Николая Дупака в театральных кругах называют не иначе, как легендарной личностью. Ведь это он создал знаменитую Таганку и 25 лет был бессменным директором этого театра. Именно он привел на сцену Владимира Высоцкого и покровительствовал ему до самой смерти артиста. И это благодаря ему в 60-80-х Таганка была самым посещаемым театром столицы.
5 октября Николаю Дупаку исполнится 100 лет. В преддверии этой даты мы решили рассказать о том, как он смог сделать такую карьеру.
«Партия решила все очень просто»
Николай Дупак родился 5 октября 1921 года в селе Старобешево на Донбассе. Он был пятым и младшим ребенком в многодетной крестьянской семье.
Вскоре после окончания гражданской войны Луке Ильичу, отцу Николая, выделили большой надел земли и он вместе с женой Анной Артемовной и старшими детьми взялся за хозяйство.
Работали Дупаки от зари до зари не покладая рук — пахали, сеяли, косили, жали, молотили зерно. Совместными усилиями построили амбар, посадили фруктовый сад, возвели мельницу, обзавелись домашней скотиной и птицей. И через несколько лет из наибеднейших бедняков превратились во вполне зажиточных крепких хозяев.
Но долго жить в достатке Дупакам не пришлось — местные власти признали Луку Ильича кулаком и выслали в Архангельскую область на лесоповал. А имущество, нажитое трудом и потом всей семьи, отобрали.
«Донецкому краю нужен был лес, и партия решила все очень просто: 18 теплушек битком набили молодыми мужиками и отправили на Север. Лес валить. В один из вагонов затолкали и моего отца», — вспоминал Николай Дупак.
Через полгода Луке Ильичу удалось бежать. В одном из вагонов, перевозивших на Донбасс заготовленный лес, его товарищи соорудили нишу, куда положили несколько бутылок воды и немного сухарей. Больше 10 суток провел Дупак в этом деревянном склепе, пока наконец-то не добрался домой.
Однако оставаться в родных краях человеку, бежавшему с каторги, было очень опасно. И Лука Ильич, забрав всю семью, перебрался в Таганрог, где устроился на трубопрокатный завод.
«Меня всегда тянуло к актерскому делу»
Даже в такой тяжелой обстановке Николай умудрялся хорошо учиться. А в свободное от школьных занятий время с удовольствием посещал театральный кружок.
«Меня всегда тянуло к актерскому делу, я очень много читал, никогда не стеснялся публики. В театральном кружке меня хвалили за роль мальчика в спектакле «Бородино», — рассказывал Николай.
Однажды после спектакля к Николаю подошел режиссер городского театра и предложил роль Дамиса в спектакле «Тартюф» по Мольеру. А еще через несколько месяцев в Таганрог приехал режиссер Юрий Завадский, руководивший театром в Ростове-на-Дону. В то время его труппа гремела на весь Советский Союз — в ней играли Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов.
«Сергей говорил: «Мыкола, пошли погуляем»
В тот год Завадский набирал курс в Ростовском театральном училище. Конкурс был огромный — 300 человек на место. Но Николай Дупак своим талантом сумел покорить приемную комиссию и его зачислили студентом. Однокурсником и соседом по квартире у Николая (общежития у училища не было) оказался Сергей Бондарчук, будущий знаменитый режиссер.
Как рассказывал впоследствии Дупак, мизерной стипендии едва-едва хватало на еду. А вот на папиросы Бондарчуку, который был заядлым курильщиком, уже не оставалось.
«Сергей говорил: «Мыкола, пошли погуляем». Это значило пойти на автобусную остановку и пособирать бычки, которые не докурил кто-то. Дома Бондарчук это все шелушил, подогревал на печке, крутил цыгарки и курил», — вспоминал Дупак.
Однако скоро их студенческой дружбе пришел конец. Как-то раз в училище приехали ассистенты с Киевской киностудии. Побывали на спектакле, пофотографировали некоторых студентов, в том числе Дупака и Бондарчука, и уехали.
А спустя пару недель Николай получил телеграмму:
«Прошу срочно прибыть на пробы в роли Андрея в кинофильме «Тарас Бульба». Александр Довженко».
Этого Бондарчук, уверенный, что киношники выберут именно его, Дупаку простить не смог.
«И чудо! Я ее услышал!»
Но Николаю тоже не суждено было сыграть роль Андрея. Буквально через несколько дней после начала съемок «Тараса Бульбы» началась война и на Киев посыпались немецкие бомбы.
Дупак тут же отправился в военкомат и попросил направить его в кавалерию — еще в деревне парень научился мастерски сидеть в седле.
Поначалу Николая отправили в Новочеркасское кавалерийское училище, из которого он вышел в звании младшего лейтенанта. А с марта 1942 года он воевал на Брянском фронте в Седьмом кавалерийском корпусе, где дослужился до звания гвардии лейтенанта. Трижды Дупак был ранен (два раза — тяжело) и трижды возвращался в строй. И только после тяжелой контузии, потеряв слух, вынужден был остаться в тылу.
«Лечился в одном из госпиталей Москвы, но слух не возвращался. Как-то добрел до Красной площади. Вдруг грянула песня: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…». И чудо! Я ее услышал, у меня мурашки пошли по коже», — вспоминал артист.
«Я попросился „в самый плохой театр Москвы»»
В 1943 году Николай Дупак стал артистом Театра имени Станиславского, в котором прослужил почти 20 лет. За это время он сыграл более 60 ролей и в последние годы считался одним из ведущих артистов театра.
Уже тогда Дупак показал себя не только как талантливый артист, но и как замечательный руководитель. Он был секретарем сначала комсомольской, а потом партийной организации театра и даже некоторое время исполнял обязанности директора.
И, тем не менее, в 1963 году Дупак оставил прославленный Театр Станиславского и перешел в никому тогда неизвестный Театр Драмы и Комедии, который собственными руками превратил в знаменитую Таганку.
«Тогда было очень популярно Вагановское движение: люди искусства добровольно шли на самые трудные участки работы. Я попросился на работу «в самый плохой театр Москвы»», — рассказывал Николай Лукьянович.
Выступая на первом собрании труппы, Дупак сказал, что не считает себя хорошим артистом, а вот стать хорошим директором попробует. И пообещал работать на совесть. Слово свое он сдержал.
«Володя был бесконечно добрым и безотказным человеком»
В 1964 году, увидев в Щукинском училище постановку Юрия Любимова «Добрый человек из Сезуана», Дупак пригласил режиссера к себе в театр. И вскоре о любимовских спектаклях заговорила вся Москва.
Именно Дупак привел в театр Владимира Высоцкого и все годы поддерживал артиста, всячески противодействуя его увольнению и предоставляя возможности для киносъемок и поездок на гастроли.
«Володя был бесконечно добрым и безотказным человеком, всегда приходил на помощь. Как он помогал мне, директору, в бесконечных стройках и ремонтах — словами не передать. Один его концерт открывал десятки дверей…», — вспоминал Дупак.
Дупак неоднократно выдвигал Владимира Высоцкого на присвоение звания Заслуженного артиста РСФСР. Однако наверху фамилию Высоцкого обычно вычеркивали первой.
«Быть иль не быть?»
Мы зря не помарали.
Конечно — быть, но только начеку.
Вы помните, конструкции упали?
Но живы все, спасибо Дупаку…», — пел Владимир Высоцкий.
В июле 1980 года, когда неожиданно умер Высоцкий, Николай Дупак руководил организацией и проведением его похорон. Это он, подключив связи и авторитет, «выбил» для барда престижное место на Ваганьковском кладбище, а потом организовал с коллегами прощание и проводы Высоцкого.
Николай Дупак спроектировал и построил новое здание Таганки, ставшее в 1980-х одним из символов Москвы. При его руководстве в 60-80-х годах Театр на Таганке стал самым посещаемым театром столицы, к тому же активно гастролирующим по стране и за рубежом. Более 30 раз выезжала Таганка на зарубежные гастроли, в том числе в 13 капиталистических стран, что для того времени было очень большой редкостью.
Позже при непосредственном участии и активном содействии Николая Дупака были построены культурный центр-музей Владимира Высоцкого, Дом русского зарубежья имени А.И.Солженицына и другие значимые объекты, открыто несколько столичных театров, музеи Высоцкого и музеи Чехова в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Особенно хорошо Дупаку удавались люди в погонах
Интересно, что, будучи главным руководителем Театра на Таганке, Дупак принципиально, чтобы не использовать служебное положение, отказался от ролей в спектаклях.
Зато с удовольствием снимался в кино. Правда, при его хлопотной должности, уделять много времени съемкам он не мог. Поэтому обычно соглашался только на небольшие роли или эпизоды.
И, тем не менее, даже самые маленькие персонажи, сыгранные артистом, сразу же запоминались зрителям. Особенно хорошо удавались Дупаку роли людей в погонах и различных руководителей. Наверное потому, что, играя их, он мог быть самим собой.
Всего фильмография Николая Дупака насчитывает около 60 картин. Самые известные его работы — командующий армией («Служили два товарища»), Прохоров «Вера, Надежда, Любовь»), мельник («Стрелы Робин Гуда»), полковник Бунро («Капитан Немо»), председатель Московской милиции («Черный треугольник»), председатель совета министров («Любовь с привилегиями») и другие.
Последний раз на экране Дупак появился в 2014 году в короткометражном фильме «Подъемная сила».
Дупак с удовольствием общается со зрителями
В 1990 году Николай Дупак подал заявление об уходе с должности директора театра. После этого он десять лет возглавлял Культурный центр на Таганке, был главным режиссером-консультантом Государственного учреждения культуры Московского объединения «Музеон», советником генерального директора театра зверей «Уголок Дурова» по творческим и строительным вопросам.
Да и сейчас, несмотря на более, чем почтенный возраст, Николай Дупак с удовольствием принимает участие в различных мероприятиях, встречается со зрителями. А, кроме того, консультирует нынешних руководителей театра.
Дупак всегда открыт для общения с журналистами. И, давая интервью, в мельчайших подробностях рассказывает о своей работе, о ролях и даже наизусть цитирует целые диалоги из театральных постановок, в которых играл в далекой юности.
А вот на вопросы о личной жизни Николай Лукьянович отвечает очень скупо.
Жизнь Ванновской сложилась трагически
Тем не менее, известно, что артист был женат трижды. Его первой супругой стала советская и армянская актриса Алла Ванновская, с которой он познакомился еще в Ростове. В 1939 году они стали мужем и женой, но война их разлучила.
Николай ушел на фронт, а Алла, работая в тылу, его не дождалась. Впоследствии Ванновская вышла замуж за Армена Джигарханяна, который был ее младше на 15 лет.
Жизнь этой красивой и талантливой актрисы сложилась весьма трагически. Ей было чуть больше 40, когда врачи диагностировали у нее тяжелое неизлечимое заболевание — хореический гиперкинез, больше известное, как «пляска святого Витта». Последние годы Алла провела в психиатрической больнице и скончалась в возрасте 46 лет (по некоторым сведениям, покончила жизнь самоубийством).
«Я ушел с одним чемоданом навстречу новой любви.»
Второй раз Николай Дупак женился уже после войны на Вере Камишкерцевой, приемной дочери героя гражданской войны Василия Чапаева.
Они прожили вместе 20 лет и все эти годы Николай мечтал о ребенке. Но, к сожалению, Вера не могла иметь детей. Однако это была не единственная причина, почему супруги расстались.
«Отца Вера не помнила, но его дух витал в нашей семье постоянно. С этим духом жить было непросто, и я ушел с одним чемоданом навстречу новой любви.», — рассказывал Дупак.
Последней женой Николая Дупака стала официантка театрального буфета Раиса Михайловна. По словам Дупака, все 40 лет совместной жизни у них была просто сумасшедшая любовь и полное взаимопонимание.
В браке родились двое дочерей — Елена и Оксана. В 2009 году Раиса скончалась из-за врачебной ошибки.
А спустя всего год Николаю Лукьяновичу пришлось пережить еще две страшные потери — трагически погибли его дочь Елена и внучка Настя.
«Живу на полной автономии»
К счастью, у артиста осталась младшая дочь Оксана, которая продолжает заботиться о престарелом отце. Хотя в особой заботе Николай Дупак, по его словам, еще не нуждается.
«Живу один, до сих пор вожу машину. За сегодня вот накрутил 120 километров — и еще нужно в два места съездить. Живу на полной автономии, дочь в соседнем подъезде, часто приходит, проведывает, но я все еще делаю сам», — говорил Дупак всего четыре года назад.
Тем не менее, возраст у Николая Лукьяновича все-таки солидный — в октябре прошлого года ему исполнилось 99 лет.