Фильм Ежи Гофмана «Знахарь», вышедший в 1982 году, знают и любят во всем мире даже через много лет. История талантливого врача Рафала Вильчура, который потерял память и стал деревенским знахарем Антонием Косибой, тронула сердца миллионов зрителей.
Но как проходили съемки картины 40 лет назад? Почему актриса Анна Дымна отождествляла себя со своей героиней, и как тотальный дефицит в стране чуть не разрушил замыслы Ежи Гофмана?
Первый «Знахарь» появился в 1937 году
В СССР увидели историю профессора Вильчура в 1982 году, но на самом деле «Знахарь» имеет длинную историю. Роман написал польский писатель и журналист Тадеуш Доленга-Мостович в начале ХХ века. Он получился не самым удачным (критики упрекали писателя в чрезмерной сентиментальности и прямолинейности), но остросоциальным, психологическим и в какой-то мере идеологическим. Вечные метания интеллигентного человека, противопоставление деревни и города, приправленное любовной историей — сюжет приобрел огромную популярность и стал основой для фильма.
Режиссером экранизации выступил Михаил Вашиньский, который уже поставил одну картину по произведению Доленги-Мостовича («Прокурор Алиция Хорн»). Главную роль сыграл актер Казимеж Юноша-Стемповский. На момент выхода фильма ему было почти 60 лет, но в этом случае почтенный возраст стал скорее преимуществом. Фильм «Знахарь» вышел на экраны в 1937 году и был тепло принят зрителями.
Кстати, на первом романе история главного героя не заканчивается. После него Тадеуш написал вторую книгу «Профессор Вильчур», где рассказывает о возвращении гениального врача к практике. Следом вышла третья часть «Завещание профессора Вильчура» — там сюжет разворачивается после смерти героя и посвящен его ученику Емелу.
Личная трагедия «Марыси» Анны Дымна
Наиболее яркую женскую роль в «Знахаре» исполнила польская актриса Анна Дымна. История загубленной жизни Марыси Вильчур была ей очень близка, так как актрисе самой пришлось многое пережить. В семидесятых годах, в квартире, где они жили вместе с мужем, сценаристом и писателем Веславом, произошел пожар. Супругам удалось спастись, но огонь уничтожил все имущество и архивы Веслава. Семья перебралась в новый дом, но спустя несколько месяцев муж Анны скончался при невыясненных обстоятельствах. Так Актриса стала вдовой всего в 27 лет.
Потеря мужа оказалась тяжелым ударом, но на этом злоключения Анны не закончились. Спустя три месяца она попала в автомобильную аварию. Врачи диагностировали тяжелые травмы позвоночника и ног. Врачи не давали актрисе шансов, но с помощью доктора Збигнева Шота, который впоследствии стал ее мужем, Анна смогла выздороветь.
Между чередой трагедий в жизни Анны и съемками «Знахаря» прошло всего несколько лет. Утешение Дымна нашла в благотворительности, основала несколько фондов и помогает людям до сих пор.
Актеры очень любили сцены с поцелуями
Наряду с историей доктора Вильчура в фильме развивается любовная линия между его дочерью Марысей и молодым графом Лешеком Чиньским. Аристократ был известным повесой и сердцеедом, но любовь к простой продавщице полностью изменила его. Изначально на роль Лешека Ежи Гофман хотел пригласить Даниеля Ольбрыхского, но тот отказался, и выбор пал на Томаша Стокингера.
Томаш был неопытным актером, поэтому многие сомневались в решении режиссера. Но, тем не менее, актер с поставленной задачей справился. Как он вспоминал впоследствии, на съемочной площадке между ним и Анной возникла «химия» — в сценах с поцелуями они даже просили снять дополнительные дубли.
«Любили мы сцены с поцелуями, часто просили сделать еще один дубль. Думаю, была у нас с Анной, как теперь говорят, своя химия», — говорил он.
Правда, несмотря на взаимную симпатию, в реальной жизни романа между актерами так и не случилось.
Букет цветов стоил невероятных денег
Самой дорогой сценой в фильме стала встреча Лешека и Марыси после ее выздоровления. По сюжету, жених должен был приехать к девушке с букетом желтых роз, но с цветами возникла серьезная проблема. В условиях тотального дефицита администратор сумел купить только вялый букетик, который никак не подходил для такого случая. Ежи Гофман заявил, что без подходящих цветов съемок не будет, и в Варшаву спешно отправили машину.
На столичном рынке ассистенты купили несколько десятков роскошных желтых роз, выложив за них кругленькую сумму.
«Счет был астрономический. Такие цветы могли позволить себе в те времена лишь иностранцы», — вспоминал Томаш Стокингер.
Чтобы эпизод получился максимально удачным, Гофман снял не два-три дубля, как обычно, а целых одиннадцать.
Белорусская провинция на территории Польши
В фильме нет точного названия городка, где происходят основные события, но в романе указано, что семья мельника Прокопа, приютившая Вильчура — белорусы. В качестве места для съемок Ежи Гофман выбрал Бельск-Подляски, где на долгие годы сохранился тот самый неповторимый колорит. Многие жители до сих пор помнят съемочный процесс, который стал чуть ли не самым грандиозным событием в истории города.
Марьян Домбровский, один коренных жителей, вспоминал, что асфальт перед Ратушей засыпали песком и выложили старой брусчаткой. А однажды в кадр случайно попала заведующая бельским рынком — женщина была настолько колоритной, что Ежи Гофман специально придумал сцену, где она ест яблоко. Первый показ фильма тоже прошел в бельском кинотеатре «Знич».
Через много лет власти захотели реконструировать центр города, но жители смогли отстоять старые здания, где проходили съемки. Кстати, магазинчик, в котором работала Марыся, стоит на площади до сих пор, и носит название «Знахарь». А напротив находится стенд, посвященный работе над фильмом, с фотографиями актеров и членов съемочной группы.
Картина Ежи Гофмана до сих пор считается одним из самых удачных польских фильмов. В 2016 году группа энтузиастов сняла продолжение фильма под названием «Капкан» о современных молодых людях, судьба которых переплетается с судьбой внучки Рафала Вильчура. Но это уже совсем другая история.