1. Маленький комсорг
Смоленская область, село Потапово – в этой глуши и появилась на свет знаменитая Надежда Румянцева. На дворе был не самый счастливый 1930-й год. Позади – Гражданская война, впереди – Великая Отечественная. Её семья Румянцевых пережила в подмосковном селе Жаворонки, куда переехала вскоре после рождения Надежды.
Сразу после нападения Германии отец, естественно, ушёл на войну. А будущая актриса вместе с матерью и братом осталась в непосредственной близости от линии фронта. Когда начались боевые действия, ей было всего 11 лет.
Уже тогда вместе с одноклассниками Надежда, которая с детства занималась художественной самодеятельностью, выступала в госпитале перед ранеными. В школе Румянцева успевала буквально всё. Она училась на «отлично», пела в школьном хоре, занималась художественной гимнастикой и даже стала комсоргом класса.
В общем, жила максимально активной общественной жизнью. Да ещё и искренне расстраивалась, что её не хотят отправлять на фронт.
Об актёрской карьере Надежда задумалась не сразу. Она, как и многие советские девочки, хотела походить на Любовь Орлову, но была маленького роста и не верила, что когда-нибудь сможет оказаться на её месте.
2. Травести
Но школа закончилась, и пришло время думать о будущем. Румянцева хорошо училась, однако точные науки её тяготили. Поэтому и решила поступать в театральный – там ни физику, ни математику сдавать было не надо.
Надя поступила в студию при Центральном детском театре, где с первого же курса стала играть на сцене. Вскоре студия закрылась, и Румянцева стала студенткой ГИТИСа. Главным её учителем в те годы была актриса и педагог Ольга Ивановна Пыжова.
Уже в годы учёбы сложилось одно из главных амплуа Румянцевой – травести. Первой её серьёзной работой стала роль в спектакле Центрального детского театра «Я хочу домой», где она сыграла роль девочки Иры Соколовой. Спектакль получил государственную премию, а игру Румянцевой отдельно отметил писатель Лев Кассиль в рецензии для «Литературной газеты».
Впоследствии Румянцева регулярно исполняла детские, подростковые и юношеские роли. Например, когда она снималась в роли 17-летней Людмилы Добрыйвечер, ей было уже 32 года.
3. Кино как диагноз
Ещё во время учёбы в ГИТИСе Румянцева получила предложение сняться в кино, причём сразу в главной роли. В картине «Навстречу жизни» она исполнила роль токаря Маруси Родниковой. Ради этой работы начинающая актриса целый месяц изучала токарное дело. А во время съемок побоялась сказать режиссёру, что не умеет управлять моторной лодкой, в результате чего перевернулась и едва не утонула.
Другими словами, Румянцева полностью отдавала себя каждой роли, в полной мере следуя своему профессиональному девизу: «Актер – это не профессия, это диагноз».
Дебют в кино не прошёл для Румянцевой бесследно. В те годы руководство ГИТИСа решительно боролось со съемками своих студентов во время учёбы. Надежда же пропустила почти целый год (так как фильм снимался в Ленинграде), и перед ней встала угроза отчисления: нужно было срочно сдать все упущенные экзамены. Вместе этого Румянцева перевелась во ВГИК, тем самым сделав выбор в пользу кинокарьеры.
4. «Девчата»
Румянцева почти сразу стала востребованной киноактрисой. «Алёша Птицын вырабатывает характер», «Морской охотник», «Мексиканец» – новая картина каждый год. Но настоящего успеха Надежда добилась только с ролью Тоси Кислицыной – самой яркой из «Девчат».
Фильм вышел на экраны в 1961 году и, несмотря на сдержанное отношение советского руководства, моментально заслужил любовь зрителей. После премьеры Румянцева стала не только всесоюзной кинозвездой, но и получила известность за рубежом.
Иностранная пресса называла её «русской Джульеттой Мазиной» и «Чаплином в юбке», а Международный кинофестиваль в Аргентине наградил призом за лучшую женскую роль.
На следующий год Румянцева закрепила свой успех, снявшись в картине «Королева бензоколонки». Людмила Добрыйвечер – в сущности, тот же типаж слегка наивной, смешной и целеустремлённой молодой девушки, что и Тося Кислицына.
Эти две роли стали самыми яркими и запоминающимися в карьере Надежды Румянцевой, и, по всей видимости, наиболее полно соответствовали её собственному характеру. Все друзья и знакомые актрисы, как один, говорят о её жизнерадостности и оптимизме, умении всегда быть душой компании.
5. Голос
Румянцева оставила след в кино не только как звезда культовых советских кинокомедий, но и как актриса озвучивания. Впервые она попробовала себя в этой роли ещё в 50-х c зарубежными фильмами. За ними последовали советские картины и мультфильмы, а начиная с конца 80-х голосом Румянцевой заговорили актёры популярных зарубежных сериалов.
Именно Румянцева озвучила роль Натальи Варлей в фильмах «Кавказская пленница» и «12 стульев» и Гюльчатай в «Белом солнце пустыни». Голос актрисы звучит в трёх десятках зарубежных фильмов, в том числе в «Унесённых ветром» и «Терминаторе», а также в нескольких сериалах – «Рабыне Изауре», «Джейн Эйр», «Тропиканке», «Твин Пиксе».
Румянцева также озвучила Мартышку в мультфильме «38 попугаев» и утёнка Билли из знаменитых «Утиных историй». Однако Зайца из «Ну, погоди», вопреки расхожему мнению, Румянцева не озвучивала. Это сделала ее «почти тёзка» — Румянова.
6. Жена дипломата
Активная карьера Румянцевой длилась до конца 60-х. Со временем она всё меньше снималась в кино, сознательно выбрав роль жены дипломата. Это был уже второй брак Надежды. Первое, студенческое замужество продлилось совсем недолго.
Стремительно набиравшая популярность актриса после окончания ВГИКа отказалась уезжать из Москвы вместе с мужем-сокурсником Владимиром Шуруповым. Вскоре после развода она познакомилась с сотрудником Министерства внешней торговли Вилли Хштояном.
В отличие от предыдущего брака, этот союз оказался на всю жизнь. Актриса прожила с Вилли 42 года, до самой смерти. Фактически ради него Румянцева отказалась от актёрской карьеры, так как почти 15 лет прожила за границей.
Малайзия, Египет – Надежда везде следовала за супругом. «Мой главный долг — быть рядом с мужем. Я хорошо усвоила, кто у нас глава семьи (для армянина это особенно важно). Он не должен говорить: «Я муж Нади Румянцевой». Это я должна говорить: «Я жена Вилли Вартановича», – объясняла Румянцева.
Но, несмотря на полною отдачу своих сил семье, детей у Румянцевой не было. Её муж признавался, что в этом есть большая доля его вины: «Единственное, о чем мы с Надей жалели — о том, что опоздали с детьми. В этом я, честно говоря, виню себя. Ведь у меня уже была дочка, и хотелось, чтобы Кариночке доставалось побольше внимания, чтобы она не чувствовала себя обделенной.
Я просил Надю подождать. И вот мы ждали, ждали, а время-то и ушло… Сейчас понимаю: в таких случаях нельзя ничего ждать, нужно сразу заводить детей, несмотря ни на какие обстоятельства».