Новокузнецкой улице, невозможно не заметить дом № 13 — и все из-за его необычного фасада. В 1970-х этот 13-этажный «волнистый дом» с трапециевидными балконами стал символом новой Москвы. Леонид Гайдай выбрал его не случайно.
Контраст между советским модерном и древнерусскими палатами идеально подчеркивал столкновение эпох. Режиссёр хотел, чтобы зрители увидели прогресс глазами царя.
Интересно, что просторные интерьеры квартир и широкие лестницы существовали только на «Мосфильме» — в реальности комнаты здесь крохотные, а коридоры узкие. Даже царь в фильме иронично замечал: «Хоромы-то тесные!».
Сегодня дом узнают по «гармошке» из балконов, но 70% из них уже застеклены. Историческую арку частично заложили ради новых магазинов, а вместо легендарных «Радиотоваров» теперь другие магазины. Несмотря на это, туристы всё ещё ищут следы киногероев: пытаются разглядеть в окнах «ту самую» квартиру. Риелторы вовсю используют славу локации — однокомнатная «хоромина» здесь стоит около 19 млн рублей, хотя метраж едва дотягивает до 40 «квадратов».
Ростовский Кремль: как декорации к фильму стали частью истории
Белокаменные стены, взмывающие в небо купола и ажурные галереи — Ростовский Кремль с первого взгляда кажется ожившей сказкой. В 1972 году сюда приехала команда Леонида Гайдая. Режиссёр искал место, где можно снять «Москву Ивана Грозного», но в реальном московском Кремле было слишком много запретов. Ростовский кремль подошёл идеально: аутентичные башни, резные ворота и простор для массовок.
Но история этого места началась не с кино. В XVII веке митрополит Иона Сысоевич задумал создать резиденцию, которая поражала бы красотой, а не мощью.
Строили больше 30 лет: возводили стены с декоративными «бойницами», расписывали храм и разбивали сады. Получилось настолько изящно, что Кремль даже не пытался выглядеть крепостью — скорее, дворцом из русских былин. Через пару веков здания едва не снесли: когда резиденцию перенесли в Ярославль, Кремль превратился в складские помещения. Спасли его местные купцы — отреставрировали на свои деньги и открыли музей.
Съёмки стали приключением. Например, сцену погони по стенам снимали на высоте 12 метров — для страховки актёры прыгали на солому, но зрители этого не заметили. А ещё во время работы над эпизодом с «войсками» мимо проходила группа иностранных туристов. Они приняли всадников в кафтанах за часть экскурсии и долго аплодировали.
Сегодня, гуляя по Кремлю, можно в прямом смысле шагнуть в кадры фильма. В Красной палате, где когда-то останавливались цари, теперь хранятся костюмы Юрия Яковлева и Леонида Куравлёва. На стенах развешаны фото со съёмочной площадки — легко сравнить, как изменились локации. Но Кремль живёт не только прошлым.
В 2025 году здесь завершают масштабную реставрацию: укрепляют стены, восстанавливают фрески и добавляют подсветку, чтобы вечерами Ростовский Кремль сиял, как драгоценная шкатулка.
Набережная Ялты: от киношной «зимы» до бронзового Якина
Прогуливаясь по ялтинской набережной, легко представить, как полвека назад здесь разворачивалась одна из самых ироничных сцен советского кино. Именно эти пальмы, пирс и фасад гостиницы «Ореанда» стали фоном для песни Зиночки о январской вьюге — при том, что съёмки проходили в апреле 1973-го.
Леонид Гайдай выбрал Ялту за её «вечное лето»: контраст между тёплым морем и зимним текстом песни усиливал абсурдность ситуации. Актрисе Наталье Селезнёвой пришлось терпеть холодный ветер в легком платье.
Сегодня на месте пустынного причала, где Зиночка пела о любви, красуется корабль-ресторан «Арго» в греческом стиле. А напротив сидит бронзовый Михаил Пуговкин в роли режиссёра Якина — памятник установили в 2016 году точно там, где снимали культовый эпизод. Туристы трут нос его ботинку на удачу, не замечая, как за спиной статуи высятся те же горы, что и в кадре.
Интересно, что Гайдай добавил ялтинские кадры в последний момент — их не было в первоначальном сценарии.
«Радиотехника»: от магазина с радиодеталями не осталось и следа
Вы, конечно, помните, как Шурик в отчаянии метался между магазинами деталей, пытаясь спасти машину времени и найти транзисторы. Гайдай выбрал «Радиотехнику» потому, что соседство с домом инженера позволяло за день снять три ключевые сцены: поиск деталей, встречу со спекулянтом и комичный «учёт». Сегодня вместо радиоламп на полках — продукты, спортивные и бытовые товары.
Режиссёр обожал эту локацию за контрасты: волнообразные балконы 1970-х на фоне колокольни XVIII века создавали идеальную метафору столкновения эпох. В кадре мелькали настоящие витрины с дефицитными транзисторами МП-42 (их реально можно было купить за 4 рубля).
Правда, съёмочной группе пришлось несладко: тесные помещения магазинов едва вмещали камеры, а панорамные окна давали нежелательные блики. Пришлось импровизировать — часть сцен доснимали в павильоне, заменив реальные полки бутафорскими коробками.
Телефонная будка была лишь декорацией для фильма
Там, где когда-то Наталья Кустинская срывающимся голосом сообщала подруге о поездке в Гагры, а Жорж звонил Шпаку под видом поклонницы, теперь тихо шуршат листья деревьев.
Знаменитая телефонная будка никогда не была частью уличного ландшафта Новокузнецкой — её собрали за два дня из фанеры и покрасили, чтобы через неделю разобрать. Но кинематографическая магия сделала своё дело: миллионы зрителей до сих пор уверены, что Шурик бегал мимо неё каждый день. Сегодня на месте «того самого» таксофона — лишь аккуратный газон.
Панорама, которой не было: как кинематограф создал Москву мечты
Тот самый балкон, с которого Иван Грозный восхищённо кричал «Лепота!», сегодня выглядит совсем иначе. Дом Шурика на Новокузнецкой, 13 до сих пор привлекает поклонников фильма, но его волнистые балконы, когда-то напоминавшие морские волны, теперь застеклены.
Но даже сегодня, стоя под этими окнами, сложно представить, что отсюда когда-то открывался вид на Москву-реку и сталинские высотки.
Секрет «кинематографической лепоты» прост: Гайдай склеил в одной сцене три разных места. Церковь Климента папы Римского у метро «Третьяковская» снята действительно с балкона на Новокузнецкой.
А вот панорама на Москву-реку, начало Кутузовского проспекта, проспект Калинина (ныне Новый Арбат) — это вид с 25-го этажа дома на Новом Арбате, в семи километрах от реального места действия и в противоположной стороне.
Современные здания Калининского проспекта тогда только начинали менять облик столицы, и режиссёр ловко использовал их как символы прогресса.