Главный отрицательный персонаж истории «Золотой ключик, или Приключения Буратино» стал одним из самых известных сказочных злодеев. Грузный мужчина с огромной бородой, который стал театральным рабовладельцем, вызывал у читателей стойкую неприязнь с примесью страха. У этого персонажа был реальный прототип, который мало походил на свою сказочную версию внешне, но был деспотом в своем театре.
Он существовал на самом деле
Хотя это остается всего лишь теорией, многие специалисты, исследовавшие работы Алексея Толстого, полагают, что персонаж был списан с театрального режиссера Всеволода Мейерхольда. Внешностью он мало походил на Карабаса Барабаса, но его характер и отношение к подопечным актерам было практически таким же. Мейерхольда нельзя назвать классическим злодеем. Он был талантливым актером и режиссером, как о нем отзывался Станиславский.
В начале прошлого века молодой Мейерхольд покинул подмостки МХАТа с группой других энтузиастов и основал свою собственную труппу. Их постановки имели большой успех у публики. Через несколько лет режиссеру поступило предложение о сотрудничестве от того самого Станиславского, и они начали совместную работу над постановками для новой студии. К сожалению, в скором времени их пути разошлись.
У читателей самым запоминающимся элементом образа Карабаса Барабаса стала его борода. Когда он куда-то торопился, то даже засовывал ее кончик в карман, чтобы ненароком не наступить. Мейерхольд обожал носить на шее длинный черный шарф, который стал его визитной карточкой. У него тоже была привычка прятать его кончики в карманы, чтобы не запутаться. Это косвенно подтверждает теорию о том, что прототипом сказочного злодея стал именно он.
Биомеханика Барабаса
Как становится понятно из его краткой биографии, режиссер Мейерхольд по жизни не был отрицательным персонажем. Так что же подтолкнуло Толстого взять именно его на роль прототипа Карабаса Барабаса? Известный режиссер разработал собственный актерский метод. Станиславский полагал, что переживание должно нарастать изнутри, а Мейерхольд настаивал на обратном.
На первый план у него выходил физический контроль над телом, которое должно было избавляться от всех лишних движений. По мнению режиссера, это способствовало более яркому раскрытию эмоций. Понять разницу между их подходами к актерскому ремеслу поможет наглядный пример.
По Станиславскому, человек, который увидел собаку, сначала испугается, а уже после подбежит к ней. Согласно теории Мейерхольда, актер сначала должен подойти к животному, проанализировать ситуацию, а уже после испугаться. Его подход получил название «биомеханика». Сегодня он считается неотъемлемой частью подготовки актерского состава в современных театрах.
Станиславский критиковал подход своего друга. Мейерхольд считал актеров глиной в своих руках. Он не позволял им импровизировать и не давал никакой творческой свободы. Скорее всего именно он вдохновил Толстого на создание образа кукольника, который управляет своими актерами, как марионетками. Многие покидали его театр, потому что не выдерживали такого тотального контроля.
Откуда взялось диковинное имя в самой сказке
История о приключениях Буратино не была оригинальной. Она стала адаптацией Толстым итальянской сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио». С мальчиком из бревна, у которого рос нос, когда он врал, многие тоже знакомы.
В сказке-повести руководитель театра по имени Манджафуоко тоже выглядит довольно устрашающе. Несмотря на суровый внешний вид, он добродушен и на роль главного антагониста не тянет. Когда студия Disney экранизировала итальянскую сказку, Манджафуоко перевоплотился в настоящего злодея, которому дали имя Стромболи.
Некоторые исследователи полагают, что Толстой для своего персонажа выбрал распространенную итальянскую фамилию Carrabba и добавил к ней слово barbuto, что в переводе на русский значит «бородатый». Также существует версия, что имя злого бородача на самом деле произошло от имени персонажа пьесы Кристофера Марло «Мальтийский еврей». В ней «Варавва» (Barabas) выступает в роли протагониста, который использует все доступные методы, чтобы добиться желаемого.