Эммануила Виторгана и Аллу Балтер в 70-90-х называли самой красивой и самой счастливой театральной парой Советского Союза. До того, как они влюбились в друг друга, оба были несвободны — у Балтер был муж, а у Виторгана — жена и дочь.
«А слабо прокатиться через весь парк? Да, почему же слабо?»
По воспоминаниям Эммануила Виторгана, первый раз он увидел Аллу Балтер в конце 60-х в спектакле Ленинградского театра имени Ленинского комсомола «Три мушкетера», в котором она играла Миледи. А увидев, уже не мог оторвать от нее глаз.
«Она была невероятно красива, пластична, замечательно сложена и потрясающе пела», — говорил Виторган.
Спустя несколько месяцев в театре приступили к репетициям мюзикла Артура Лорентса «Вестсайдская история». По счастливому стечению обстоятельств Виторгану и Балтер достались роли влюбленных — предводителя банды пуэрториканцев Бернардо и красавицы Аниты. Молодые люди с увлечением репетировали любовь и даже не заметили, как игра переросла в настоящее пылкое чувство.
В один из зимних вечеров репетиция затянулась и, когда Эммануил и Алла вышли из театра, было уже совсем темно. Их дорога лежала через пустынные заснеженный парк.
«Мы шли, держась за руки. Вдруг Аллочка поскользнулась, и мы оба рухнули в сугроб. И тут я набрался смелости и сказал: «А слабо прокатиться через весь парк?», — она ответила: «Да почему же слабо?». И мы покатились. Тогда мы впервые поцеловались», — вспоминал Виторган.
«Учти, уйдешь из семьи — дочь больше никогда не увидишь!»
Очень скоро не только самим влюбленным, но и всем окружающим стало понятно, что Эммануил и Алла просто созданы друг для друга. Но существовало огромное препятствие. Вернее, даже не одно, а целых два: у каждого из них уже была семья.
Алла Балтер к тому времени несколько лет была замужем за вратарем футбольного клуба «Таврия» Эммануилом Анброхом, который свою жену любил просто до безумия и в буквальном смысле носил ее на руках.
Да и Виторган тоже был не менее счастливо женат на актрисе Тамаре Румянцевой, а их дочурке Ксении только-только исполнилось 4 года. Кроме того, узнав о романе мужа, Тамара сказала:
«Учти, уйдешь из семьи — дочь больше никогда не увидишь!»
Но, чувства, захлестнувшие влюбленных, были сильнее всех жизненных обстоятельств, доводов рассудка и даже угрызений совести. И Балтер с Виторганом, не задумываясь, разрушили две семьи, чтобы создать одну новую.
«Как меня Бог покарает. Как я буду расплачиваться…»
Первая жена Виторгана сдержала слово и пресекала любые его попытки пообщаться с дочерью. Правда, счастливый в новом супружестве, Эммануил и сам не слишком к этому стремился. И только спустя много лет, давая очередное интервью, Виторган неожиданно разоткровенничался:
«То, что я оставил ребенка — мой самый большой грех в жизни. И я буду еще за него наказан. Но я считал и по-прежнему считаю, что не правы те родители, которые не расстаются из-за детей. Ребенок чувствует ложь в отношениях, и от этого ему только хуже…»
Что же касается Аллы Балтер, то и она испытывала чувство вины. Актриса признавалась:
«Я страдала, хотела все время убежать. Я вообще была девушкой, которая меньше всего ожидала от себя, что станет разлучницей. Я любила, я ждала, но говорила все наоборот: нужно все остановить, исчезнуть, испариться куда-нибудь…».
Был и такой случай. Однажды, в кулуарах театра, две молодые актрисы затеяли спор на тему: кто из них больше нагрешил, и какая их за это ждет расплата. Присутствовавшая тут же Алла Балтер, с грустью сказала:
«Ой, девчонки, вы — малышки по сравнению с тем, как меня Бог покарает. Как я буду расплачиваться…»
«Я очень страдал, что у Аллочки нет своей комнаты»
Но все эти покаянные фразы будут сказаны артистами гораздо позже, уже в 90-х. А тогда, на заре 70-х влюбленные Виторган и Балтер просто купались в своем счастье. В 1971 году они перебрались из Ленинграда в Москву и поступили вначале в Театр имени К. Станиславского, а затем в Театр имени В. Маяковского.
Причем молодых артистов ничуть не смущало, что семейное гнездышко им приходится вить в театральном общежитии. Перебраться в собственную квартиру супруги смогли только в 1980 году, когда их сыну Максиму было уже 8 лет.
Правда, по словам Эммануила Виторгана, его все же напрягало, что он не может обеспечить своей любимой женщине достойные условия жизни:
«Я очень страдал, что у Аллочки нет своей комнаты, где она может расставить столь милые женскому сердцу флаконы с духами, баночки с кремами и наводить красоту. Мы – мужики, обязаны обеспечить женщину всем! А я не мог, и всегда этим
мучился», — говорил Виторган.
Все были уверены, что у Балтер от нарядов ломятся шкафы
Тем не менее, несмотря на спартанский образ жизни, семейная пара Виторган-Балтер просто излучала благополучие. Правда, в подавляющем большинстве случаев, это была всего лишь видимость, созданная умелой актерской игрой.
Например, все в театре знали, что Балтер и Виторган всегда дают деньги в долг. Но мало кто догадывался, что одалживаемые суммы супруги сами перед этим занимают на стороне.
Кроме того, всех в театре восхищало умение Аллы одеваться — модно, элегантно, со вкусом. Коллеги считали ее законодательницей мод и были уверены, что от платьев и костюмов у Балтер просто ломятся шкафы. Даже сам Виторган нередко удивлялся — откуда у его супруги берутся новые наряды.
«Однажды я спросил: «Откуда у тебя этот чудесный костюм, когда ты его успела купить? Она засмеялась: «Да ведь ему сто лет, я просто повязала новый шарфик».
«Борщ у Эммы получается вкуснее, чем у меня»
Все тридцать лет, которые отвела им судьба, Виторган и Балтер трогательно заботились друг о друге. И никогда не делили семейные обязанности на мужские и женские.
Наоборот, Эммануил старался, чтобы его любимая Аллочка как можно меньше возилась по хозяйству. А, самое главное, берегла руки.
«С ее внешностью надо было играть королев и герцогинь, а не крестьянок с мозолистыми, натруженными ладонями. А мне, мужику, все равно…!», — говорил Виторган.
И это были не просто слова. Недаром Алла хвасталась, что «борщ у Эммы получается вкуснее, чем у меня».
«У тебя все еще впереди, любимый!»
Талантливая и по-голливудски красивая Алла Балтер, не была избалована вниманием кинорежиссеров. Потому что из 35 ее киноработ большая часть — это не полнометражные фильмы, а телевизионные спектакли. Но сама актриса, если и переживала из-за этого, то виду никогда не подавала.
Во-первых, потому что была более, чем востребована в родном театре имени В. Маяковского. Недаром зрители просто ломились на спектакли с ее участием — «Кошка на раскаленной крыше», «Горбун», «Игра теней», «Чума на оба ваши дома», «Кукольный дом».
А, во-вторых, потому что на первое место Балтер всегда ставила не свою собственную кинокарьеру, а кинокарьеру мужа. И всячески старалась ей способствовать.
Однажды, еще в начале 70-х, тогда малоизвестный артист Виторган в минуту отчаяния с горечью сказал супруге: «Наверно, популярности у меня уже никогда не будет!». А в ответ услышал: «Будет, дорогой! Вот увидишь, будет!».
Сама же Балтер более-менее активно сниматься стала только в 90-х — «Черный квадрат», «Я люблю», «Звездная ночь в Камергерском».
Последний раз на экране Алла Балтер появилась в 1999 году, в многосерийной ленте «Каменская». По стечению обстоятельств этот фильм назывался «Смерть и немного любви».
Алла вымолила приложила все усилия, чтобы муж выздоровел
В середине 80-х у Эммануила Виторгана диагностировали рак легкого. Алла тогда приложила все усилия, чтобы любимый выздоровел. Она возила его к лучшим врачам, организовывала консультации медицинских светил, всегда сопровождала мужа на сложные процедуры.
А еще снова, и снова без устали внушала любимому, что все будет хорошо — он обязательно справится и болезнь отступит.
Балтер с трудом отыграла три акта, но выйти на поклон сил у нее уже не осталось
Прошло несколько лет, и ситуация повторилась с точностью до наоборот. Теперь уже у Балтер обнаружилось онкологическое заболевание позвоночника. И теперь Эммануил бросил все силы для спасения любимой.
После первой операции болезнь будто бы отступила. Но, как оказалось, ненадолго — вскоре выяснилось, что метастазы пошли дальше. Вторую операцию актрисе сделали уже в Израиле.
В декабре 1999 года Эммануилу Виторгану исполнилось 60 лет. На праздновании юбилея в театре Алла Балтер неожиданно для всех пустилась в пляс. Все присутствовавшие просто ахнули — с таким диагнозом, в корсете и танцует… И решили, что теперь дело точно пойдет на поправку.
Но уже через несколько месяцев, в марте, болезнь снова дала о себе знать. Однажды во время спектакля каблук актрисы попал в щель, и она подвернула ногу. На следующий день Балтер предстояло играть в спектакле «Чума на оба ваши дома». Но к вечеру боль в ноге стала просто невыносимой.
Тем не менее, она все-таки вышла на сцену. Вернее, легкую и изящную актрису просто вынесли, держа под руки, двое мужчин-исполнителей. Балтер с трудом отыграла три акта, но выйти на поклон сил у нее уже не осталось.
Ни сама Алла, ни ее муж, ни коллеги тогда не догадывались, что этот спектакль был для нее последним.
Есть вещи, которых я не должна была совершать
Актрисе сделали третью операцию, после которой у нее отнялись ноги. Врачи честно сказали: прогнозы самые неутешительные. Но Виторган не хотел верить в худшее и делал все возможное и невозможное для спасения своей Аллочки.
Он выписал лучших врачей и экстрасенсов из Израиля и Америки, нашел деньги для операции в Германии, обнародовал в газете номер расчетного счета, на который можно было перечислить деньги, необходимые для лечения. Но было уже слишком поздно.
Утром 13 июля Виторгану позвонили и сказали, что счет идет уже не на часы, а на минуты. Эммануил тут же примчался в больницу. Весь день, до самого позднего вечера, они провели в разговорах и воспоминаниях. А ночью Алла умерла у него на руках.
На могиле Аллы Балтер на Ваганьковском кладбище выбита только одна дата — 14 июля 2000 года — дата ее смерти. Это сделано по желанию самой актрисы, которая хотела навсегда остаться в памяти людей молодой, веселой и красивой.
В одном из последних интервью Алла Балтер сказала:
«Я верю в связь того, что как мы живем, так жизнь нас и наказывает. Во всяком случае, в том, что касается лично меня. Знаю: есть вещи, которых я не должна была совершать. Когда жизнь посылает мне какие-то испытания, я почти всегда говорю себе: «Вот, моя дорогая, ты же сама это сделала!».