Представьте себе общество, в котором браки и разводы как таковые не существуют, а семьи живут без отцов. Главой семьи является самая старшая женщина, а родословная передается только по материнской линии. Мужчины — это не более чем физическая сила и доноры для продолжения рода. Именно с такими матриархальными устоями уже более двух тысяч лет существует китайский народ Мосо, проживающий у высокогорного озера Лугуху в китайской провинции Юньнань вблизи Гималаев.
Гостевой брак может длиться всю жизнь, мужчина не имеет прав на детей
До 1970-х годов Мосо были изолированы от остального мира, но с развитием транспортной системы и технологий жизнь народа изменилась. Потоки туристов устремились к озеру, чтобы своими глазами увидеть, как устроена жизнь Мосо.
В Китае, откуда и приезжают большинство посетителей, Мосо считают обществом матерей-одиночек и осуждают за «слишком свободные нравы». Под ними подразумевается традиция гостевого брака, которой придерживается этот народ. Но стоит чуть поближе познакомиться с его обычаями, чтобы понять, что это ошибочное мнение.
Как только юношам Мосо исполняется 13 лет, а девушкам 12-13 лет, они проходят обряд посвящения во взрослую жизнь. Сам обряд ничем особенными не примечателен. Если до этой церемонии юноши и девушки носили одинаковую одежду, то после нее надевают одежду только своего пола: брюки или платья.
Девушка начинает изучать финансовую практику и сельское хозяйство — ведь в будущем ей предстоит стать главой семьи. Ей также предоставляют отдельную спальню в семейном доме. Юношей учат пасти скот, но им не дают отдельной спальни. Именно с этого возраста девушки и юноши вправе выбирать себе партнеров по своему усмотрению. Это могут быть и долгосрочные отношения, и короткие связи.
Главное условие — мужчины и женщины встречаются на ее территории только по ночам, проводят вместе несколько часов, а затем мужчина возвращается в свой родительский дом. Такой гостевой брак может длиться годами и даже всю жизнь. Но и при таком раскладе партнеры не будут жить вместе. У Масо понятия супругов, мужа и жены, брака и разводов попросту не было и нет.
Если в результате гостевого брака женщина беременеет, отец ребенка не имеет никаких родительских прав и обязанностей. Он не участвует в его воспитании, но может видеться с ним в любой момент. Он не обязан вкладываться материально — только по своему желанию. Вся ответственность за воспитание и содержание ребенка лежит на матери. У Мосо нет понятия отца.
У Мосо женщины владеют имуществом и передают его по наследству, ведут домашнее хозяйство — готовят, убирают и воспитывают детей. Мужчины обеспечивают силу, пашут, строят, ремонтируют дома и помогают принимать важные семейные решения, хотя последнее слово всегда остается за бабушкой.
Хотя мужчины не несут отцовских обязанностей (женщины обычно не знают, кто отец их детей, и в этом нет ничего страшного), они несут ответственность как дяди по отношению к детям своих сестер.
У Мосо быть матерью очень почетно. По сути, для молодых женщин этого народа материнство — это цель жизни. Когда они дают жизнь, то их считают полноценными. Но и бездетных женщин Мосо не обижают и не принижают, а относятся к ним с сочувствием. Мосо вообще уникальный народ: благодаря матриархальным устоям, он не знает, что такое ревность, конфликты, войны, убийства.
Старшее поколение Мосо против западной модели семьи
Образование часто имеет решающее значение: на озере Лугуху есть неполная средняя школа, но ближайшая старшая школа находится в 100 км, и ее посещают немногие дети. Еще меньше людей стремятся к дальнейшему образованию. У большинства есть только аттестат начальной школы. Но молодое поколение Мосо не делает из этого проблемы.
Именно активно развивающийся туризм обеспечивает карьеру — от официанта до владельца гостевого дома, от туристического гида до водителя такси. У этого нового растущего класса есть деньги и возможность встречаться с людьми за пределами Мосо.
Многие семьи сдают в аренду землю под строительство отелей. В деревнях есть электричество, спутниковые тарелки и телевидение. Поскольку все больше технологий интегрируется в это общество, традиции и обычаи находятся под угрозой.
Но в последние годы традиция гостевого брака стала не такой обязательной. Молодые женщины Мосо, которым еще и нет 30 лет, с удовольствием перенимают западную модель брака и живут под одной крышей со своими партнерами.
Старшее поколение не может не беспокоить эта тенденция. Многие пожилые представители народа уверены, что с такими переменами от культуры Мосо ничего не останется уже лет через 30.