В классической игральной колоде всего 12 карт из 36 иллюстрированны человеческими лицами. Но мало кто знает, что за каждым из 4 валетов, 4 дам и 4 королей игральных карт в «Русском стиле» стоит реальный прототип выдающейся личности из русской истории.
Легендарную колоду «Русский стиль» придумали 120 лет назад
Игральные карты вошли в российскую культуру в середине 17 века. Согласно историческим источникам, их привез в Россию из Франции иностранец по фамилии Черчелли. Поначалу карточные игры воспринимались как греховное развлечение и были запрещены на государственном уровне. Однако уже вскоре дело приняло иной поворот.
Любопытно, что те самые карты практически без изменений дошли до наших дней. Их печатали на основе четырех цветов — черного, красного, синего и желтого. На мастях были изображены не вымышленные персонажи, а реальные исторические фигуры — царь Давид, Александр Македонский, Юлий Цезарь и другие. Но отдельно стоит упомянуть колоду 1903 года, которая называется «Русский стиль».
Рисунки на картах для нее создавались по заказу императрицы Александры Федоровны. Эта колода была приурочена к балу-маскараду 1903 года в Зимнем Дворце, который был посвящен 300-летию дома Романовых.
На мероприятии собрались все знатные особы того времени. Чтобы увековечить это событие, императрица распорядилась изготовить карты с изображениями присутствующих.
Эскизы для карт разработали художники немецкой фабрики карточных игр «Дондорф» в 1911 году. И хотя после революции производство карт с лицами белогвардейских дворян прервалось, позже оно было возобновлено в прежнем виде.
Но самое интересное заключается в том, кто стал прототипом королей, дам и валетов в колоде «Русский стиль».
Король червей: прототипом стал сам монарх
В роли червонного короля на картах изображен последний российский император Николай II. Для костюмированного бала в Зимнем Дворце он выбрал наряд своего давнего предка — царя Алексея Михайловича.
Император на подбор достоверного образа не поскупился. Эскиз костюма создавался директором Эрмитажа и художником императорского театра. Бархат и золотую парчу достали самого лучшего качества. Шить эффектный наряд для бала доверили костюмеру императорского театра.
А для большей достоверности и полного слияния с образом Николай II провел тот дивный вечер, держа в руках подлинный царский жезл. Эта булава, которая принадлежала самому Алексею Михайловичу хранится сегодня в Алмазном фонде.
Бубнового короля писали с известного белогвардейца
Прототипом бубнового короля стал явившийся на бал в костюме боярина Николай Николаевич Гартонг. Он был статским советником и шталмейстером Высочайшего двора.
После революции Гартонг присоединился к Белому движению и числился в составе армии Белых офицеров в Екатеринодаре. И хотя позже он служил в автомобильном отряде Красной армии и переехал в Баку, от репрессий его это не уберегло.
Прообразом короля треф стал влиятельный граф
Крестовым королем в игральной колоде карт стал образа графа Михаила Николаевича Граббе, который посетил бал в костюме жильца. Будучи одновременно и донским казаком и дворянином, Михаил Николаевич создал колоритный и запоминающийся образ на том мероприятии. Светлую память о котором бережно хранил в эмиграции.
После революции Граббе перебрался сначала в Югославию, а потом в Париж. Там он активно занимался просветительской деятельностью, благотворительностью, развивал русскую культуру и православие. А также он помогал российским эмигрантам и беженцам.
Король пик — одна из самых известнейших фигур в русской истории
А вот у пикового короля прототипа с того костюмированного бала в Зимнем Дворце в 1903 года нет. На карте изображен Иван Грозный. Образ царя срисован с его изображения художником Литовченко на картине «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею».
Дамой червей стала одна из сестер Николая II
Для отрисовки образа дамы червей была выбрана великая княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни. В годы Первой Мировой войны сестра Николая II имела свой собственный санитарный поезд, на котором выезжала в зону боевых действий за ранеными. Она также была главой петроградского госпиталя.
Революция заставила семью Ксении перебраться сначала в Гатчину, а затем в Крым, откуда она отплыла на британском корабле в эмиграцию. Поначалу Ксения жила в Дании, а позже перебралась в Великобританию. Там Георг V позволил ей безвозмездно пользоваться коттеджем Фрогмор-хаус, расположенном близко к Виндзорскому замку.
Примечательно, что горячо любимого супруга великой княгини туда не пустили. Британцы не простили ему предательства родственницы. Ведь до Первой мировой войны он был ей неверен.
Образ бубновой дамы писали с тети Льва Толстого
Прототипом для бубновой дамы стала графиня Александра Дмитриевна Толстая в костюме боярышни. Она была фрейлиной матери Николая II и Александры Федоровны, а также тетей писателя Льва Толстого.
Однако существуют еще две версии, с кого вполне могли отрисовать даму бубен. Первой кандидаткой является княгиня Вера Максимилиановна Кудашева, которая при рождении была графиней дворянского рода Нирод швейцарского происхождения.
Второй кандидатурой стала София Петровна Дурново, известная также как светлейшая княжна Волконская. Обе женщины пришли на бал-маскарад в похожих с Александрой Дмитриевной костюмах, что заставляет задуматься — а не собирательный ли это образ в целом.
Дама треф — немецкая принцесса, ставшая русской княгиней
Прообразом крестовой дамы на игральных картах выступила великая княгиня Елизавета Федоровна. Она была принцессой Гессен-Дармштадтской и родной старшей сестрой императрицы Александры Федоровны, которая вышла замуж за Николая II. Сама же Елизавета Федоровна связала себя узами брака с родным братом отца Николая II — Сергеем Александровичем.
Для бала-маскарада Елизавета Федоровна выбрала костюм княгини. Всю свою жизнь в России она помогала крестьянам, оборудовала больницы, организовывала паломничества и сама принимала в них участие.
В годы революции Елизавета Федоровна отказалась покидать Россию и жизнь ее трагически оборвалась в 1918 году.
Прообразом пиковой дамы стала наследница богатейшего русского рода
Роскошная пиковая дама предстает в образе княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. Супруга графа Сумарокова-Эльстон и одновременно наследница богатейшего рода России предстала перед гостям бала в костюме боярыни.
До наших дней дошли воспоминания очевидцев того костюмированного бала в Зимнем Дворце, которые отмечают, что Зинаида Николаевна была очень хороша в тот день.
До революции Юсупова активно занималась благотворительностью. Она курировала больницы, церкви, приюты и школы по всей России. А после эмиграции в Италию в 1919 году Юсупова продолжила дело своей жизни уже за границей. Ведь у нее предусмотрительно была недвижимость не только в России. Да и к тому же княгине удалось вывезти часть состояния за пределы родины.
Валета червей писали с талантливого контр-адмирала
Прототипом червонного валета стала фотография адъютанта Николая Александровича Волкова в костюме боярина. Позже мужчина получил от императора звание контр-адмирала и сыграл знаковую роль в Первой Мировой войне.
Октябрьскую революцию Волков застал в Великобритании, куда вместе с семьей перебрался незадолго до политических волнений. В центре Лондона он открыл популярный и прибыльный ресторан на Харрингтон-роуд и достойно дожил свой век.
Правда, на место Волкова на карте есть еще два претендента в военных костюмах. Один из них — Николай Петрович Штер, известный как подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка. А вторым значится Алексей Романович Тиздель — корнет лейб-гвардии Конного полка.
Валет бубен — на самом деле внук императора
Бубнового валета изобразили в лице великого князя Андрея Владимировича Романова, одетого в праздничный костюм сокольничего. Будучи внуком Александра II, ему пришлось бежать после революции.
Сначала вместе с родными он обосновался в Кисловодске. А после ареста эмигрировал во Францию, где у его возлюбленной балерины Матильды Кшесинской была вилла. Там же Андрей Владимирович женился на Матильде, которая еще живя в России успела родить от него сына Володю.
До конца своих дней Андрей Владимирович оставался известен, как последний великий князь дома Романовых, рожденный до 1917 года.
Валет треф — тот, в чью пользу Николай II отрекся от престола
Прообразом для крестового валета послужил великий князь Михаил Александрович, который в качестве своего наряда выбрал полевой костюм царевича. Именно в его пользу в марте 1917 года Николай II отрекся от престола.
Михаил, будучи сыном Александра III и братом императора, мог бы с легкостью возглавить Россию. Однако, после оглашения манифеста и переговоров с Госдумой, он сказал, что примет власть только в том случае, если его попросит об этом народ. Он также призвал граждан подчиниться Временному правительству.
По итогу Михаила Александровича сослали в Гатчину, где он находился под домашним арестом до 1918 года. А после этого князя отправили в последний путь в Пермский край.
Валет пик — адъютант великого князя Николая Михайловича
Прототипом пикового валета стал штабс-ротмистр и командир эскадрона Кавалергардского полка Александр Николаевич Безак. Он также известен как адъютант великого князя Николая Михайловича и на карте предстал в костюме боярина.
Будучи статским советником и имевшим за плечами диплом Санкт-Петербургского университета, Безак прослыл любителем путешествий. Он оставил службу в 1913 году в звании полковника и посвятил себя странствиям.
Благодаря внушительному финансовому состоянию, Александр побывал не только в Европе, но и в Африке, Индии и Японии. А когда в Российской империи началась революция, он эмигрировал во Францию.
И пусть сегодня игральные карты имеют множество вариаций по дизайну и персонажам, любимой классикой для россиян все же остается легендарная колода 1903 года.