В детстве каждый день наполнен событиями и эмоциями. Жаль, что, вырастая, мы по большей части их забываем. У ученых существует несколько теорий, почему так происходит. Вот три из них.
Эффект Эббингауза
Немецкий психолог XIX века Герман Эббингауз был очень увлечен исследованием механизмов, по которым работает память. Он хотел изучить ее как отдельный психический процесс, в отрыве от мышления. Для этого Эббингауз изобрел оригинальный метод. Испытуемому предлагалось заучить бессмысленные слоги из 3 букв («бим», «лоч», «гис» и т. п.). Никаких ассоциаций с настоящими словами они не вызывали, а значит, при заучивании работала только механическая память.
В результате экспериментов Эббингауз вывел «кривую забывания» — график, который показывает, как информация стирается из нашей памяти. Оказалось, что до 60% данных забывается уже в течение часа. Потом скорость забывания снижается, но, тем не менее, через неделю люди помнят в лучшем случае 20% того, что они пытались заучить.
Все не так печально: если регулярно повторять информацию, она запоминается гораздо крепче. Но в детстве мы не стремимся сознательно запомнить все, что с нами происходит. И большая часть ранних воспоминаний просто стирается со временем.
Культурные традиции
Психолог Ци Ван родилась в Китае, а училась и работала в США. Однажды разговор в компании друзей-американцев зашел о детских воспоминаниях, и все принялись ими делиться. Это показалось Ци Ван довольно странным (в Китае не принято это обсуждать), зато натолкнуло на идею исследования. Женщина собрала несколько сотен воспоминаний китайских и американских студентов и пришла к выводам, что содержание воспоминаний зависит от того, в какой культуре вырос человек.
В Америке развитию индивидуальности с самого детства уделяется большое внимание, поэтому родители поощряют детей рассказывать о себе. А в восточных культурах детские впечатления не считаются чем-то важным. В итоге воспоминания американцев оказались подробнее, насыщеннее и более ранними, чем у китайцев. Там, где китайский студент констатировал факт: «Я был в зоопарке и видел тигров», американец описывал и тигров, и свои чувства: «Я немного их испугался, но мне было весело».
Эмоционально насыщенные события всегда запоминаются лучше. Если взрослые будут интересоваться впечатлениями ребенка, акцентировать внимание на его чувствах, он с большей вероятностью запомнит это событие надолго.
Несформированный мозг
Гиппокамп — это мозговая структура, которая помогает нам отделять важную информацию от неважной и переводить ее из кратковременной памяти в долговременную. По сути, он отвечает за выбор того, что нам помнить, а что забыть.
Гиппокамп активно формируется в возрасте 3-7 лет. Именно поэтому многие люди плохо помнят себя до начальной школы.
Случается, что человек помнит то, что происходило с ним в совсем раннем возрасте, но это не «линейные» воспоминания, как у взрослых, а обрывочные ощущения — звуки, запахи, какие-то конкретные предметы. И это неудивительно: у маленького ребенка гиппокамп развит плохо, нейронных связей в нем мало, а значит, сохранять подробные воспоминания просто негде.
Довольно обидно, что многие детские воспоминания со временем уходят. Восстановить их мы не можем, зато в наших силах сформировать хорошую память о детстве для своих детей. Достаточно почаще расспрашивать малыша о том, что он делал, видел и чувствовал по этому поводу, а также вместе вспоминать счастливые моменты.