Ну кто не хотел бы побывать в локациях, которые показывают в любимых советских фильмах? Но, к сожалению, не все из них существуют. Рассказываем о тех 10 местах, которые родились на свет только в результате фантазии режиссера и художников картин.
Даже Стэнли Кубрик был потрясен. Вот чем уникальны места в фильме «Отроки во Вселенной»
«Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?», — задавался таким вопросом Стэнли Кубрик в одном из интервью, вспоминая фантастические ленты Ричарда Викторова.
«Отроки во Вселенной» — продолжение фильма «Москва-Кассиопея». О том, как школьники летят к внеземной цивилизации, терпящей бедствие.
Снимали планету в Крыму, на мысе Опук. И не абы где, а на военной базе. Режиссер Ричард Викторов для этого получил специальное разрешение. Поэтому воронки от снарядов превратились во внеземную пустыню с кратерами и вулканами.
А что касается невесомости, которая так впечатлила Кубрика: идея пришла в голову знаменитому инженеру-конструктору, ветерану Ялтинской киностудии Валерию Павлотосу.
Он заказал декорацию под названием «Коридор звездолета», которая вращалась вокруг своей оси. Закрепленная кинокамера тоже крутилась. Затем в кадр влетал космонавт, следовала монтажная перебивка, а затем уже мальчик как бы бежал по стене и потолку. Посмотрите, как это выглядело:
Дело в том, что актера закрепляли корсетом в таком положении как раз в месте, где была перебивка. И получался эффект невесомости — передовой на то время.
Немного хитрости и смекалки. Как создавали драгоценные гроты из «Каменного Цветка»
В 1946 году Александр Птушко выпустил «Каменный цветок» — первый советский фильм, снятый на многослойную пленку.
Сюжет основан на знаменитых сказах Бажова о тайнах гор Урала. И атмосфера там, конечно, соответствующая: на протяжении фильма мы видим различные пещеры, созданные из драгоценных камней. Их, конечно, не существует. Это все умельцы-декораторы.
Сначала художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников вместе с самим Бажовым совершили поездку по Уралу и сделали множество эскизов гротов из рубина и хрусталя. А затем попросили о помощи коллег из Чехословакии. Те сделали декорации и костюмы и воссоздали пещеры.
«По рисункам художников на студии изготовили четыре декорационных фрагмента, в увеличенном виде имитирующих формы кристаллов различных минералов. Комбинируя их на передвижных (установленных на тележках) арках, дополняя мелкими деталями из стекла, целлофана, станиоли, меняя освещение и цветные фильтры, удалось снять наиболее насыщенный в цветовом плане эпизод», — рассказывала Тамара Тарасова-Красина в книге про Мясникова.
Какую работу проделала съемочная группа «Войны и мира» ради «пожара в Москве»
В фильме Сергея Бондарчука «Война и мир» есть сцена, в которой войска Наполеона захватили Москву, и она начала гореть.
Только для съемок этой сцены в селе в Подмосковье построили 11 деревянных домов и копию Сухаревской башни высотой 30 метров.
«В 14:30 Бондарчук дал команду, и пиротехники сделали свое „черное дело“: Москва запылала. Зрелище было одновременно и страшное, и прекрасное. В ослепительном бушующем пламени сновали испуганные люди. Все было настолько естественным, что требовалась огромная выдержка, чтобы не броситься в огонь на помощь погорельцам. <…> С грустью мы смотрели на остатки декорации, которую создавали почти полгода», — расказывал директор фильма Николай Иванов.
Для съемок «Тихого Дона» построили целый вокзал и деревню. Как это было
В культовом «Тихом Доне» 1957 года мы видим много зданий: дома Мелеховых, Коршуновых, хуторскую церковь, вокзал Новочеркасска, а также несколько станций. Вы не поверите, но все это — декорации в натуральную величину.
Для достоверности художник картины Борис Дуленков несколько месяцев провел в этнографической экспедиции и зарисовывал казачьи курени. В результате все здания в кадре выглядят так правдоподобно, что декорации в них и не разглядеть.
Жаль, что нельзя его посетить. Как создавался замок в «Золушке»
Фильм «Золушка» снимали сразу после войны и выпустили на экраны в 1947 году. Конечно, в те годы было очень сложно достать все: и костюмы, и грим, и крупный реквизит. Да и с местами для съемок была беда. «Золушку» снимали в полуразрушенных павильонах и заброшенных особняках.
А сказочное пространство — замок и горы — сделали своими руками, а потом с помощью камеры создавали эффект «реальности». Ведь при просмотре картины и правда не видно, что в кадре — макет.
Секреты волшебного мира «Королевства кривых зеркал»
Действие сказки Александра Роу «Королевство кривых зеркал» происходит в Зазеркалье. Помните, как вы увидели эту сказку впервые? Наверняка вас впечатлили необычные дворцы, пейзажи и залы.
На самом деле съемки Зазеркалья проходили в Крыму. Декорациями занимался потрясающий художник Арсений Клопотовский, который придумал совершенно новое измерение. Но есть и еще кое-что.
Роу не стеснялся пользоваться всеми технологиями, которые на тот момент были известны в мире советского кинематографа. В том числе дорисовками, домакетками и совмещениями.
Ну, и конечно, спасибо природе Крыма, с помощью которой создали тюрьму, вход в королевство и многое другое.
Как построенная для фильма «Тайна железной двери» локация помогла детям всего СССР
В 1970 году советские дети практически фанатели от фильма «Тайна железной двери». Речь в нем идет о школьнике по имени Толик, который нашел магические спички, исполняющие все желания. По сюжету он попал на остров Волшебника.
Снимали эту несуществующую локацию в окрестностях поселка Симеиз в Крыму. А карцер, где сидят герои Миша и Митя, снимали в штольнях о Инкерманского известнякового карьера. Сам Дом Волшебника построили около горы Кошка.
И, кстати, есть легенда, что именно после выхода фильма во всех городах России начали строить «коробки» во дворах. Откуда она взялась?
Дело в том, что специально для картины в Севастополе была построена большая асфальтированная хоккейная площадка. Позже режиссер Михаил Юзовский говорил, что она именно этот факт дал толчок к появлению и других спортивных «коробок» во дворах по всему СССР.
Как режиссер помог воссоздать волшебный лес в «Сказке о потерянном времени»
Действие «Сказки о потерянном времени» происходит в Москве. Но, помните, в кадре то и дело появляется зловещий магический лес и избушка волшебников, которых, конечно, в природе не существовало. Все это — построенные в павильонах декорации. Интересно тут другое.
Режиссер Александр Птушко любил не только снимать кино, но еще и вырезать по дереву. У него были коряги разных форм, размеров и цветов. Он не пожелал пожертвовать многие из них в пользу съемок. А помните эпизод с кукушкой?
Ее тоже сделал Птушко! Часы, которые мы будем помнить всегда, благодаря неослабевающей популярности фильма.
Почему вымышленный город из фильма «Трудно быть богом» никому не понравился
Арканар из фильма «Трудно быть богом» в натуральную величину выстроили недалеко от Ялты. Братьям Стругацким фильм категорически не понравился. Одна из причин — декорации.
Дело в том, что в книге Арканар — портовый город, напоминающий Европу. А в фильме — это пустыня, сооружения из глины или вырубленные в скале, которые ну никак не могли встретиться в Европе.
Кстати, занятный факт: позже в Арканаре снимали фильм «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Так что можете пересмотреть обе картины и соотнести, где какие действия происходили.
Почему Планета Плюк из «Кин-дза-дза» стоила актерам здоровья
— Товарищ, там человек говорит, что он инопланетянин, надо что-то делать.
— Звони в ноль-три.
Пожалуй, одна из самых знаменитых несуществующих локаций в советском кино — это Планета Плюк из фильма «Кин-дза-дза». Бескрайняя пустыня с разбросанными по ней инопланетными объектами. Она стала очень узнаваемой. Но какой ценой!
Создали Планету Плюк в Каракумах, недалеко от туркменского города Небит-Даг (сейчас уже Балканабад). Изначально должны были снимать сцены весной, когда температура не такая высокая. Но из-за пепелаца все пошло наперекосяк.
Пепелац отправили поездом из Москвы в Туркмению. Но по дороге он потерялся, и его искали полтора месяца. Поэтом съемки начались летом — в ужасающую жару.
«Чтобы добраться до места съемок, надо было сначала лететь 4 часа на самолете, потом 1,5 часа ехать на машине до Небит-Дага, а оттуда еще около часа добираться вглубь пустыни. С 6 до 10 часов утра в пустыне еще можно было как-то существовать, но к 11 часам температура доходила до +60°С и работать становилось совсем невозможно», — рассказывал о съемках Юрий Яковлев.
Тяжело было всем. А особенно — Евгению Леонову. Он в силу здоровья с трудом переносил жару и постоянные перелеты. Но не жаловался и много шутил, чем восхищал окружающих.