Фильм «Цыган» впервые показали в телеэфире в августе 1980 года. Миллионы зрителей моментально влюбились в историю Будулая: улицы пустели, когда начиналась очередная серия. Расскажем, как создавалась всенародно любимая картина и почему своим появлением она обязане Кларе Лучко.
Клара Лучко чувствовала, что роль в «Цыгане» станет главной в ее карьере
К концу 1970-х Лучко была очень популярной актрисой, на счету которой было множество ярких ролей. Но, прочитав роман Анатолия Калинина, она поняла, что Клавдия Пухлякова может стать главной героиней в ее актерской карьере. Клара Петровна звонила режиссеру Александру Бланку и читала монологи Клавдии, уговаривая снять эту картину.
Примечательно, что первая экранизация романа «Цыган» вышла в 1967 году. Лучко была очень настойчива и пошла к чиновникам, чтобы получить разрешение на съемки фильма. Именно благодаря ей в 1979 году Гостелерадио заказало Одесской киностудии 4-серийную драму по роману Анатолия Калинина.
Михаил Волонтир жил 3 дня в кузнице, чтобы достоверно сыграть кузнеца
Режиссер Александр Бланк довольно быстро нашел исполнителей для основных и второстепенных ролей. Клару Лучко утвердили без кинопроб. Но создатели фильма не могли подобрать актера, который сыграл бы Будулая. Бланк приглашал и Николая Сличенко, и Армена Джигарханяна. Режиссер даже попросил отложить съемки, но ему не пошли навстречу.
И тут Клара Лучко вспомнила про артиста, с которым снималась в ленте «Корень жизни». Это был Михаил Волонтир, о котором мало кто слышал в СССР. Актер служил в театре в городе Бельцы (Молдова). Однако руководство театра долго не отпускало Михаила на съемки, пока в процесс вновь не вмешалась Клара Лучко.
«Я только с ним смогу сыграть любовь», — заявила актриса создателям фильма.
И хотя Волонтиру назначили гонорар всего 5 рублей за съемочный день, он без раздумий принял предложение режиссера. А Бланк потом ни минуты не пожалел о том, что взял молдавского артиста. Даже цыгане приняли Волонтира за своего.
Актер хотел добиться максимальной достоверности. Например, три дня учился у кузнеца этому мастерству, чтобы снять сцену в кузнице без дублера.
Алексею Никульникову пригрозили отчислением из театрального училища
Следуя законам кинематографа, артиста на роль сына Будулая подбирали так, чтобы он был похож на него. Смуглый и кудрявый Алексей Никульников тогда учился на 3 курсе Ростовского училища искусств. Руководство заведения запретило ему участвоввать в съемках «Цыгана» и даже грозило отчислением за прогулы. Но студент сделал свой выбор сразу же, а ему в итоге потом пошли навстречу.
«Я тогда подумал, что в училище поступлю еще раз. А шанс сыграть с настоящими звездами мог быть первым и последним. И я на съемках очень комплексовал — ведь до этого никогда не видел этих известных артистов вживую. Но у нас сразу сложились хорошие и доверительные отношения. Моя задача была раствориться и не навредить процессу — я был начинающим артистом», — вспоминал Алексей Никульников.
Русланова и Лучко подрались до синяков
В одной из сцен «Цыгана» яркая и страстная Катя весьма прозрачно намекает Будулаю на то, чтобы он ушел к ней. В этот момент появляется Клавдия, а через пару секунд между двумя героинями вспыхивает ссора.
Накануне съемок этого эпизода Клара Лучко и Нина Русланова пришли к выводу, что одной лишь словесной перепалки между ними будет недостаточно. Настоящие казачки вовсе не так выясняют отношения. И тогда актрисы уговорили режиссера внести изменения в сцену.
На следующий день во время съемок они после оскорблений перешли к драке. В ход пошло мокрое белье — Клавдия и Катька от души хлестали друг друга. Они настолько вошли в образ, что даже после режиссерской команды «Стоп, снято!» продолжали драться. А вечером вместе рассматривали свои синяки и смеялись. Тоже от души.
В массовках «Цыгана» снялись почти все местные жители
Историю Будулая снимали в Усть-Донецком районе Ростовской области, на хуторе Пухляковский. Именно там жил и работал автор романа о цыгане Анатолий Калинин. Всех персонажей своего произведения он списал со своих соседей.
Кстати, в массовках «Цыгана» снялись почти все местные жители. Они заранее знали, в котором часу снимается та или иная сцена, и приходили к площадке. А режиссеру это было только на руку — задача с подбором актеров для массовки решалась сама собой.
А вот табор в фильме был настоящий: создатели пригласили цыган, которые жили под Ростовом.