Старушка у подъезда, баба Маруся, няня, бабушка Лена, Степановна, Ермолаевна – вот лишь некоторые роли из 50 с лишним работ в кино, которые Мария Скворцова воплотила на экране. Ее карьера пошла в гору, когда актрисе было уже за 60.
Боялась не стать актрисой из-за роста
Мария Скворцова родилась в 1911 году в деревне Турино – в Тульской области. Девочкой уехала к братьям в Москву. С детства хорошо пела, поэтому ее взяли в церковный хор. А вот о карьере на сцене особо сначала и не думала: из-за маленького роста боялась, что не возьмут. Но однажды подруга отвела ее на прослушивание в студию при Всесоюзном радиокомитете. Курс набирала Серафима Бирман – в будущем она сыграет Ефросинью Старицкую в обеих частях «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна. И Марию взяли на обучение.
После 4-х лет в студии, вместе с курсом Мария поехала в Великие Луки, чтобы играть там в местном театре. Вскоре началась война, и их эвакуировали в Ирбит, находящийся в Свердловской области. Мария была в составе фронтовой концертной бригады. Там же, в Ирбите, познакомилась с будущим мужем – Семеном Скворцовым, работавшим главным режиссером в местном театре.
Когда война закончилась, пришлось оперативно возвращаться в Москву: при смерти была мама Марии. С трудом, но все же удачно удалось оформить перевод ее и мужа в Театр юных зрителей в Царицыно. Сейчас этот театр называется Московский областной театр юного зрителя, там Мария Скворцова проработала с 1945 года по 1979 год.
Из бабы Яги на сцене в старушку на экране
В ТЮЗе Мария Скворцова была и Красной шапочкой, и Золушкой, и колдуньей.
Потом были роли в «Доходном месте», «Слуге двух господ», «Молодой гвардии», «Отцах и детях». Работы у актрисы всегда было очень много и совмещать с кино ее бы не получилось. Поэтому появившись совсем мельком на экране в картинах «Дорогой ценой» и «Вечера на хуторе близ Диканьки», актриса думала, что в ее жизни теперь остается только выход на пенсию. Но жизнь преподнесла ей сюрприз.
В 1973 году Василий Шукшин утвердил Марию Скворцову на роль матери Любы Байкаловой в фильме «Калина красная»: так последняя режиссерская работа стала первой заметной ролью в кино для актрисы, которой на тот момент было уже за 60.
Из всех, кто пробовался на эту роль, Мария Скворцова была самой неизвестной в кинематографических кругах. Но именно она, а не Нина Сазонова или Любовь Соколова, понравилась на пробах в паре с Иваном Рыжовым. Но даже когда Мария Скворцова получила эту работу, она не думала, что роль насколько изменит ее жизнь. А ведь сразу после «Калины красной» она стала одной из самых востребованных советских актрис эпизода.
Отработанный профессионализм
«Тип актрис которых переиграть невозможно: что бы она ни делала – она настолько была органична по сути своей, что повторить невозможно. Только она индивидуально и никто другой», – вспоминал актер Александр Михайлов, который вместе с Марией Скворцовой снялся в ленте «Приезжая».
К любой роли, даже самой маленькой, она относилась с вниманием: на экране казалась женщиной из народа, но в жизни была настоящий профессионал.
Как вспоминала Мария Скворцова, своему профессионализму она обязана своей преподавательнице, актрисе Серафиме Бирман.
«Она учила нас правде в искусстве, достоверности и естественности. И эта ее правда передавалась нам. Я пронесла это чувство через всю жизнь. Поэтому, наверное, мне часто напоминают даже самые незначительные эпизоды. Говорят, очень достоверно сыграно», — говорила актриса.
Поначалу актрисе театра трудно было перестроиться на работу в новой атмосфере. Но после «Калины красной» предложений поступало очень много. Среди фильмов с ее участием: « Белый Бим Чёрное ухо», «Экипаж», «Одиноким предоставляется общежитие», «Гостья из будущего».
В 2000 году Марии Скворцовой не стало, актриса умерла за несколько месяцев до своего 90-летия. Скворцова на 15 лет пережила своего мужа, с которым они были вместе полвека, и даже своего единственного сына.