Этот советский фильм вышел на экраны почти 100 лет назад — еще в 1926 году. Картина длиной всего в 75 минут перевернула весь мировой кинематограф. И хотя «Броненосец „Потёмкин“» был немым фильмом, он смотрелся и «звучал» очень пронзительно с первых же дней проката. Расскажем, как Сергею Эйзенштейну удалось снять шедевр.
Премьера фильма ошеломила москвичей. Современным пиарщикам стоит взять на заметку
8 января 1926 года надолго запомнилось москвичам, пришедшим в кинотеатр «Художественный». В тот день состоялась премьера фильма «Броненосец Потемкин», который вскоре войдет в историю мирового киноискусства. Сначала зрителей удивило оригинальное оформление кинотеатра — для тех времен это было феерично.
Фасад здания скрыли за огромным макетом броненосца, украшенного ярко-красным флагом, мачтами и знаменами. Внутри тоже царила особая атмосфера: билетеры и другие сотрудники были одеты в матросские формы, а перед началом показа прозвучал гимн восстания, что лишь усилило зрительское волнение от ожидания фильма.
Наконец, начался сеанс. «Броненосец Потемкин» поразил всех своим масштабом, новаторскими режиссерскими решениями и глубиной сюжета. За первые два дня проката более 300 тысяч человек посмотрели эту картины, причем титры на экране читали хором всем зрительским залом, что создавало единство и сопереживание.
Рассказываем, как Сергею Эйзенштейну удалось создать настоящий шедевр.
Режиссер намеренно не включил в фильм многие эпизоды, которые были в сценарии. И вот почему
Первым автором сценария к фильму была Нина Агаджанова. Картина должна была показать самые тяжелые события в России, случившиеся в 1905 году. Но большинство из эпизодов не вошли в фильм — на этот шаг режиссера Эйзенштейна вынудили обстоятельства.
«Нам необходим фильм о 1905 годе. Подумайте хорошенько об этом», — сказал ему председатель ЦИК Михаил Калинин.
Это было в начале лета 1925-го, а картину нужно было сдать до конца года. Любой киношник знает, что 7-8 месяцев для съемок — ничтожно мало. Но у Эйзенштейна не было возможности отказаться от этого задания. Пришлось выкручиваться.
Первым делом режиссер порезал сценарий. Даже не порезал, а почти полностью переделал. Из всех эпизодов о событиях 1905 года в России он оставил только один — мятеж на броненосце «Потемкин», сделав его центральным сюжетом картины. Только в таком случае Эйзенштейн успевал бы сдать фильм к намеченной дате.
Почему фильм снимали не на настоящем броненосце «Потемкин»
Съемки фильма стартовали вскоре после утверждения сценария. Группа начала работать в Ленинграде, но почти сразу одна за другой возникали проблемы.
Первоначально планировалось снять пролог, где «Потемкин» встречается с эскадрой, однако из-за того, что Балтийский флот отправился на маневры в открытое море, этого не удалось сделать. Эйзенштейн решил перенести съемки на юг.
На момент начала съемок настоящий броненосец «Князь Потемкин-Таврический»Ф уже был списан и готовился к утилизации. Вместо него в фильме был задействован броненосец «Двенадцать Апостолов», который находился в одесском порту. Режиссер Сергей Эйзенштейн уважительно назвал корабль «великим железным старцем». Интерьерные сцены создавали на бронепалубном крейсере «Коминтерн».
Почему «Броненосец Потемкин» — первопроходец в нашем кино
Фильм «Броненосец Потемкин» стал настоящим первопроходцем в мире кинематографа почти во всем.
Во-первых, он потряс зрителей и критиков своей динамичностью и скоростью развития сюжета — такого прежде на советском экране не было. Чтобы добиться такого эффекта, Эйзенштейн использовал метод «монтажа аттракционов». Он чередовал чередовать тревожные и впечатляющие моменты с более спокойными, не давая зрителю возможности расслабиться и заскучать.
Во-вторых, одним из самых запоминающихся моментов фильма стали кадры с детской коляской, скатывающейся по лестнице. Сцена стала настоящим шедевром кинематографа Но вы точно удивитесь, когда узнаете, что вдохновило режиссера на съемки этого эпизода.
Все произошло спонтанно. Он сидел на лестнице и ел вишню, наблюдая, как косточки легко катятся по ступенькам. Эйзенштейн моментально понял, что точно так же — с высоты — будет снимать кадры с детской коляской, которая катится вниз по ступеням. И это добавило картине дополнительного драматизма.
Сцена с лестницей потом в том или ином виде повторялась во многих известных картинах. Зарубежные режиссеры отдавали дань уважения советскому коллеге Эйзенштейну. Например, в фильме «Неприкасаемые» Брайана де Пальмы эпизод перестрелки снят по канонам лестничной сцены из «Броненосца Потемкина». Режиссер также добавил коляску с ребенком, которая катится по ступеням под звуки пуль. Как и в фильме Эйзенштейна, в этот момент у зрителей перехватило дыхание от напряжения.
В-третьих, Эйзенштейн снимал кино по принципу «чем реалистичнее, тем лучше». Для этой картины он выбрал не только актеров с более-менее простыми лицами, но и обычных людей, которые прежде в кино никогда не снимались.
Наконец, не менее впечатляющим стал эпизод прибытия броненосца в Одессу. Режиссер показал этот момент с разных ракурсов, начиная с отдельных людей, идущих к причалу, и заканчивая птичьим полетом над толпой — впервые в нашем кинематографе.
Почему «Броненосец Потемкин» нельзя назвать первым цветным советским фильмом
Во время съемок перед Эйзенштейном возникла дилемма: как передать красный цвет флага на черно-белой пленке. Это было необходимо в данном фильме. Снимать настоящий красный флаг не имело смысла, так как он выглядел бы черным на экране — пленка ведь черно-белая. Поэтому было принято решение поднять белое полотно и затем вручную раскрасить его в нужный оттенок.
Эйзенштейн сам взял пленку и нанес на флаг ярко-алую краску, чтобы создать визуальный эффект красного цвета. Этот метод позволил впервые в отечественном кино представить яркий цвет. Результат оказался впечатляющим: на премьере фильма зрители были поражены этим новым приемом и не могли поверить, что такое возможно. Зал ревел от восторга, ведь это был настоящий прорыв в мире кинематографа.
«Броненосец Потемкин» нельзя назвать первым цветным советским фильмом. Картину скорее можно считать предшественником цветных кинолент. Но этот шедевр доказал, что даже в черно-белом мире можно создать яркие и запоминающиеся образы с помощью художественных приемов.
Как немое кино Эйзенштейна зазвучало громко и пронзительно
Когда «Броненосца Потемкина» впервые показывали в кинотеатрах, он был немым. Озвучивали его таперы, игравшие прямо в зале.
Сегодня же мы смотрим легендарную картину с музыкой Сергея Шостаковича. Однако мало кто знает, что произведения этого композитора включили в фильм лишь в 70-е годы.
А для показа фильма в Германии музыку написал немецкий композитор Эдмунд Майзель. В 1926 году режиссер Сергей Эйзенштейн привез с собой в Берлин пластинки с записями песен «Вы жертвою пали» и «Дубинушка», которые он хотел использовать в качестве основы для музыкального сопровождения.
Эйзенштейн желал, чтобы музыка не только соответствовала ритму фильма, но и передавала его настроение и эмоции. Композитор Эдуард Майзель взял эти песни и создал свою собственную обработку, добавив симфоническое развитие и различные звуковые эффекты, чтобы усилить воздействие на зрителей.
В 1950 году, когда фильм был вновь выпущен в прокат после возвращения негативов из Германии в СССР, сопровождение картины написал Николай Крюков. Однако наиболее известное музыкальное сопровождение к фильму связано с именем Дмитрия Шостаковича.
В советском прокате фильм Эйзенштейна обошел американский хит. Но режиссера упрекали за излишнюю патетичность
В начале 1926 года в Москве состоялась премьера фильма «Броненосец Потемкин» в кинотеатре «Художественный». В то время в прокате шел иностранный фильм «Робин Гуд» с Дугласом Фэрбенксом, который пользовался популярностью среди советских зрителей.
Однако, уже за первую неделю показов «Потемкину» удалось обойти «Робина Гуда» по числу зрителей: около 70 тыс. человек посмотрели первый фильм, в то время как второй привлек около 55 тыс. человек.
С каждой неделей количество зрителей, просматривающих «Броненосец Потемкин», только увеличивалось. Через две недели после премьеры число зрителей достигло 300 тыс. человек, что составляло почти 15% от общего населения Москвы того времени. Этот фильм стал настоящим хитом и завоевал сердца зрителей не только в России, но и за рубежом.
«Броненосец Потемкин» был высоко оценен критиками и зрителями во многих странах. Несмотря на некоторые вырезанные сцены в Германии, талант режиссера Сергея Эйзенштейна был признан великим. В 1926 году фильм был высоко оценен Американской киноакадемией, а вскоре получил приз на Всемирной выставке в Париже. Этот успех повторил предыдущий труд режиссера, укрепив его мировую репутацию.
Журналисты писали: моральный посыл в этой ленте настолько мощный, что за героями готовы идти все зрители. Но парадокс в том, что периодически Эйзенштейна упрекали в патетичности. И это его удивляло.
«Меня упрекают в том, что „Броненосец“ слишком патетичен. Но разве мы не люди, разве у нас нет темперамента, разве у нас нет страстей, разве у нас нет задач и целей? <…> Разве такой пафос не оправдан? Надо поднять голову и учиться чувствовать себя людьми, нужно быть человеком, стать человеком — ни большего и ни меньшего требует направленность этого фильма», — писал позднее Эйзенштейн.
Однако вскоре после премьеры фильма в СССР возникла проблема: его показывали не во всех республиках Союза. Зрители даже писали жалобы, ведь желающих увидеть этот шедевр было очень много. Почему же в Берлине фильм шел в 25 кинотеатрах по 4 раза в день? Оказалось, что прокатных копий для СССР не хватало. Фильм был нарасхват, чего создатели никак не ожидали.
«Броненосец „Потемкин“» прочно вошел в историю мирового киноискусства. В 1958 году его включили в список из 12 лучших фильмов всех времен и народов, в 1978-м он занял первую строчку в списке ста лучших фильмов по опросу киноведов мира. В 2010 году его включили в сто главных фильмов мирового кинематографа.