Стоит только сказать «и снится нам», как в голове звучит мотив легендарной песни Владимира Мигули. Жизнь светлого музыканта со звонким голосом была полна взлетов и падений, но и по сей день о нем помнят преданные фанаты. Рассказываем, с чем именно исполнителю пришлось столкнуться за годы своей популярности и почему судьба сыграла с певцом злую шутку.
«Я заражен песенной бациллой»
С самого детства Владимир интересовался музыкой, но по настоянию матери поступил в Волжский мединститут. Даже там молодой человек нашел отдушину в нотах и сделал свои первые шаги в коллективе «Allegro». В тот момент он осознал свое предназначение и решился поступить в музыкальное училище. Однако целеустремленный парень держал свое слово до конца и одновременно учился в двух заведениях.
В начале 70-х годов Ленинград был главной столицей музыки, и именно туда Мигуля уехал покорять музыкальную вершину. Ему улыбнулась удача при поступлении в консерваторию: он попал на курс к знаменитому композитору Слонимскому.
Обучение дало свои плоды: уже на пятом курсе родилась его культовая песня «Поговори со мною, мама». Тогда он только брал уроки вокала и предложил исполнить ее многим известным певицам. Душевное сочинение пришлось по вкусу Валентине Толкуновой и она спела на ежегодном конкурсе «Песня-74».
«Редко кому из композиторов удавалось начинать свою творческую биографию с песни, которая бы стала всенародно любимой. Это удалось Владимиру Мигуле. И это было хорошим началом его профессиональной деятельности как композитора. Мы знаем много песен, которые он написал, их пела вся страна. И у меня даже были песни родственные его», — рассказывал композитор Юрий Антонов.
Зал принял композицию на «ура», а Владимиру начали поступать заказы от именитых площадок.
Быстро взлетел на музыкальный Олимп и стал звездой
Песни Мигули пела и слушала вся страна. Более того, Владимир имел особое чутье и чувствовал молодые таланты. Но и сами знаменитости обращались к нему: Иосиф Кобзон, «Самоцветы», «Земляне», Эдуард Хиль, София Ротару, Михаил Боярский и Валерий Ободзинский. К тому же его песни стали достоянием популярных мультфильмов и спектаклей — «Легко быть добрым», «Котенок с улицы Лизюкова».
12 апреля 1982 года произошло знаменательное событие в биографии Мигули. Владимир переписал стихотворение Анатолия Поперечного, посвященное отчему дому. В его исполнении «Трава у дома» рассказывала о нелегкой судьбе покорителей вселенной и после стала лауреатом «Песни года-83». А спустя 27 лет она стала официальным гимном российского космодрома.
«И Володя вцепился, говорит: «Толь, вот эта должна быть главная строчка — «трава у дома», вот в космосе, когда космонавты вспоминают дом…» — рассказывал Поперечный.
Более того, с советским композитором сотрудничали «The Rolling Stones», «Червоны гитары», Иво Мойзер.
Стал подпольным «миллионером»
Конечно же, многие думали, что такой успех сопровождался большими гонорарами, но на самом деле все было немного иначе. Свои творения Мигуля с радостью дарил талантливым музыкантам. А основной доход композитор получал с собственных выступлений и концертов. Даже с приходом популярности ему хотелось подарить возможность заявить о себе другим талантливым исполнителям. Государство поддержало идею Владимира и дало в аренду хорошее помещение на Арбате.
Именно его и захотели прибрать к рукам бандиты девяностых. Меркантильные и жестокие люди не понимали, что творчеством можно заниматься ради души. По их мнению, именно там находились заработанные миллионы: в 1994 году преступники устроили настоящий рэкет.
«Все случилось из-за офиса — хотели отобрать здание, которое у нас было. В те годы царил передел собственности. Мы хотели сделать фонд в помощь артистам, чтобы их не забывали. Но нам не дали» — рассказывала супруга музыканта.
Тогда они перешли к реальным действиям: 16 марта беспредельщики подожгли вход в квартиру. А 7 апреля произошло страшное событие в жизни артиста. В его машину подбросили бомбу, которая взорвалась, когда в ней были Владимир и его водитель Эдуард Попенков. Мужчине оторвало ноги и он погиб на месте, а музыкант выжил только благодаря проходившему мимо очевидцу. Александр Никулин, на глазах которого произошел взрыв, был профессиональным каскадером. Он бросился на помощь композитору и вытащил его из горящей машины. Однако страшнее всего был пережитый шок, разделивший жизнь Владимира на «до» и «после».
Боролся с прогрессирующей болезнью
Еще до шокирующего события композитору диагностировали боковой амиотрофический склероз, но из-за смерти друга болезнь начала прогрессировать.
«Судите сами, Володя никогда не курил, практически не пил — разве что изредка мог пригубить рюмочку ликера… У него был боковой амиотрофический склероз — болезнь неизвестной этимологии. Никто не знает, откуда она берется, зато все в курсе, к чему приводит — к летальному исходу», — рассказала жена.
Мало кто хотел осознавать, что талантливый исполнитель проиграет в схватке с тяжелым недугом. Он действительно боролся с героическим упорством. Каждый день Владимир буквально таял на глазах, а вскоре его мышцы стали атрофироваться. Мигуля продолжал сочинять музыку на специальном столике, который сконструировала его жена Марина.
Несмотря на слезы и боль любимой женщины, он встречал смерть с достоинством и относился к своему состоянию с философским спокойствием.
16 февраля 1996 году музыканта не стало на 51 году жизни, а за месяц до этого Владимир с улыбкой смотрел авторский концерт, созданный в его честь. Даже спустя 25 лет вдова вспоминает любимого со слезами на глазах, ведь имя любимого остается живым в ее памяти.
«Он мне снится очень редко, может, потому что мы помним о нем с детьми и внуками. Ну, а, когда снится, то сны очень светлые. Он меня успокаивает» — поделилась она.