Легендарная советская певица Валентина Толкунова совсем не ассоциируется у публики с чем-то аморальным, эпатажным или запрещенным. Наоборот, её образ для многих поколений был эталоном интеллигентности и безупречной репутации. Однако цензура и у Толкуновой нашла песню, которая не отвечала высоким моральным принципам советской женщины.
Рассказываем, за что из телеконцерта «Песня — 1975» вырезали песню Валентины Толкуновой «Не судите меня».
Как появилась песня «Не судите меня»
Супруга известного композитора Владислава Успенского, музыкальный режиссер Ирина Тайманова, как-то предложила мужу создать собственный сборник песен для именитых певцов СССР. Так появились «Автографы друзьям»: шлягеры из этого сборника исполняли Понаровская, Караченцов, Пьеха, Кобзон и многие другие.
Валентина Толкунова тоже оказалась в их числе. Ей пришлась по душе песня о женской судьбе: о даме, которая полюбила юного парня, да ещё и несвободного. Проникновенная мелодия родилась у Успенского в ответ на стихи ленинградской поэтессы Марины Осташевой «Не судите меня».
Валентина Толкунова: творчество и судьба / Youtube
Жизненный и откровенный текст
Сюжет песни «Не судите меня» не был чем-то невиданным: за влечение к женатому мужчине общество осуждает женщину. С первых строк становится понятно, что переживания героини глубокие, трагичные, она ищет сочувствия у окружающих:
Не судите меня, девки,
Не судите меня, бабы!
Я б сама себя судила,
Если б силы вдруг нашла бы.
Не судите, не рядите
На завалинке весенней,
И с укором не глядите
Мне на голые колени.
Но дальше тема раскрывается с другой стороны — и нет ни капли сожаления о том, что происходит. Героиня не стала мучиться угрызениями совести и пытаться заглушить свои чувства. Она открыто во всем признается и даже находит себе оправдание, чтобы продолжать постыдную связь:
Не судите меня, бабы,
Что парнишку полюбила,
Молодого да чужого
К себе в осень заманила.
Ночи вешние коротки,
По осенним меры нету.
Коротать зимою ночи
Очень трудно до рассвета.
Такие откровения в 70-е годы оказались чересчур смелыми, и потому песню «завернули». До главного музыкального события года — «Песня — 1975» — композицию не допустили. И Толкунова исполняла ее только на своих концертах — поклонники, к слову, были в восторге.
«В Советском Союзе нельзя было иметь голые колени советской женщине. И чужого мальчишку полюбить», — поделилась воспоминаниями Ирина Тайманова.
Голые колени
В отборочных турах фестивалей «Песня — 1975», «Песня — 1978» и «Песня — 1980» ее исполнение вызвало большой резонанс. По признанию самой Толкуновой, один человек написал письмо, к которому прислушались телевизионные чиновники. Там он выразил свое негодование: недопустимо, что молодая и благопристойная с виду женщина поет о голых коленях. И несмотря на в целом совершенно безобидный текст композиции, ее запретили транслировать по телевидению.
Действительно, певица всегда выглядела как эталон женственности и нравственной чистоты. Она заплетала волосы в тугую косу, носила крупные жемчужные бусы на шее и облачалась в скромные наряды. А строчки из песни про осуждение со стороны других женщин за желание оголить ноги — никак не вязались с образом артистки.
«От меня в то время не ждали таких слов», — рассказала Валентина Толкунова в одном из интервью.
Валентина Толкунова: творчество и судьба / Youtube
Но песня осталась в памяти у слушателей, а цензоров забыли. Ведь тема любовного треугольника, раскрытая в композиции, совсем не была новостью для советской культуры. Ее не раз поднимали в кинематографе тех лет. Например, в том же 1975 году в прокат вышли и «Не может быть», и «Единственная». И в обеих картинах тема запретной любви раскрыта намного более подробно, чем в песне «Не судите меня».
***
Советская цензура была сурова и не всегда справедлива к исполнителям. Она то закрывала глаза на какие-то сомнительные темы, то подвергала совершенно безобидные песни забвению «за аморальность». Тем не менее песня «Не судите меня» стала очень популярна и любима в народе — благодаря честности и открытости перед слушателем.