В это сложно поверить, но зрители могли бы и не увидеть «Белое солнце пустыни». Дело в том, что фильм на полном серьезе хотели положить на полку. И чтобы этого не произошло, режиссеру пришлось почти полностью изменить финал. Рассказываем, какие еще сцены вырезали из знаменитой картины.
«Пусть тебя мои ноги не смущают»
«Белое солнце пустыни» просто невозможно представить себе без таможенника Верещагина, талантливо сыгранного актером Павлом Луспекаевым.
Кстати, в первоначальном сценарии роль Верещагина была совсем небольшой.
«С пьянчужкой, которого убивали бандиты в середине сценария, был связан только один яркий эпизод — с икрой. Но я задумал Верещагина былинным богатырем», — вспоминал Владимир Мотыль в своей книге «Очень не хочется снимать халтуру».
А после того как на роль Верещагина был утвержден актер БДТ Павел Луспекаев — действительно, самый настоящий былинный богатырь, Мотыль добавил в сценарий несколько больших эпизодов.
Луспекаев уже много лет страдал от атеросклероза сосудов ног и в 1966 году (за два года до начала съемок «Белого солнца пустыни») ему сделали операцию и удалили фаланги пальцев на обеих ногах.
Зная об этом, Мотыль предложил Луспекаеву сниматься на костылях. Как будто бы Верещагин — бывший офицер, инвалид Первой мировой, или таможенник, раненный контрабандистами в обе ноги.
Но актер отказался от этой идеи.
«Давай, Володя, сперва я сыграю то, что написано в сценарии, а уж потом какого-нибудь инвалида. Пусть тебя мои ноги не смущают. Я придумал сапоги с металлическими упорами внутри», — сказал артист.
Мотыль согласился, но тем не менее велел помощникам подыскать артисту дублера.
«Это был подвиг, равный подвигу Алексея Маресьева»
Самой сложной сценой для Луспекаева была драка на берегу баркаса, когда Верещагин оказывался один на один с несколькими бандитами. Многие члены съемочной группы сомневались — сумеет ли артист-инвалид драться по-настоящему.
Но Луспекаев с блеском справился с поставленной задачей и всю сцену отыграл сам. И только в одном кадре его на несколько секунд подменил дублер — когда Верещагин двумя ногами спихивает бандитов в воду. И то лишь потому, что из-за отсутствия пальцев носки сапог Луспекаева при упоре прогибались и это было бы заметно в кадре.
Но мало кто догадывался, какой ценой дались Луспекаеву эти съемки. Боль была такой невыносимой, что после каждого дубля артист снимал сапоги и опускал ноги в прохладную морскую воду. А немного отдохнув, снова обувался и шел к камере.
«Это был подвиг, равный подвигу Алексея Маресьева», — писал Мотыль.
«Сцены побоища сняты фальшиво»
Поэтому возмущению режиссера не было предела, когда на просмотре картины худсовет постановил убрать большую часть сцен с дракой на баркасе.
«Сцены побоища сняты фальшиво, они водевильны. От баркаса нужно оставить треть. География побоища непонятна. Нужно оставить минимум боев. И сократить не кусочками, а большими кусками», — таково было резюме худсовета.
Тщетно Мотыль пытался доказать, что без этих кадров фильм потеряет свою «изюминку». Высокая комиссия пригрозила, что в противном случае «Белое солнце пустыни» окажется не в прокате, а на полке. И режиссер, стиснув зубы, вынужден был отступить.
«Их возмутила сцена, где жены Абдуллы выбираются из бака»
Но сокращение драки на баркасе было еще не самым страшным требованием цензуры. Вторым условием было — полностью изменить финал картины.
По первоначальному сценарию, смертельная схватка Сухова (Анатолий Кузнецов) и Абдуллы (Кахи Кавсадзе) должна была происходить не на суше, а в море.
Сначала Сухов и Абдулла пытались убить друг друга на баркасе, затем падали в воду и продолжали борьбу там. В схватке оба получали огнестрельные ранения: но Сухов был ранен легко — в плечо, а Абдулла — смертельно.
Герой Кавсадзе из последних сил доплывал до берега, вставал на ноги и, шатаясь, шел на Сухова. Но сил, чтобы выстрелить, у Абдуллы уже не было: он не доходил всего лишь нескольких метров до своего врага и замертво падал на землю.
Такая концовка почему-то не устроила худсовет и, по их указанию, Сухов убивал Абдуллу на суше, когда тот находился на самой верхушке бака с нефтью.
Но и это еще не все.
«Более всего в моем материале их возмутила сцена, где жены Абдуллы выбираются из бака. Сухов ожидает увидеть на их лицах радость спасения, но они пробегают мимо него, падают на колени и рыдают над мертвым мужем — рвут волосы, причитают, как положено по восточному обычаю. Что ж получилось? Сухов, сам того не ведая, благими намерениями выстелил дорогу в ад?», — вспоминал Владимир Мотыль.
Этот эпизод тоже пришлось вырезать и оставить лишь мертвого Абдуллу, лежащего в луже нефти.
Осталось лишь несколько кадров
Не понравились цензорам и эпизоды с Настасьей, женой Верещагина, которая после гибели мужа сходит с ума. Эту роль сыграла актриса Раиса Куркина, на тот момент жена Владимира Мотыля.
По сценарию, Настасья уходит в пустыню и натыкается на рельсы, занесенные песком. Обезумевшая женщина опускается на колени и ползает по шпалам, сгребая с них песок. При этом она бормочет бессвязные слова о Паше, о погибшем сыночке и о родной Астрахани, откуда за ней вот-вот должен приехать поезд.
Но, по воле худсовета, в окончательный вариант фильма этот эпизод не вошел. И осталось лишь несколько кадров, где Настасья, убитая горем, бредет по берегу моря мимо лошадей.
Сегодня, когда с момента выхода «Белого солнца пустыни» прошло более полувека, трудно судить — нужны были фильму вырезанные сцены или нет. Потому что и без них картина по-прежнему пользуется большой популярностью и считается одной из лучших.