Малоизвестное стихотворение Есенина, где он просит прощение за свои грехи

Юлия Мельникова,
редакция Femmie

Покаяние без раскаяния.

"Есенин"/Первый канал, 2005

Творчество поэта Сергея Есенина до сих пор вызывает неоднозначную реакцию у читателей. Его самые известные стихи, которые мы учили наизусть в школе, мелодичны, наполнены любовью к природе и родному краю. Но биография Есенина показывает, что он отнюдь не романтик, влюбленный в Русь-матушку.

Бунтарь, скандалист, хулиган, опробовавший на себе все человеческие пороки, — вот каким Есенина запомнили его современники. И это «несовпадение» — образа лирического героя с образом самого Есенина — поэт смог объяснить в одном из последних своих стихотворений. «Мне осталась одна забава…» Есенин написал в 1923 году, когда страдал от тяжелой депрессии. Рассказываем, почему за это произведение поэту можно многое простить.

Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот — и веселый свист.

Прокатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть.

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней.

Но коль черти в душе гнездились —

Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной, —

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

Стыдно мне, что я в бога верил…

Современники отзывались о Есенине как о дебошире. Он появлялся пьяным в общественных местах, не стеснялся срывать чужие выступления и с криками и бранью отстаивал свою точку зрения. Понимал ли Есенин, какое впечатление производит на окружающих?

В стихотворении «Мне осталась одна забава…» поэт с улыбкой воспринимает свою дурную славу:

«Ах, какая смешная потеря».

Анализируя свою жизнь, Есенин задумывается о стыде. Но не за поведение, а за веру в Бога:

«Стыдно мне, что я в бога верил.

Горько мне, что не верю теперь».

Литературоведы не могут сойтись во мнении, почему поэт стыдится своей веры. Причин может быть несколько. Первая: поэт, верящий в высшие силы, должен жить по Божьему Закону. Но Есенин нарушал многие заповеди: он бросил жену Зинаиду Райх, с которой венчался в церкви. Причем оставил он её с маленькими детьми на руках, несправедливо обвинив в измене.

Всего у Есенина было три брака, жены сбегали от него из-за побоев и постоянного пьянства. Несколько раз поэт пытался показательно совершить самоубийство, зная, что его остановят. Такое поведение верующий человек никогда бы себе не позволил.

По второй версии, в стихотворении «Мне осталась одна забава…» поэт просто размышляет, что пришел к вере слишком рано, не увидев и не поняв реальную жизнь.

В любом случае, поэт хочет вернуться к вере и каяться в своих грехах.

«Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать».

И похабничал я и скандалил для того, чтобы ярче гореть…

Произведение было опубликовано за год до его трагической смерти, поэтому создается впечатление, что поэт подводит итог своей жизни и объясняет нелепые и неприглядные поступки:

«Но коль черти в душе гнездились —

Значит, ангелы жили в ней».

Есенин признает: и ужасное отношение к женщинам, и драки в пьяном угаре, и нелестные высказывания о других людях — все это было в его жизни и оставило неизгладимый след на его душе.

Помыслы Есенина, пишущего мелодичные стихи о Руси, изначально были чисты: он приехал в Москву в лаптях и простой рубахе, чтобы славить родину. Но постепенно угол его творчества сменился: восхищение русской природой уступило место описанию реальной жизни, сцен, которые он видел на улице или в кабаках.

Поэт должен был привлечь к себе внимание, чтобы его стихи услышала публика. Возможно, поэтому он вел себя вызывающе. Например, ссорился с Маяковским или позволял себе публичные антисемитские высказывания.

Доходило до того, что полиция увозила Есенина из любого общественного места, стоило только появиться там «навеселе». Зато о поэте говорили, он всегда был на слуху. И пусть это была дурная слава, но своей цели он добился.

«Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть.

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть».

Розу белую с черною жабой я хотел на земле повенчать…

Несмотря на вызывающее поведение, Есенин прекрасно понимал свое истинное предназначение.

«Дар поэта — ласкать и карябать,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать».

И в поэзии, и в жизни Есенин воплощает это венчание белой розы с черной жабой. Его стихи должны были тронуть читателя «за живое», сопоставить разные миры, столкнуть людей разных интересов, заставить думать и сопереживать — всего этого поэт добился. К тому же пьяным он никогда не писал. Поэтому буйные вечера в кабаках не помешали поэту выпустить собрание собственных сочинений в 4 томах.

Его творчество было многогранным, глубоким и образным. Гениальность поэта признавали современники. Даже Маяковский, с которым Есенин всегда вступал в перепалку, отзывался о нем как о прекрасном поэте.

Можно ли простить гениям дурное поведение за прекрасные стихи? Жить с поэтом, быть его возлюбленной, безусловно, было непросто. Но, возможно, если бы в его жизни не было надрыва, страсти, выплеска энергии, у него не получилось бы так тонко и метко рассуждать о человеке и его предназначении.

***

Память о Есенине жива, но его образ для читателя всегда противоречив. Вероятно, наследие в виде «дурной славы» — не то, что хотел бы поэт оставить своим потомкам. Возможно, в этом и заключается наказание поэта. А может быть, это просто «смешная потеря»?

8
4
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook