Василий Ливанов гениально сыграл сыщика Холмса, Иннокентий Смоктуновский — Гамлета, Филатов — сердцееда Скворцова в «Экипаже». Но свой путь в кино эти актеры начинали вовсе не с таких больших ролей. Расскажем про 8 дебютных ролей советских кинозвезд, в которых их почти не узнать.
В одной из лучших драм 50-х этот актер никак не мог сделать то, что запросто делают все люди
В этой драме именитого Михаила Ромма — целое созвездие известных актеров: Георгий Вицин, Ростислав Плятт, Петр Глебов, Николай Граббе. Картина «Убийство на улице Данте» стала дебютом сразу для нескольких артистов, чьи имена позднее знал весь СССР.
Михаил Козаков получил главную роль — сыграл Шарля Тибо. Так получилось, что приятеля-единомышленника Шарля сыграл артист, с которым Козаков дружил в жизни. Михаил и привел его на съемочную площадку, а Ромм разглядел в нем потенциал и дал роль.
Присмотритесь внимательнее к этому кадру. Слева — Михаил Козаков, справа — Олег Голубицкий. А между ними — еще одна будущая звезда советского кино. Узнали, кто это?
Это студент Школы-студии МХАТ Валентин Гафт. Согласитесь, в этом персонаже почти невозможно узнать будущую знаменитость?
Однако эта небольшая роль далась Гафту неимоверно тяжело. Перед камерами он так растерялся, что не смог сделать то, что в обычной жизни для каждого человека не составляет никакого труда. Его первая реплика в фильме звучит так:
«Марсель Руже, сотрудник газеты „Свободный Сибур“»
Одновременно с этими словами Валентин должен был достать из внутреннего нагрудного кармана блокнот с ручкой и делать какие-то пометки. Но именно эти два действия студент в кадре совместить не смог — из-за сильного волнения.
«Пока я вспоминал, где мои руки, ассистент режиссера произнес слова, которые мне запомнились на всю жизнь: „Мы ошиблись с этим артистом“», — рассказывал Гафт.
Эта реплика окончательно выбила почву из-под ног дебютанта, поэтому в следующей сцене он никак не мог собраться. И тогда Гафт подошел к режиссеру и заявил, что он не справится с задачей и, наверное, не сможет дальше сниматься.
Но мудрый Михаил Ромм поддержал его и у Валентина все получилось. Правда, потом он еще несколько лет подряд вспоминал тот конфуз и проваливал одну пробу за другой. Но впоследствии все же справился с этим негативным воспоминанием.
Вместе с Гафтом в этом же фильме появился и тот, кто прославил советское кино на весь мир
В этом же фильме впервые на экране появился еще один актер, ставший через несколько лет кинозвездой. Узнаете?
Именно этот актер в 1964 году прославил советский кинематограф на весь мир, сыграв Гамлета в одноименной драме. Конечно, это Иннокентий Смоктуновский. Но разве в этом фильме можно его узнать? Мы уверены — нет.
До съемок у Михаила Ромма Смоктуновский играл в провинциальном театре, а потом попробовал свои силы в Москве. В фильм он попал благодаря жене режиссера, с которой играл в спектаклях.
Как и Гафт, перед камерами он спотыкался и не мог сыграть свою роль. Помощники Ромма предложили поискать другого исполнителя. Но режиссер заступился за Смоктуновского. Дебютный фильм открыл актеру двери в советский кинематограф и лучшие театры. Всего через несколько лет кинематографисты были готовы перекроить под него график съемок, лишь бы Смоктуновский согласился на роль в их картинах.
В этой актрисе почти никто не узнает будущую звезду «Девчат»
В 1954 году режиссер Самсон Самсонов уже почти завершил съемки комедии «За витриной универмага», но неожиданно между ним и исполнительницей роли Сони Божко произошла ссора. Елене Добронравовой не понравилось его отношение к ней, поэтому она опрокинула ему на голову тарелку с лапшой.
Вечером того же дня Самсонов увидел в телеэфире концерт, который вела настоящая красавица. Он разузнал об этой актрисе и поручил найти ее. Вскоре она заменила в кадре своенравную Соню Божко. Узнаете, кто сыграл эту героиню вместо Добронравовой?
Именно она всего через 6 лет снялась в легендарной комедии «Девчата» и сыграла красавицу Анфису.
До сих пор не верится, что обеих героинь на экране воплотила одна и та же актриса — Светлана Дружинина.
В драме «Зоя» появился тот, кто стал легендой нашего кино. Узнаете ли вы его?
В 1944 году вышла патриотическая драма «Зоя», рассказывающий о подвиге партизанки Космодемьянской. В одном из эпизодов появился вот этот юноша. Присмотритесь, возможно, узнаете в нем будущую легенду советского кино.
Именно этот актер уже через 10 лет сыграет главные роли в картинах «Дело Румянцева», «Большая семья», «Летят журавли». Конечно, это Алексей Баталов.
Правда, сам актер свое появление в «Зое» даже ролью не считал, к тому же его имя не указали в титрах. Но это обстоятельство было на пользу Баталову, поскольку в фильме он снимался тайком от родителей.
«Мне дали сказать несколько слов. Потом увидел себя — и так страшно стало. Мне казалось, что я все не так сделал. Когда фильм на экраны вышел, вся школа с уроков сбежала на меня смотреть. Дразнились потом долго, года полтора», — вспоминал актер.
В «Городе первой любви» появился молодой актер, в которого позднее влюбились миллионы зрительниц
В 1970 году на экраны вышел альманах «Город первой любви», в котором снялись молодые Борис Галкин, Владимир Носик, Наталья Гвоздикова, Ольга Остроумова. Но этот фильм стал дебютом для другого артиста. Вот он:
Мало кто узнал в нем будущую звезду «Экипажа» Леонида Филатова. В альманахе его персонаж ведет пронзительный монолог о том, как пережил предательство со стороны возлюбленной.
Первая роль Филатову не понравилась — настолько, что в течение нескольких лет он отказывался от ролей в кино. Его действительно сложно узнать в дебюте из-за отсутствия знаменитых усов. Но уже в следующей роли актер появился с усами, которые носил всю жизнь.
Голос этого артиста знала вся страна, но в дебютной роли мало кто его узнал
В 1959 году этот фильм стал одним из лидеров проката — его посмотрели свыше 30 млн зрителей. Картина «Сверстницы» показала историю трех подруг, окончивших школу и шагнувших во взрослую жизнь. Главные роли сыграли Лидия Федосеева-Шукшина, Людмила Крылова, Маргарита Кошелева. А еще в одном из эпизодов промелькнул Александр Демьяненко, который вскоре стал звездой гайдаевских комедий.
В фильме дебютировал артист, которому была уготована судьба кумира миллионов. Он появился в сцене в театральном училище. Узнаете?
Это будущий экранный Глеб Жеглов! Да-да, роль студента в сером фраке сыграл молодой Владимир Высоцкий. В конце 50-х его имя еще никто не знал, поэтому дебютную роль многие пропустили. Его даже в титрах не указали.
Волнение Высоцкого на съемочной площадке просто зашкаливало. Из-за этого он вдруг заговорил в кадре с акцентом.
«Моя первая работа в кино. Фильм „Сверстницы“, где я говорил одну фразу: „Сундук и корыто“. Волнение. Повторял ее на 10 интонаций. И в результате — сказал ее с кавказским акцентом, высоким голосом и еще заикаясь. Это — первое боевое крещение», — вспоминал актер.
Но Владимир взял себя в руки, поборол волнение и произнес свою реплику четко. Но даже в этих двух словах уже слышен низкий голос артиста, который потом будут узнавать в каждом доме.
После съемок в фильме Митты 12-летняя актриса получила приз за лучшую женскую роль. Такого еще не было
В 1964 году режиссер Александр Митта приступил к съемкам фильма «Звонят, откройте дверь». Но сразу возникла проблема: не было подходящей актрисы на главную роль. Школьницу Таню Нечаеву хотели сыграть многие девочки, но режиссер не видел в них ту, которая идеально справится с задачей.
На площадку каждый день приходила девочка — внучка второго режиссера. Она подсказывала своим сверстницам реплики из роли Нечаевой. Митта видел ее, но не обращал внимания. Но однажды увидел в ней ту самую Таню и назначил ее на главную роль. Кого вы узнали в исполнительнице главной роли?
Это 12-летняя Елена Проклова. Именно из-за возраста ее здесь весьма непросто узнать. Спустя годы она сыграет ту самую Ларису Ивановну в «Мимино», о которой мечтал не только Валико, но и миллионы советских мужчин.
Ее дедушка Виктор Проклов был вторым режиссером картины. По сценарию она была влюблена в старшеклассника Петра, которого сыграл 24-летний Сергей Никоненко. Актер нравился Лене и в жизни: при его появлении на площадке ее сердце учащенно билось. Но, разумеется, Никоненко не обращал внимания на слишком юную партнершу.
Проклова тихо переживала свою тайную влюбленность — это и помогло ей максимально передать все эмоции Тани Нечаевой. Картина «Звонят, откройте дверь» стала судьбоносной для Елены.
В 1956 году по опросу зрителей ее признали актрисой года. А еще случилось то, чего в советском кинематографе не было ни до Прокловой, ни после — приз за лучшую женскую роль достался ей, 12-летней девочке.
В «Городе на заре» он сыграл комсомольца, а потом прославился на весь мир другой ролью
В 1959 году вышла экранизация спектакля «Город на заре», который был в репертуаре Театра имени Вахтангова. В основе — пьеса Арбузова о первых самоотверженных героях Комсомольска. Звездой фильма-спектакля по праву можно назвать Михаила Ульянова, а еще в картине можно увидеть молодых Юрия Яковлева, Юлию Борисову, Михаила Державина.
Но в одной из сцен с хором комсомольцев-строителей появился тогда никому неизвестный артист. Кого вы в нем узнали?
Как и Иннокентий Смоктуновский, этот актер тоже прославил позднее советский кинематограф в мире. Это он так виртуозно сыграл гениального сыщика Шерлока Холмса, что стал был удостоен ордена Британской империи. Да, это Василий Ливанов.
Правда, дебют Ливанова почти никто не заметил. И дело не во внешности, а в самой роли — она была крошечной. Вместе с другими комсомольцами актер участвовал в митинге и крикнул лишь одну фразу: «Вон из города!».