Многие традиции чукчей вызывают удивление у большинства из нас. Но эти обычаи только кажутся странными, а на самом деле имеют разумное и практичное объяснение. Расскажем про левират, согласно которому жена после смерти мужа попадала в руки к его братьям.
У чукчей женщина переходила по наследству к младшему брату
Почти до середины XX века чукчи жили в соответствии с левиратом. Само слово «левират» происходит от латинского levir, что означает «деверь» (брат мужа). Этот древний обычай практиковали также другие народы и кочевые племена.
Согласно левирату, если у чукчей в стойбище умирал женатый мужчина, то его вдова была обязана выйти замуж за его же младшего брата. Для него принять жену старшего брата и заботиться о ней и ее детях чаще было не правом, но долгом.
«Он доставляет им пропитание и жилище на своем стойбище и вообще становится мужем для женщины и отцом для детей. Стадо он присоединяет к своему, но сохраняет его для детей умершего. Однако, если разница в летах очень велика, брат отказывается от своего права, чтобы не вступить в супружеские отношения со старухой», — писал этнограф Владимир Богораз в своей книге «Чукчи».
По сути, у чукчей вдова переходила по наследству, поскольку раньше женщина считалась собственностью семьи мужа. Если у него не было младших братьев, то левират переходил на его двоюродных братьев. Однако родной старший брат не мог жениться на супруге умершего младшего брата.
Почему женщины не возражали против левирата
Левират обусловлен суровыми условиями жизни и быта чукчей. Оставшись без кормильца, женщина была не в состоянии прокормить себя и детей. Левират же автоматически обеспечивал ей защиту и опеку мужчины, которого она уже хорошо знала. Ей не приходилось искать нового партнера только для того, чтобы выжить.
Еще одно преимущество этой традиции в том, что дети умершего мужчины оставались в своей привычной среде и росли с двоюродными или троюродными братьями и сестрами. Брат умершего мужчины должен был воспитывать его сыновей и дочерей как родных. Таким образом чукчи сохраняли родовую ветвь и не теряли информацию о своем происхождении.
Кроме того, левират сводил к минимуму возможность кровосмешения. Поскольку дети продолжали жить в пределах своей семьи, повзрослев, они имели крайне низкие шансы встретить кровного родственника в соседнем племени и создать с ним семью. Как отмечал академик и исследователь Герард Миллер, чукча никогда не выберет в жены девушку, если она приходится ему родственницей.
Многие исследователи сходятся во мнении, что левират существовал у чукчей почти до середины XX века. Но еще с конца XIX века обычай постепенно терял свою актуальность. Дело в том, что тогда семейные традиции чукчей начали меняться. Если раньше после смерти мужа его имуществом распоряжались его родственники, то теперь им управляла вдова — при условии, что и она с детьми оставалась и дальше жить в его доме. Родственники ее умершего мужа имели право вмешаться, если вдова растрачивала все имущество. Об этом в своих работах писал этнограф Матвей Хангалов, изучавший традиции бурятов.
Сегодня нет достоверных сведений о том, практикуется ли левират у чукчей в наши дни.