В 60–70-е годы Люсьена Овчинникова была одной из самых снимаемых актрис. Любители советского кино хорошо помнят ее по фильмам «Девчата», «Мама вышла замуж», «И снова Анискин», «Колыбельная для мужчин».
Будучи настоящей звездой, Овчинникова оставалась простым и скромным человеком и никогда не выпрашивала для себя никаких благ. И только самая близкая подруга знала, как нелегко живется знаменитой актрисе.
Люся с детства обладала легким характером
Люсьена Овчинникова родилась 10 сентября 1931 года в маленьком украинском городе Олевске (Житомирская область). Отец будущей актрисы был пограничником и семья постоянно переезжала из гарнизона в гарнизон.
Когда Люсе (так называли девочку домашние, а потом друзья) было всего шесть лет, скоропостижно умерла ее мама. И через время отец привел в дом новую жену.
К счастью, мачеха оказалась очень доброй и заботливой женщиной и всей душой полюбила девочку. А Люся, с раннего детства обладавшая легким и уживчивым характером, быстро нашла с новой мамой общий язык.
«Я молода, хороша собой. Я — блондинка с голубыми глазами»
Самым большим развлечением для жителей пограничных гарнизонов было кино. Еще с дошкольных лет Люся бегала на все сеансы. Больше всего ей нравились картины с участием Любови Орловой — «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», которые девочка знала наизусть.
Однажды, вернувшись из кино, Люсьена заявила родителям, что хочет стать актрисой, «как Орлова». Но отец и мачеха восприняли это как шутку и от души посмеялись.
В пятом или шестом классе Овчинникова увидела фильм «Сердца четырех» и влюбилась в актера Евгения Самойлова. Причем настолько сильно, что даже написала ему письмо, в котором «для солидности» прибавила себе несколько лет и изменила цвет волос.
«Дорогой Самойлов! Давай переписываться. Я молода, хороша собой. Я — блондинка с голубыми глазами. Мне 18 лет. Жду ответа, как соловей лета!»
Ответа от своего кумира Люся так и не дождалась. Через много лет, став актрисой Московского театра имени В. Маяковского, Овчинникова встретилась с Самойловым и даже играла с ним в одних спектаклях.
Люсьена несколько раз порывалась спросить Самойлова о судьбе своего детского письма. Но однажды, увидев, как из гримерки артиста выносят на помойку целые коробки нераспечатанных писем, поняла, что ее послание постигла та же участь.
В Минске Люсьену ждало разочарование
С годами детская мечта Люсьены стать актрисой только окрепла. Однако когда девушка сказала об этом родителям, те стали категорически возражать.
Но Овчинникова все равно решила сделать по своему. Закончив школу, она тайком от родных купила билет на поезд и отправилась из Ашхабада, где в то время служил отец, в Минск к тете, поступать в театральный.
Однако в столице Белоруссии девушку ждало разочарование. Во-первых, пока она путешествовала через полстраны, вступительные экзамены во всех институтах закончились.
А, во-вторых, Люсьена узнала, что в Минском театральном институте обучение ведется на белорусском языке, которого она, естественно, не знала.
Но Овчинникова так просто не сдалась. Чтобы не сидеть на шее у тети, она устроилась продавцом в парфюмерный отдел местного универмага. А через год уехала в Москву и с первой попытки поступила в ГИТИС на курс Народного артиста РСФСР Григория Конского.
«Володя был старше, и Люся к нему тянулась»
В институте у обаятельной, смешливой и общительной Люсьены сразу появилось много поклонников. И она, воспитанная в строгости и не привыкшая к мужскому вниманию, с головой бросилась в омут любовных приключений.
Самый длительный студенческий роман был у Овчинниковой с начинающим режиссером Владимиром Храмовым.
«Володя был старше, и Люся к нему тянулась. Он казался ей таким умным, а она ему нежной и женственной», — вспоминал артист Владимир Андреев.
Несколько лет Овчинникова и Храмов прожили в гражданском браке. Мать Владимира полюбила Люсю и, когда та забеременела, умоляла сохранить ребенка.
Но Люсьена не чувствовала себя готовой к материнству и поэтому сделала аборт.
Кстати, по словам Тамары Тур, самой близкой подруги актрисы, Овчинникова никогда не стремилась иметь детей и не жалела, что у нее их нет.
Самое интересное, что в кино Люсьене часто приходилось играть матерей и со своими киношными сыновьями и дочками она годами поддерживала теплые отношения.
Роман с Храмовым так и не закончился свадьбой, а ближе к окончанию института и вовсе сошел на нет.
«Люся все равно считала себя гражданской женой Холодкова»
Став дипломированной актрисой, Овчинникова получила распределение в Московский театр имени В.Маяковского. И в его стенах встретила свою новую любовь.
Александр Холодков тоже был намного старше Люси. Красивый, статный и харизматичный, он привлекал к себе внимание. Неудивительно, что Овчинникова влюбилась без памяти.
По воспоминаниям Тамары Тур, ухаживал Холодков очень оригинально и ради любимой был готов на самые отчаянные поступки.
Однажды, когда Люсьена снималась на Волге, она заметила, как с противоположного берега в реку бросился мужчина и поплыл. При этом он загребал только одной рукой, а во второй, высоко поднятой, что-то держал.
Оказалось, что это Холодков, который решил таким образом сделать Люсе сюрприз. А в руке он держал узел со своей одеждой и обувью.
Единственное, чего Овчинникова так и не дождалась от своего возлюбленного — это предложения выйти за него замуж.
«Но Люся все равно считала себя его гражданской женой. И не перестала так думать, даже когда Саша завел роман с актрисой Верой Орловой. Люся к этому отнеслась с пониманием», — вспоминала Тамара Тур.
Вскоре выяснилось, что Холодков тяжело и неизлечимо болен. И Овчинникова с Орловой, объединившись, вместе ухаживали за актером до самых последних его дней.
Многие в театре тогда злословили по этому поводу. Но обе женщины с достоинством переносили все тяготы своего двусмысленного положения.
В сентябре 1965 года Александр Холодков скончался на руках у двух своих верных подруг.
Попадание в образ было идеальным
В момент романа с Холодковым Овчинникова была уже не просто известной актрисой, а самой настоящей звездой. И все благодаря кино.
Сниматься Люсьена начала еще в конце 50-х. Ее первой работой стала роль горничной Луши в экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам».
После этого актриса сыграла еще несколько небольших ролей в картинах «Отчий дом», «Первый день мира», «Солнце светит всем», «Девичья весна».
В 1960 году режиссер Юрий Чулюкин приступил к съемкам комедии «Девчата» и подыскивал подходящих актрис. На главную роль была утверждена Надежда Румянцева, с которой Овчинникова в то время дружила. Именно Румянцева и посоветовала Чулюкину попробовать на роль Кати актрису Театра Маяковского Люсьену Овчинникову.
Попадание Овчинниковой в образ было просто идеальным. Ее шустрая, беззаботная и смешливая Катя сразу же полюбилась зрителям. А песня «Старый клен», которую Люсьена исполнила вместе со своим киношным женихом актером Николаем Погодиным, тут же ушла в народ.
«Она влюблялась в мужчин, которые ей и в подметки не годились»
Выйдя на экраны кинотеатров, «Девчата» стали пользоваться просто невероятным успехом. А на Люсьену в один момент свалилась всесоюзная слава. Отныне в Театре Маяковского на спектакли с ее участием всегда был аншлаг, а спекулянты продавали билеты «на Овчинникову» по тройной цене.
Тем не менее, звездная болезнь обошла актрису стороной. И в жизни она оставалась такой же простой, милой обаятельной хохотушкой.
«Тогда Люся запросто могла закрутить роман с самым известным артистом или выйти замуж за любого видного человека. Но она почему-то влюблялась в мужчин, которые ей и в подметки не годились. Таким был Храмов, потом Холодков… Таким стал и Козлов», — сетовала Тамара Тур.
С Валентином Козловым актриса познакомилась в Театре Маяковского. К тому времени за плечами Козлова уже была звездная роль — в комедии «Неподдающиеся» он сыграл Володю, жениха главной героини Нади Берестовой (эту роль исполнила Надежда Румянцева).
Правда, эта работа так и осталась единственной значимой в фильмографии Козлова, которая насчитывает всего пять картин. Да и в театре Маяковского Валентину доставались в основном роли из серии «кушать подано».
Непонятно, что толкнуло Люсьену на отношения с Козловым. Возможно чисто женское одиночество после смерти Холодкова. Но только уже через несколько месяцев знакомства она отправилась с новым возлюбленным в ЗАГС — в первый и в последний раз в своей жизни. И прожила с ним целых 32 года.
Свою невостребованность в театре и кино Козлов «лечил» самым известным русским способом — при помощи алкоголя. А злость от того, что его карьера складывается так неудачно, вымещал на жене.
«Он меня поцеловал, и дальше я ничего не помню»
А вот у Люсьены в творчестве тогда был настоящий взлет. После успеха «Девчат» предложения от режиссеров стали поступать одно за другим. За восемь лет она снялась в 17 фильмах, в двух из которых — «На завтрашней улице» и «Мама вышла замуж» сыграла главные роли.
В последней картине партнером Овчинниковой стал известный актер и режиссер Олег Ефремов. На экране их пара смотрелась настолько гармонично, что зрители тут же приписали Олегу и Люсьене роман. И, как выяснилось, не ошиблись.
По словам Тамары Тур, однажды Люсьена ей призналась:
«Как-то вечером мы с Олегом договорились посидеть у него в номере в гостинице, выпить. Ну, наверное, немножко больше выпили, чем нужно. А потом он меня поцеловал, и дальше я ничего не помню».
Самое интересное, что кто-то из съемочной группы, заметив, что Овчинникова и Ефремов уединились, тут же позвонил в Москву Валентину Козлову. И на следующее утро, когда актеры завтракали в гостиничном ресторане, на пороге внезапно появился разъяренный Козлов.
«Валька, дурак такой, сразу схватил Олега за грудки, думал врезать… Это Олегу-то! Естественно, сам же и получил по морде. Еле-еле их разняли…», — делилась с подругой Овчинникова.
Роман Люсьены и Ефремова длился ровно столько, сколько снимался фильм. Как потом выяснилось, у Олега было такое правило — прежде, чем играть любовь с актрисой, нужно закрутить с ней роман. И, как ни странно, это ему всегда удавалось.
Кстати, узнав об этом, Овчинникова на Ефремова не обиделась. Наоборот, она всегда очень тепло о нем говорила и называла «самым необыкновенным человеком в своей жизни».
«Люся, это невозможно! Разводись с ним!»
С мужем Люсьена помирилась. Правда с тех пор Козлов, находясь в подпитии, нередко от словесных оскорблений переходил к рукоприкладству.
«Однажды в бассейне я увидела на ее руке черные следы, сказала: «Люся, это невозможно! Разводись с ним!» Она вроде покивала. Но ничего предпринимать не стала», — рассказывала Тамара Тур.
С приходом 70-х Овчинникова продолжила активно сниматься. Среди самых значительных ее работ того периода — Зоя Петровна в «Большом космическом путешествии», тетя Муся в картине «Включите северное сияние», Маргарита в многосерийной ленте «Ольга Сергеевна», Ольга Пешева в детективе «И снова Анискин», Валя в «Большой перемене» и другие.
В 1973 году Люсьене Овчинниковой было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР.
«Роль в „Колыбельной для взрослых“ Овчинникова считала одной из самых удачных»
В середине 70-х Овчинниковой повезло получить еще одну главную роль — в картине «Колыбельная для мужчин». Ее героиня, Клавдия Ивановна, была на войне медсестрой и получила тяжелое ранение.
Прошло много лет. Муж Клавдии умер и она сама воспитывает сына-десятиклассника (эту роль сыграл Юрий Шлыков). Но внезапно на них обрушивается страшное несчастье — Клавдия Ивановна полностью ослепла, сказалось фронтовое ранение. Но горе не сломило мужественную женщину и она осталась все такой же приветливой и бодрой. Однако сын понимает, что теперь вся ответственность за семью ложится на его плечи.
По словам Тамары Тур, роль в «Колыбельной для взрослых» Овчинникова считала одной из самых удачных в своей карьере.
«Люсю не так просто было остановить»
В 1976 году в Театр Маяковского пришел новый режиссер, который первым делом начал избавляться от ненужных артистов. В числе уволенных оказался и Валентин Козлов.
И тут Овчинникова сделала страшную ошибку — в знак солидарности с мужем она тоже написала заявление об уходе. Актриса была уверена, что съемками в кино сможет заработать себе и мужу на достойную жизнь. Но это оказалось не так.
В 80-е годы количество приглашений от режиссеров резко пошло на спад, да и сами роли были в основном эпизодические. Кроме того, прожив много лет с алкоголиком, Люсьена и сама начала периодически выпивать.
«Правда Люся умела на время съемок взять себя в руки. Но в другое время, начав „угощаться“, не могла сразу остановиться. Я пыталась ее ограждать от этого, предупреждала в компаниях, чтобы ей много не наливали. Но Люсю не так просто было остановить», — вспоминала Тамара Тур.
«Люся, только один звонок!»
Понятно, что в доме, где живут два пьющих человека, достатка никогда не будет. Тем более что Овчинникова всю жизнь была очень непрактичной — не умела ходить по кабинетам, выпрашивать звания, льготы и роли.
Единственное, что получила актриса от государства — однокомнатная квартира, в которой она прожила всю свою жизнь.
«Я ей сколько раз говорила: Люся, только один звонок! Только один поход в кабинет, и тебе дадут новую квартиру, машину, звание… Тебя любят!», — рассказывала Тамара Тур.
Но Овчинникова в ответ только махала рукой и отвечала без тени горечи, что все артисты рано или поздно выходят в тираж. Вот пришел и ее черед.
При этом, несмотря на невзгоды, Овчинникова до последних дней оставалась легким, веселым и отзывчивым человеком. И никогда не роптала на судьбу, не жаловалась, что чего-то недополучила в жизни.
«Овчинникова загорелась моржеванием»
Кстати, Станислав Садальский, который был близко знаком с Овчинниковой и часто помогал ей материально, утверждал, что у Люсьены не было особенных проблем с алкоголем.
«Пьющего артиста всегда видно по отекам, жилкам на лице. А у Люси была прекрасная кожа. Это миф, что она пила», — говорил Садальский.
В поддержку этого мнения говорит и тот факт, что Овчинникова всегда заботилась о своем здоровье. В частности, в 1980 году, снявшись в фильме «Плывут моржи», она загорелась моржеванием и заразила этим занятием свою подругу Тамару.
С тех пор Люсьена и Тамара зимой каждые выходные ездили в Серебряный Бор, где ныряли в прорубь и растирались снегом.
В 90-х фильмография Овчинниковой пополнилась всего несколькими ролями — мать Миши в комедийном детективе «Агенты КГБ тоже влюбляются», Марья (снова главная роль) в драме «Семнадцать левых сапог», администратор гостиницы в трагикомедии «Менялы», Ирина Сергиенко в криминальной ленте «Убийство на Ждановской», бабушка Даша в семейной мелодраме «Трень-брень».
Последний раз на экране Люсьена Овчинникова появилась в 1997 году — в картине «Дети землетрясения» она сыграла дворничиху.
«На похоронах Люси было человек десять»
30 августа 1998 года Валентин Козлов скончался и Люсьена осталась совсем одна. По воспоминаниям Тамары Тур, после похорон мужа Овчинникова часто захаживала к ней в гости.
8 января 1999 года она тоже пришла и прямо с порога пожаловалась на плохое самочувствие — сердце болит, в груди как огнем печет. Тамара тут же позвонила в скорую.
Врачи приехали очень быстро, но спасать было уже некого. 67-летняя Люсьена Овчинникова умерла практически мгновенно. Как оказалось впоследствии — из-за оторвавшегося тромба.
Когда встал вопрос об оплате похорон, выяснилось, что у Овчинниковой не осталось никаких сбережений. Подруга актрисы начала звонить ее бывшим коллегам в театр Маяковского, но большинство отвечало, что помочь ничем не могут и на похороны не придут.
«Была очень холодная зима. На похоронах Люси было человек 10, наверное. Мне запомнилось, как Стасик Садальский стоял с гвоздиками, а они заледенели и начали лопаться — головки отскакивали и падали вниз со звоном, как колокольчики», — рассказывала актриса Любовь Омельченко.
Собрать деньги на полноценное захоронение так и не удалось. Поэтому тело Люсьены Овчинниковой кремировали, а урну с прахом поместили в колумбарий Введенского кладбища.