Исполнительницу «Лели» из фильма «Девять дней одного года» включали в списки самых красивых актрис советского экрана. Ее называли «русской Джульеттой Мазиной» за выдающийся драматический талант, а поэт Андрей Вознесенский посвящал ей стихи. Однако сама Татьяна Лаврова говорила о себе как о «недоигранной актрисе». Ни кинокарьера, ни личная жизнь ее не сложились так, как артистка того хотела. Вспоминаем выдающуюся актрису театра и кино.
Фамилия Лаврова досталась актрисе после жеребьевки
Татьяна Лаврова родилась в семье кинооператоров Евгения Андриканиса и Галины Пышковой. Она с детства мечтала стать актрисой, не пропускала ни одной кинопремьеры и часто ходила в театр.
Когда Татьяне было 12 лет, родители развелись, и безоблачное детство закончилось. Мать снова вышла замуж, но с отчимом отношения не сложились. После школы Татьяна Андриканис решила поступать во МХАТ. Интересно, что по отцовской линии она приходилась правнучатой племянницей коммерсанту и филантропу Савве Морозову, благодаря которому МХАТ и был построен. Но взяли на курс ее не за родство. Юная актриса просто покорила приемную комиссию.
«Запомните, это девочка-чудо, о ней будет говорить вся страна», — отзывались о Лавровой мхатовские педагоги.
В школе-студии ей посоветовали сменить фамилию на более привычную русскому слуху. Не придумав ничего лучше, Татьяна попросила написать однокурсников несколько вариантов на бумажках, а затем, не глядя, вытянула одну из них. Так она стала «Лавровой», а потом под этой фамилией актрису узнал весь мир.
«Вся моя молодость прошла на диком взлете»
В 1959 году Татьяна Лаврова получила диплом и была зачислена в труппу МХАТа. Ее дебютом на подмостках стала роль Нины Заречной в спектакле «Вишневый сад» по пьесе Антона Чехова. Дебют оказался удачным: юную актрису вызывали на поклон несколько десятков раз.
Хотя впервые на экране она появилась еще школьницей в эпизоде картины «Марите», настоящим кинодебютом можно считать роль Вари в фильме «Песня о Кольцове». Затем актриса работала на одной площадке с мамой, во время съемок ленты «Испытательный срок».
«Моя творческая жизнь начиналась очень удачно. Вся моя молодость прошла на диком взлете. Но ту высоту я могу оценить только сейчас по прошествии многих лет. А тогда просто жила в славе, обожании. Меня любили, узнавали на улицах, подражали. Для меня это было естественно. Я ведь палец о палец не ударила, чтобы получить хотя бы одну из ролей, что сыграла тогда», — говорила актриса.
Из МХАТА Лаврова скоро перешла в «Современник», где прослужила 17 лет и сыграла свои лучшие театральные роли.
«Меня поразило то, что на сцене «Современника» я увидела людей, которых я вижу в жизни, которые существуют реально. Во МХАТе были великие мастера, но там было ощущение, что это какие-то далекие-далекие люди, что вот где-то они живут и мы их не знаем и не узнаем, вот только вот на сцене. Как-то вот такая странность была. Скучно мне стало там…», — делилась она.
Главная в жизни кинороль тоже была не за горами.
«Ты как собака: все чуешь»
Татьяне Лавровой было 23 года, когда на экраны вышла драма Михаила Ромма «Девять дней одного года». Главная роль в любовном треугольнике физиков-ядерщиков, которых сыграли Иннокентий Смоктуновский и Алексей Баталов, сделала ее мировой знаменитостью. Она уже тогда пыталась глубоко понимать свой персонаж, во время съемок спрашивала у режиссера «Так кого же она любит, этого или этого?». А он ответил:
«Деточка, можно любить двоих».
Картина получила главную премию на кинофестивале трудящихся в Чехословакии, а также почетные дипломы международных кинофестивалей в Мельбурне и Сан-Франциско.
Михаил Ромм пригласил 23-летнюю начинающую актрису в свой фильм без раздумий, хотя Лавровой пробы казались провальными. Она даже спросила режиссера, почему он ее выбрал. Тот ответил:
«Ты как собака: все чуешь. Не всегда понимаешь, но чувствуешь все правильно».
Несмотря на триумф, в следующий раз на съемочную площадку Татьяна Лаврова попала лишь через четыре года в драме «Время, вперед!».
После «Девяти дней одного года» работы были менее заметными — «Вся королевская рать» Наума Ардашникова, «Бегство мистера Мак-Кинли» Михаила Швейцера, «Факт биографии» Бориса Шадурского. После роли в картине «Вылет задерживается» Леонида Марягина актриса получила главную премию за лучшую женскую роль на кинофестивале в Монте-Карло.
Среди последних киноработ актрисы — драма Гарика Сукачева «Кризис среднего возраста» и фильм «Кино про кино», принесший «Нику» за лучшую женскую роль второго плана.
«Красивый цветок с шипами»
Актриса Людмила Иванова так вспоминала о Татьяне Лавровой:
«Лаврова была большой актрисой, с нелегким характером, в первую очередь, нелегким для себя. Она была абсолютно естественной, глубокой — ни капли фальши. К сожалению, она мало снималась. По-моему, режиссеры боялись ее характера, да и она часто отказывалась — предлагаемые роли казались ей незначительными».
Народный артист России Альберт Филозов тоже говорил, что Лаврова не признавала компромиссов.
«Она всегда была очень определенная, без компромиссов. То есть качество, которое только в молодости бывает, у нее осталось с годами. Красивый цветок с шипами, так как ее просто так в руки не возьмешь».
Коллеги Лавровой отмечали ее перфекционизм и исключительную требовательность. Она всегда была недовольна собой и ревностно относилась к работе.
«Люблю ли я свою профессию? Я знаю только одно: это непостижимая профессия. В актерской профессии нет предела, и нет предела в постижении этой профессии», — говорила актриса.
Принципиальность Лавровой проявлялась во всем. Например, в «Современнике», где во главе стояла Галина Волчек, она долгое время была ведущей актрисой. Чего стоит только роль Гитель Моски в пьесе Уильяма Гибсона «Двое на качелях». Однако, когда ей показалось, что Волчек охладела к ней и переключила внимание на Марину Неелову, она этого не стерпела. Ставили спектакль «Вишневый сад». Роль Раневской исполняла Лаврова, но Волчек решила ввести на эту роль Неелову. Случился скандал, Лаврова, бросила все и вскоре вернулась во МХАТ.
«Я недоигранная актриса. В «Современнике» играла чаще, а мне казалось, редко. Редко играла у Олега Ефремова, а считалось, что я — его любимая артистка. У Галины Волчек я тоже была любимая актриса, а потом перестала…», — сокрушалась актриса в интервью.
Возвращение во МХАТ совпало с 40-летием Татьяны Лавровой. Ролей стало меньше, но и без работы актриса не сидела. Хотя сама она говорила, что у нее было очень много несыгранных ролей.
«В театре у меня просто папки несыгранных ролей. Как-то недавно перебирала все и думаю: «Боже мой, и это не сыграла, и это, и это»».
«Я влюбляюсь в талантливых. Вот и все. Хоть тресни»
Своего первого поклонника Татьяна Лаврова отвергла после его неудачи на экзамене по актерскому мастерству, грозившему отчислением. Народный артист Борис Химчев вспоминал, что был безумно влюблен в актрису.
«Я был безумно влюблен в Татьяну Лаврову, но она меня отвергла.Татьяна решила посмотреть, как я сдаю экзамен, а я, обнаружив ее в зале, сильно растерялся, и хуже всех сдал. На заседании кафедры меня даже хотели отчислить за отсутствие таланта, но решили дать шанс и оставили. Наивный, я решил поделиться с Татьяной Лавровой радостью. Когда примчался к ней домой, мама Татьяны холодно встретила меня и просила передать слова дочери, чтобы я больше к ней не приходил», — вспоминал он.
Сама Лаврова не раз говорила, что в мужчинах больше всего ценила талант, и влюбиться в человека без таланта было для нее невозможно, как бы он ни был хорош.
Ее первый серьезный роман с «русским Марлоном Брандо» Евгением Урбанским длился семь лет. Лаврова была студенткой, а Урбанский старше ее на 6 лет и женат. Она ходила на все его спектакли. Когда Евгений видел Лаврову в зале, начинал путать текст. Он не устоял перед красавицей, хотя расписываться они не стали. Сначала жили в театральном общежитии, потом перебрались в коммуналку к бабушке актрисы. Их союз распался из-за измены Урбанского.
Супругом Лавровой стал ее коллега по «Современнику» Олег Даль.
«Даль — выдающийся артист. Слово затасканное. Индивидуальность, стиль, манера слишком рано появились, такого еще не было. У него была способность переживать что-то, любовь, скажем, как мужчине переживать не дано», — говорила лаврова.
Актриса не смогла победить пристрастие Даля к алкоголю, сама стала много пить, поэтому через полгода они расстались, чтобы не тащить друг друга на дно.
В третьем браке с футболистом Владимиром Михайловым у Лавровой родился сын, тоже Владимир. Однако муж был страшно ревнив, требовал от жены, чтобы она отказалась от косметики, перестала модно одеваться, бросила работу в театре. Работу в театре Лаврова не бросила, а вот мужа — да. Даже запретила сыну общаться с отцом.
Сын актрисы, Владимир Лавров, стал скульптором, освоил профессию дизайнера, он воспитывает двоих дочерей.
Но самый знаменитый роман случился у Татьяны Лавровой с поэтом Андреем Вознесенским. Ведь это ей посвящены знаменитые стихи, столько лет звучащие в рок-опере «Юнона и Авось»:
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Увы, Андрей Вознесенский так и не бросил свою жену, Зою Богуславскую. С Лавровой они болезненно расстались.
В последние годы была «похожа на узницу Освенцима» и много курила
Последние годы Татьяна Лаврова сильно болела. Она упала с высокой лестницы в театре и повредила позвоночник. Медики заподозрили у актрисы рак желудка, но она им не верила. Она сильно похудела и не расставалась с сигаретой.
«У меня есть фотография с последнего дня рождения Тани. Там она похожа на узницу Освенцима: кожа да кости. Любимое платье страшно велико. Все, что положили ей тогда на тарелку, осталось нетронутым. Курила по четыре пачки в день», вспоминала приятельница актрисы.
В мае 2007 года Татьяна Лаврова попала в больницу с жалобами на сердце. Врачи предполагали инфаркт, но диагноз не подтвердился. Зато медики нашли пневмонию в острой форме. 16 мая 2007 года актрисы не стало. Ей было 69 лет.