В мире народных сказаний и легенд часто можно обнаружить отголоски древних традиций. Все потому, что через сказки предки передавали поколениям историческую память об укладе жизни. Без внимания не остались и отношения между полами. Читая ту или иную сказку про сестрицу, живущих среди названных братье в лесу, невольно задумываешься: а откуда вообще взялся такой сюжет? Рассказываем, как было на самом деле.
Сказка о сестрице и братьях основана на реальных событиях
Советский ученый Владимир Пропп был в числе тех, кто занимался исследованием фольклора и изучал, откуда пошли сюжеты сказок. Именно он нашел источник одной из частых событийных линий: девушка оказывается в лесу и случайно находит хижину. В этом доме живут либо гномы, либо молодые люди, которые начинают заботиться о незнакомке, называть ее сестрицей, а она наводит уют в мужской берлоге.
Изучение фольклора и этнографических данных разных народов показывает, что во многих культурах существовали так называемые «мужские общины». Это группы охотников, которые отправлялись в лес и обустраивали там временное жилье. Охота обладала священным статусом, и множество связанных с ней обрядов тщательно скрывались от глаз остальных членов племени.
Процесс вступления молодых людей в эти общины сопровождался церемонией инициации. Все относились очень серьезно к этому сообществу и считали большой честью, если им удавалось стать его частью. Но раз все были преданными охотниками, то навряд ли кому-то из мужчин было дело до порядка дома, готовки и других бытовых дел. Именно поэтому в такие поселения брали женщин.
Женщины жили с охотниками в лесу
Стать помощницей для такого избранного круга мужчин было честью. Многочисленные записи свидетельствуют о том, что в каждой подобной общине была одна или несколько девушек из того же племени. Они занимались домом, готовкой, помогали разделывать добычу. Одной из их ролей было разделение постели с одним из мужчин, иногда с несколькими. Это зависело от желания и выбора самой девушки.
Таких женщин никто не осуждал, наоборот, поощряли, уважали и поддерживали. Такие помощницы могли в итоге выйти замуж за одного из охотников, а если никто не приглянулся — девушка имела право беспрепятственно вернуться домой. Им никто не задавал вопросов о жизни в лесу, потому что это считалось табуированной темой.
Не только принуждение или желание родителей могли стать причиной перехода женщин в мужской дом. Иногда они убегали от своих супругов, что также нашло отражение в народных сказаниях. В одной из пермских сказок дочь попа в брачную ночь уходит к своему любимому в лес, а в другой истории из Самары жена становится атаманшей разбойников, спустя семь лет возвращаясь к мужу.
Не избранным женщинам вход в такие хижины был строго запрещен. В некоторых европейских сказках девушек лишали жизни за подобное нарушение.
Помимо мужских обителей существовали и женские дома. Они появились позже и являлись подражанием мужским. В одной из пермских сказок герои, три брата, попадают в дом, населенный женщинами, что напоминает ситуацию с попаданием девушки в мужской дом.
«Сестрицы» на самом деле были невестами
Поначалу женщина обитала в отдельном помещении, где к ней относились с рыцарским почтением. Молодые люди обеспечивали ее всем необходимым для комфорта, включая пищу, которая доставлялась таким образом, что она не встречалась с кем-либо лицом к лицу. Такое положение женщин в домах было временным, и в конечном итоге они выходили замуж.
Что касается супружеских отношений в мужских домах, они могли варьироваться: женщины или принадлежали всему коллективу, или отдельным его членам или выбирали партнера самостоятельно. Они временно находились под «владением» молодых людей и за свои услуги получали вознаграждение.
Со временем групповой брак мог перерасти в индивидуальный, при этом инициатива могла исходить как от женщины, так и от мужчины. В случае принятия предложения брака, мужчина выплачивал определенную сумму братству за жену. Обычно женщины выходили замуж после окончания своего «служения» и возвращения в родную деревню.
Сказка не всегда отражает все возможные варианты отношений: героиня может принадлежать либо никому, либо всем. Однако в некоторых редких случаях видно, что она предпочитает одного из братьев. В сказках также описывается случай, когда героиня выдается замуж за пришельца. Это подчеркивает возможность изменения принадлежности к главарю группы.
Дети в таких союзах были нежеланными
Рождение детей от таких союзов было распространено. Но отношение к таким явлениям различалось. Из исторических свидетельств известно, что дети, рожденные в результате подобных отношений, зачастую лишались жизни, особенно в случаях, когда женщина была общей для всех мужчин сообщества.
В то же время, если формировалась пара, и отцовство могло быть установлено, отношение к ребёнку могло быть более благосклонным. Нередко рождение ребёнка становилось поводом для оформления официальных брачных уз.
В народных сказаниях также прослеживается влияние рождения детей на отношения между персонажами. Например, появление ребенка служит катализатором для ухода мужа, попыткой женщины сохранить семью. В этих рассказах дети могут стать причиной преобразования временных отношений в официальный брак.
Однако в целом, сказочные сюжеты не всегда признают законность брака, возникшего в таких обстоятельствах, часто оставляя женщину в роли «сестрицы» или перенося атрибуты её характера на других персонажей.
Интересно, как сказка преобразовала этот обычай и исключила близкие физические отношения между мужчинами и женщинами. Возможно, нашим предкам хотелось создать непорочный мир, где все построено на взаимопомощи и благодарности.