В 1960-х и начале 70-х имя Светланы Жгун было известно всем любителям кино. Самыми известными работами актрисы стали «Бабье царство», «Директор», «Повесть пламенных лет», «И был вечер, и было утро…». К сожалению, вне съемочной площадки Светлане не слишком везло. А роман с режиссером Алексеем Салтыковым и вовсе сыграл роковую роль в ее жизни.
Светлана собственноручно исправила дату в паспорте
Светлана Жгун с юности мечтала стать актрисой. Но ее отец-военный, придерживавшийся строгих правил, не считал актерство подходящей профессией для дочери.
Не смея перечить родителю, Светлана закончила Ленинградский энергетический техникум и два года проработала техником-энергетиком на одном из заводов.
А параллельно, втайне от родных, Светлана посещала театральную студию. Руководительница студии, профессиональная актриса, сразу же поняла, что у девушки есть талант и настоятельно рекомендовала ей поступать в театральный.
Но Светлана долго колебалась, а когда наконец-то решилась и отнесла документы в Ленинградский театральный институт имени А. Островского, оказалось, что она опоздала на целый год.
Дело в том, что в институт принимали до 21 года, а Жгун уже исполнилось 22. Но желание стать актрисой было таким большим, что Светлана пошла на подлог и собственноручно исправила дату в паспорте.
«Об этом не может быть и речи! Пусть срочно делает аборт»
Учеба в театральном казалась Жгун сплошным праздником. Она с огромным удовольствием осваивала профессию, о которой столько лет мечтала. Кроме того, уже на первом курсе она встретила мужчину, в которого без памяти влюбилась.
Впрочем, в Геннадия Нилова были влюблены все девушки курса. Красавец, всегда с иголочки одетый, эрудированный, а вдобавок еще и племянник Народного артиста СССР Павла Кадочникова. С легкой руки своего знаменитого дядюшки, Геннадий еще в детстве попал в кино — в фильме «Подвиг разведчика» он сыграл небольшой эпизод.
Но, к зависти однокурсниц, Нилов остановил свой выбор на Светлане Жгун. Их роман развивался стремительно и совсем скоро Геннадий сделал девушке предложение, которое она с радостью приняла.
Привыкший всегда и во всем советоваться с родственниками, Нилов рассказал дома о романе со Светланой и предстоящей свадьбе. Но, к своему удивлению в ответ вместо восторгов и поздравлений услышал лишь упреки. Особенно сильно возмущался Кадочников, убеждавший парня, что ранняя женитьба поставит крест на его карьере.
Но Геннадий, влюбленный в Светлану, не послушался дядю и все-таки повел девушку в ЗАГС. Семья Нилова подарила молодым комнату в коммуналке. А вот на какую-либо другую помощь, как сказали Нилову его близкие, пара может больше не рассчитывать. Но трудности не испугали влюбленных, и они с энтузиазмом занялись обустройством своего нового жилища. А вскоре Светлана сообщила мужу радостную новость — у них будет ребенок.
Однако Нилова перспектива стать молодым отцом не слишком обрадовала. По своей давней привычке он отправился посоветоваться с всесильным дядей. И услышал:
«Об этом не может быть и речи! Пусть срочно делает аборт».
На этот раз мнение Кадочникова не слишком расходилось с мнением самого мужчины. Поэтому он постарался убедить супругу, что от ребенка нужно избавиться.
«Эта ситуация надломила ее на всю жизнь»
Для Светланы такое решение любимого стало шоком. Ведь она так мечтала о малыше и была уверена, что Геннадий разделяет ее чувства. Но Нилов был непреклонен — только аборт.
Когда Светлана наконец-то сдалась, ложиться в больницу было уже поздно — срок был слишком большой. Но Ниловы сумели найти подпольного врача, который на дому сделал операцию. А вскоре после этого Нилов и Жгун расстались.
«Считаю, что эта ситуация надломила ее на всю жизнь. Мама не могла простить Нилову, что не принял ее сторону, не встал на защиту, не сказал: „Рожаем, и точка“, а пошел на поводу у семьи», — рассказывала впоследствии дочка актрисы.
Борисов оказался очень убедительным
Еще на последнем курсе института Жгун начала сниматься в кино. Ее первой работой стала роль Нюры в музыкальной комедии «Не имей сто рублей».
Через год режиссер Юлия Солнцева пригласила Светлану в свой фильм «Повесть пламенных лет». Во время работы над этой картиной в Жгун влюбился художник-постановщик Александр Борисов.
Правда. Светлана поначалу не замечала пламенных взглядов художника и вовсю флиртовала со своим партнером Николаем Винграновским. Кончилось тем, что измученный ревностью Борисов перестал появляться на съемочной площадке и работа оказалась под угрозой срыва.
Тогда режиссер Солнцева взяла дело в свои руки и доходчиво объяснила Светлане, кто ее любит, а кто — нет. После этого Жгун решила объясниться с Борисовым.
Судя по всему, художник оказался очень убедительным. Во всяком случае, после разговора с ним Жгун перестала заигрывать с Винграновским и переключила внимание на Борисова. Они начали встречаться, а вскоре после выхода картины на экраны официально стали мужем и женой.
Выйдя второй раз замуж, Светлана оставила Ленинград и перебралась к Борисову в Москву. Через несколько месяцев у них родилась дочка, которую назвали Лада.
В жизнь Светланы вошла новая любовь
А когда девочке исполнилось 7 лет, Жгун подала на развод. По словам Лады, причину этого поступка матери она не знает до сих пор. Для Борисова решение жены тоже было неожиданностью — он еще долго надеялся, что Светлана передумает и отношения между ними наладятся.
Но Светлана не передумала. Через некоторое время у нее начался новый роман — с Давидом, сыном известного советского писателя Переца Маркиша, создававшего свои произведения на идише.
Давид тоже занимался сочинительством и готовился вместе с матерью эмигрировать в Израиль. Светлану он звал с собой, но она уехать так и не решилась. Во-первых, потому, что активно снималась в кино и считалась одной из самых востребованных актрис. А, во-вторых, потому что в ее жизнь снова вошла любовь.
На съемках картины «Бабье царство» между Жгун и режиссером Алексеем Салтыковым вспыхнул страстный роман. Кто бы мог тогда подумать, какую роковую роль сыграет он в судьбе Светланы.
«Когда мама начинала пить, к ней лучше было не подходить…»
Алексей Салтыков был не только видным мужчиной, но и талантливым режиссером. К моменту встречи со Светланой в его личном архиве уже были такие популярные ленты, как «Друг мой, Колька», «Бей, барабан» и «Председатель». Однако при многочисленных положительных качествах, был у Салтыкова и существенный недостаток — любовь к выпивке.
Из-за малейших проблем в работе (не утвердили артиста, не получился эпизод, не вложились в смету) Салтыков на несколько дней, а то и недель мог уйти в запой. А съемочной группе ничего не оставалось, как сидеть и ждать, когда режиссер протрезвеет и снова примется за работу.
Но Светлану пьянство возлюбленного не испугало. Более того, когда у Салтыкова начинался очередной «роман с бутылкой», Жгун выпивала вместе с ним.
Следующей совместной работой Салтыкова и Жгун стал фильм «Директор». Но после того как исполнитель главной роли Евгений Урбанский погиб на съемках, режиссера на несколько лет отлучили от кино. По словам дочери Жгун, после этого Салтыков запил по-черному. А вместе с ним и Светлана.
«Мама была исключительной женщиной, но, когда начинала пить, к ней лучше было не подходить…», — вспоминала дочка актрисы.
«Мама пыталась взять себя в руки»
Самое интересное, что Салтыков, сам приучивший Светлану к бутылке, позже сам обвинял ее впьянстве. И когда после выхода на экраны «Директора» (фильм был доснят через несколько лет, а главную роль сыграл Николай Губенко), режиссеру дали кооперативную квартиру, он переехал в нее один, без Светланы.
А актриса продолжила пить, теперь уже в одиночку. Вскоре в киношной среде поползли слухи, что Жгун злоупотребляет алкоголем. И режиссеры, даже те, кто был без ума от таланта и красоты актрисы, стали все реже и реже присылать ей сценарии.
По словам Лады, Светлана и сама понимала, что катится в пропасть. И временами старалась взять себя в руки.
«Мама периодически ложилась в какие-то клиники, ездила в Сочи к травнику, принимала его настойки. Она пыталась взять себя в руки, но не получалось, психика была расшатана» — рассказывала дочка актрисы.
Однажды Светлана в состоянии опьянения пришла в такое неистовство, что дочери пришлось вызвать скорую психиатрическую помощь. После этого актрису на месяц уложили в больницу имени Ганнушкина.
Мало кто из зрителей узнал Светлану
И все-таки, даже несмотря на проблемы с алкоголем, Жгун время от времени снималась в кино. Правда, теперь ей доставались уже не главные роли, а лишь небольшие эпизоды.
Так в 70-х она появилась в картинах «Звезда пленительного счастья» (крестьянка), Захаровских «12 стульях» (пассажирка парохода), драме «Опровержение» (Анна Ивановна), военной картине «Трясина» (жительница деревни).
После этого в работе Жгун наступил простой, продлившийся почти 12 лет. И только в 1989 году зрители снова смогли увидеть актрису — в детективной комедии «А был ли Каротин» она сыграла жену Гедройцера, а в мелодраме «Любовь с привилегиями» — отдыхающую, пристававшую к главному герою.
Правда, мало кто из поклонников понял, что дама, которую они увидели на экране — их кумир, красавица Светлана Жгун. Больше в кино актриса не снималась.
«Я похоронила маму в Питере»
Лада, дочка Светланы, пошла по стопам своего отца и стала художником, только не киношным, а реставратором. Однажды на вечеринке у друзей она познакомилась с датчанином, вышла за него замуж и переехала в Копенгаген.
«У меня своя мастерская, прекрасное дело! Считаю себя счастливицей: попала в страну, где в каждом доме висят картины. Я востребована, сама зарабатываю деньги, ни от кого не завишу. У меня клиенты, интересная работа, во мне нуждаются», — рассказывала дочка актрисы.
По словам Лады, она постоянно созванивалась с матерью. Светлана даже несколько раз навещала дочку с внуком в Копенгагене.
Однажды в январе 1997 года Жгун по телефону пожаловалась дочери, что сильно простудилась. А через день Ладе позвонила подруга актрисы и сказала, что Светлана умерла. Оказалось, что у актрисы было запущенное двухстороннее воспаление легких, а к врачам она обратилась слишком поздно.
«Я похоронила маму в Питере, отвезла к бабушке и дедушке. Это было ее желанием, она не раз говорила, что хочет туда вернуться, любила свой город. Ей было всего 63 года», — рассказывала Лада.