Хотя на актерском счету заслуженного артиста РСФСР Евгения Моргунова около 100 ролей в кино, большинство зрителей помнят его только как Бывалого из знаменитой гайдаевской троицы. По иронии судьбы эта роль оказалась единственной значительной в карьере артиста — и до нее, и после Моргунов снимался только в небольших эпизодах.
Но была еще одна возможная причина, почему актеру не удалось сыграть ни одной главной роли. Дело в том, что, обладая довольно своеобразным чувством юмора, Моргунов часто подшучивал над своими коллегами и устраивал розыгрыши. А поскольку его шутки далеко не всегда были безобидными, то от него старались держаться от Моргунова подальше.
«Хорошему артисту не дали бы роль изменника!»
Сбой в карьере Евгения Моргунова произошел еще во время учебы во ВГИКе. А ведь начиналось все так хорошо…
Сергей Герасимов, руководивший курсом, где учился Моргунов, задумал снимать картину «Молодая гвардия» и предложил Евгению сыграть роль Стаховича.
Парня, правда, немного смущало, что его первая большая роль в кино будет отрицательной (по сценарию Стахович — предатель, который выдал фашистам молодогвардейцев). Но с другой стороны — роль одна из главных и может запросто стать для молодого артиста путевкой в жизнь. И Моргунов согласился.
Самое обидное, что с ролью Евгений справился просто замечательно. Но высокая комиссия, принимавшая фильм (по слухам это было указание самого Сталина), возмутилась: почему роли предателя советского народа уделяется так много внимания? И постановила — большинство эпизодов со Стаховичем убрать. В результате от первой большой роли Евгения Моргунова осталось только пара эпизодов.
Но и это было еще не все. После выхода фильма на экраны, для большинства зрителей Евгений Моргунов стал прочно ассоциироваться с образом предателя и негодяя.
Кончилось тем, что в каком-то небольшом городишке местные хулиганы с криками: «У-у-у, сволочь! Предатель!» напали на Моргунова. А когда члены съемочной группы попытались объяснить, что это только артист, причем очень хороший, то в ответ услышали:
«Хорошему артисту бы не дали роль изменника!»
За несколько лет из худенького парня Моргунов превратился в толстого дядьку
После такого «замечательного» дебюта ни один из режиссеров не рисковал предлагать Моргунову играть героя-комсомольца или ударника-стахановца. И хотя снимался Евгений довольно много, но это были не роли, а малюсенькие эпизодики, причем все, как один, отрицательные — матрос-анархист, жандарм, урка в поезде, толстый немец … И так продолжалось не один год, а целых 13 лет.
Моргунов очень тяжело переживал невезение, и это не могло не сказаться на его здоровье. В 25 лет у артиста обнаружили нарушение обмена веществ и диабет. Буквально за несколько лет из худенького симпатичного парня Евгений превратился в полного дядьку. И стало окончательно ясно — положительных героев ему уже никогда не играть.
«Гайдай уже полгода ищет такого толстяка, как ты»
Но судьба сжалилась над Евгением Моргуновым и подарила ему еще один шанс. Да еще какой!
В 1960 году в коридоре Мосфильма Моргунов случайно столкнулся с одним из руководителей киностудии режиссером Иваном Пырьевым.
Окинув взглядом внушительную колоритную фигуру артиста, Пырьев с ходу сказал:
«Гайдай уже полгода ищет такого толстяка, как ты на роль Бывалого в новом фильме. Беги к нему!»
Так с легкой руки знаменитого режиссера, Евгений Моргунов получил свою звездную роль. И пошло-поехало… Сначала «Пес Барбос и необычный кросс», потом «Самогонщики», следом «Операция Ы…» и «Кавказская пленница».
Популярность Евгения Моргунова не просто пошла вверх, она стремительно взлетела под самый потолок. В 60-х годах творческие встречи со зрителями гайдаевской тройки: Трус (Георгий Вицин), Балбес (Юрий Никулин) и Бывалый (Евгений Моргунов) собирали целые стадионы.
Появление любимых артистов публика встречала овациями и восторженным ревом. Открытки, календарики и плакаты с изображениями троицы расходились миллионными тиражами.
«Это наш с вами последний фильм»
Было, от чего заболеть звездной болезнью. И Моргунов, «включив звезду» по полной, посчитал, что теперь ему можно все.
Однажды на закрытый просмотр отснятых кадров «Кавказской пленницы» Евгений заявился в компании двух девушек. Причем все трое были, мягко говоря, не совсем трезвые.
Как назло, у Гайдая не получались некоторые эпизоды, он нервничал и попросил посторонних выйти из зала. И тут же услышал от Моргунова:
«Ты что, Гайдай, совсем уже мышей не давишь? Думай, с кем говоришь!»
По словам очевидцев, от такой наглости Гайдай буквально онемел. Но быстро пришел в себя и заявил:
«Все, Евгений Александрович, это наш с вами последний фильм».
После этого режиссер переписал сценарий и убрал из него все недоснятые эпизоды с Бывалым. А на все попытки коллег помирить его с Моргуновым, Гайдай неизменно отвечал:
«Актер Моргунов для меня больше не существует!»
«У нас в цирке и так клоунов хватает!»
Первое время Моргунов бравировал: «Подумаешь, не буду сниматься у Гайдая. Да нашу троицу любой режиссер с руками отхватит». И, действительно, Трус, Балбес и Бывалый вскоре появились в комедии Евгения Карелова «Семь стариков и одна девушка». Но это было уже совсем не то…
Кроме того, Моргунов умудрился испортить отношения и с Юрием Никулиным. Ему показалось обидным, что тот продолжает сниматься у Гайдая, причем в главной роли (имеется в виду фильм «Бриллиантовая рука»).
В качестве шутки, Моргунов распространил слух, что знаменитый клоун оказывает помощь всем нуждающимся в получении жилья. После этого Никулина стали осаждать толпы желающих получить квартиру. В конце концов, догадавшись, кто подложил ему такую «свинью», Юрий Владимирович отказался от работы в троице. А Моргунову сказал:
«У нас в цирке и так хватает клоунов, еще один не нужен!»
В 1980 году в фильме «Комедия давно минувших дней» Евгений Моргунов последний раз появился на экране в роли Бывалого. Но теперь компанию ему составил только Вицин-Трус.
«Я народный артист Моргунов…»
Несмотря на проблемы в кино, Моргунов был очень общительным и веселым человеком. Правда чувство юмора у него было несколько своеобразное. Обожая устраивать розыгрыши, Евгений Александрович нередко позволял себе лишнее. Например, во время подготовки к похоронам известного писателя, на спор улегся на постамент для гроба и пролежал несколько часов.
Приезжая с концертами в провинцию, Моргунов сразу же отправлялся к руководству города и объявлял:
«Я народный артист, лауреат Государственной премии Моргунов. «Кавказскую пленницу» смотрели? А следом за мной едут Вицин и Никулин… Прикажите открыть партийный спецсклад и завтра к 10 утра прислать нам в гостиницу в трех экземплярах…» — и перечислял различный дефицит.
И в большинстве случаев это срабатывало: приносили, причем, действительно, в трех экземплярах.
Слухи о таком, не самом скромном поведении, Моргунова, конечно же, доходили до режиссеров. Поэтому ему по-прежнему доставались только незначительные роли: болельщик, дворник и даже… хозяин козы.
И только Михаил Козаков, снимая свои знаменитые «Покровские ворот рискнул доверить Моргунову роль поэта Соева. Но и она не вернула артисту былой славы.
«Снова он нажил себе несколько смертельных врагов»
Кроме того, диабет прогрессировал и с каждым годом артист чувствовал себя все хуже. В периоды обострений Евгений Александрович становился особенно раздражительным, а его шутки делались все более злыми.
«Давая интервью, Женя часто говорил очень неприятные вещи. Увидев в прессе очередные «откровения Моргунова», я буквально хваталась за голову — снова он кого-то обидел и нажил себе еще несколько смертельных врагов» — вспоминает вдова Моргунова Наталья.
Кончилось тем, что многие из коллег Моргунова перестали с ним не только общаться, но даже здороваться.
«Нельзя — значит буду, а умру — наплевать!»
Последний раз в кино Евгений Моргунов появился в 1998 году: в фильме «Райское яблочко» он сыграл начальника службы безопасности. В этом же году в семье актера произошла страшная трагедия — в автокатастрофе погиб его младший сын Николай. Это стало для Моргунова последней каплей.
«Муж старался не показывать, как ему тяжело, но я видела: он срублен под корень. Ему категорически запретили алкоголь, но он пошел вразнос: раз нельзя, значит, буду, а умру – наплевать!» — вспоминает Наталья Моргунова.
Во время одного из загулов у Моргунова произошел тяжелейший инсульт, и 25 июня 1999 года он скончался.