Эта советская кинолента в одночасье стала народной и остается любимой у зрителей даже спустя 55 лет. «Белое солнце пустыни» мы знаем наизусть, но при каждом просмотре сопереживаем героям и смеемся вместе с ними так, будто видим фильм впервые. Расскажем редкие факты об этой картине.
Многие считали, что фильм снимали на Куршской косе в Калининграде. Но почему же тогда не видны те самые дюны
Долгие годы считалось, что историю про товарища Сухова снимали в Калининградской области — на Куршской косе. А точнее на живописных дюнах этого заповедника. И действительно, пейзажи в кадре очень похожи на местные пески.
Были даже экскурсоводы, которые рассказывали туристам, что своими глазами видели съемочный процесс и то, как Спартак Мишулин согревался горячительными напитками после того, как замерз в осенних песках.
Все жители самого западного российского региона пребывали в уверенности, что фильм «родился» именно в этом месте. Каково же было удивление, когда режиссер Владимир Мотыль развенчал этот миф.
Актер Анатолий Кузнецов, сыгравший Сухова, подтвердил слова режиссера. Когда он впервые услышал про эту легенду, то вообще посчитал ее глупым розыгрышем.
Куршскую косу не рассматривали в качестве локации для съемок из-за ее слишком переменчивой погоды. В течение дня она может поменяться несколько раз — вопреки всем прогнозам. А для производства фильма такие условия совершенно не годятся. Где же снимали картину?
География была весьма обширной: окрестности деревни Мистолово неподалеку от Луги, которые показаны в кадрах со сном Сухова. Часть фильма сняли в Дагестане — на берегу Каспийского моря. Также для съемок выбрал туркменский древний город Мерв и пустыню Каракумы.
Мишулина оставляли на весь день в ящике, который закопали в раскаленный песок
Все помнят сцену, когда товарищ Сухов идет по пустыне и вдруг видит, как над песком возвышается человеческая голова. Это закопанный почти по уши Саид, которого сыграл Спартак Мишулин. По сценарию Сухов должен выкопать Саида. Но мало кто знает, что во время съёмок группа столкнулась с проблемой.
Песок постоянно засасывал актера в яму. Чтобы решить эту проблему, съемочная группа придумала неожиданное решение. Они поставили большой ящик в яму, на дно которого установили табуретку. Ящик был накрыт фанерой с отверстием для головы. Таким образом, Спартак Мишулин мог сидеть в ящике и играть свою роль, не боясь, что его засосет в песок.
Однако это было еще не все. Между съемками актеру приходилось оставаться в ящике под лучами палящего солнца. Чтобы защитить его от жары, его прикрывали зонтиком. В один момент прямо перед носом Мишулина проползла змея, а позднее на голову едва не наступил верблюд.
Спартаку Мишулину пришлось пройти через немало испытаний, но благодаря его профессионализму и выдержке сцена была снята успешно и осталась в памяти зрителей как один из самых ярких моментов фильма.
Мишулин скрывал от театрального руководства, что снимается в фильме. Его выдал парик
Актер Спартак Мишулин всеми силами скрывал от театрального руководства то, что снимается в «Белом солнце пустыни». Об этом не знал никто в труппе — даже его коллеги по сцене. Руководство театра запрещало актерам работать параллельно в фильмах, но Мишулин не упустил шанс сняться у Мотыля.
Для роли Саида ему пришлось расстаться со своей шевелюрой — он побрился наголо. А из остриженных волос сделал парик и надевал его каждый раз, когда появлялся в театре. Но этот парик сыграл с ним злую шутку.
Однако однажды во время репетиции накладка упала с головы Мишулина, и это не осталось незамеченным. Разумеется, это увидели все. Режиссер понял, что актер все это время скрывал свою работу в кино.
Когда выяснилось, что Мишулин снимается в фильме у Владимира Мотыля, Плучек был удивлен и даже немного остыл. Он уважал работу Мотыля и понял, что у актера открывается возможность поучаствовать в таком проекте. Плучек разрешил Мишулину продолжать съемки. Актер каждые выходные улетал в Ашхабад и на попутках ехал к месту съемок.
Андрей Кончаловский неожиданно бросил проект
Летом 1967 года на Мосфильме впервые обсуждали идею съемок первого советского истерна. Написать сценарий поручили Андрею Кончаловскому — он тогда только начал пробовать свои силы в этом направлении.
Кончаловский работал над сценарием в соавторстве с Фридрихом Горенштейном. Уже через несколько недель у них был результат. И вдруг Кончаловский сделал нечто неожиданное.
«Я бросил картину на середине пути, потому что мне предложили снять экранизацию Тургенева — „Дворянское гнездо“. Классика мне нравилась больше, чем истерн, — признавался Кончаловский.
В итоге созданный им сценарий пришлось переделывать Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову.
Владимир Мотыль согласился снимать фильм только после необычного сна
Мотыль сначала тоже не хотел браться за сценарий. Он не был вдохновлен идеей съемок фильма «Белое солнце пустыни». Ему не нравилась тема и он очень устал от съемок предыдущего фильма «Женя, Женечка и „Катюша“». По мнению чиновников, картина оказалась далека от советской идеологии, потому Мотыль оказался на плохом счету.
Однако Чухрай предоставил ему возможность реабилитироваться и вернуть свою репутацию. Правда, подстегнул тем, что вряд ли Мотылю предоставится такой шанс еще раз. Но все решил удивительный сон, который приснился режиссеру.
Он увидел во сне будущую героиню фильма — Катерину Матвеевну, и это изменило его взгляд на главного героя Сухова. Этот персонаж в понимании режиссера перестал быть плакатным солдатом революции и обрел свою любовь. А дальше Мотыль настоял на правках в сценарии, после чего началась работа над фильмом.
Сухова должен был играть Юматов, но его сняли с роли накануне съемок
На фильм «Белое солнце пустыни» роль Сухова должен был исполнить Георгий Юматов. Однако, накануне первого съемочного дня произошло непредвиденное ЧП, которое изменило всё.
Утром, когда его должны были отвезти на съемочную площадку, актер не выходил из номера в гостинице и не открывал дверь. Когда удалось попасть в номер, коллеги Юматова увидели его с большими синяками на лице.
Последние несколько лет актер не брал в рот ни капли спиртного. Но накануне вечером он был на поминках — погиб его хороший товарищ, режиссер Никита Курихин. И во время мероприятия кто-то заявил, что в трагедии виноват Юматов — ведь это он помог другу приобрести машину, которая и попала в роковое ДТП.
Для Юматова такие обвинения стали красной линией — он устроил драку, хотя был совершенно трезв. Синяки и ушибы требовали не меньше недели, но времени было в обрез, так как лето заканчивалось, и условия для съемок быстро ухудшались.
Тогда Владимир Мотыль снял Юматова с роли и отправил срочную телеграмму другу и актеру Анатолию Кузнецову, который заменил Юматова в роли Сухова.
Для Павла Луспекаева роль Верещагина стала подвигом
Павел Луспекаев получил роль в фильме «Белое солнце пустыни» благодаря своей невероятной силе духа. Несмотря на то, что изначально его персонаж — Верещагин — в сценарии занимал незначительное место, режиссер сделать его более ярким и запоминающимся.
К началу съемок Луспекаев уже был инвалидом после операции на ногах — ему ампутировали все пальцы. Режиссер сомневался, предлагать ли ему эту роль. Но, узнав, что актер уже прочитал сценарий и хочет сниматься, отправился к нему домой.
Луспекаев не просто согласился сниматься в пустыне на ужасающей жаре, он даже отказался от использования костылей и предложил использовать специальные сапоги с металлическими упорами внутри. Актер-богатырь продемонстрировал свою физическую силу и выносливость, несмотря на свои ограничения.
Съемки стали для Луспекаева настоящим подвигом. Он отказался от удобств и комфорта, чтобы достичь идеального результата в кадре.
Стройные ноги Катерины Матвеевны «сыграла» другая женщина
Режиссер просмотрел десятки профессиональных актрис на роль Катерины Матвеевны, но не мог найти подходящую исполнительницу этой роли. По воле случая на «Ленфильме» в программе «Кинопанорама» работала Галина Лучай.
Она была редактором передачи и не стремилась попасть на экраны. Но режиссер увидели в ней идеальную кандидатуру для роли Катерины Матвеевны.
Однако, был еще один нюанс — ноги Катерины Матвеевны в фильме играла другая женщина. У Галины Лучай ноги были слишком худые. Режиссер отправил своего ассистента в переход на оживленном проспекте, чтобы он наблюдал за дамскими ногами. Вот это задача!
И вот, помощник увидел подходящие и бросился уговаривать их обладательницу. Она дала согласие. Но многие зрители до сих пор не знают, что в кадре ноги вовсе не Галины Лучай.
Жен из гарема Абдуллы дублировали… солдаты
Только троих жен Абдуллы из девяти сыграли профессиональные актрисы. Татьяна Кричевская, которую запомнили по фразе «Когда я была любимой женой, мы видели нашего господина каждую ночь».
Роль Зухры досталась Татьяне Ткач, которая позднее появится в фильме «Место встречи изменить нельзя» в качестве пассии Фокса.
Еще одна актриса — Галина Умпелева, чье лицо весь фильм было закрыто паранджой. Остальные женщины в гареме были сыграны филологом, баскетболисткой, продавцом, искусствоведом и инженером. Но мало кто знает, на какую хитрость шел режиссер время от времени.
Иногда, когда солнце палило беспощадно, актрисам давали небольшой перерыв. Их на съемках заменяли мужчины, служащие в местной воинской части. Конечно же, полностью переодетые и в парандже, поэтому не видно подмены.
А роль младшей жены в гареме исполнили сразу две актрисы. В начальных сценах эту роль играла Татьяна Денисова. Однако во время пересъемок ее заменила студентка Татьяна Федотова.
Несмотря на успех фильма, для Федотовой эта роль осталась единственной в ее карьере. Младшая жена Абдуллы в фильме говорит голосом Надежды Румянцевой.
Все завидовали Луспекаеву, когда он ел черную икру. Почему актер не мог смотреть на деликатес
Один из самых колоритных эпизодов в фильме — Верещагин ложкой уплетает черную икру из деревянного корытца. У всех советских зрителей текли слюни в эти секунды — такой деликатес на экране! Но вряд ли Павел Луспекаев разделял их чувства. А дело вот в чем.
На съемки привезли два килограмма отборной черной икры. Один килограмм оставили на случай пересъемки, а второй размазали по «второму дну» — специальному углублению в корытце, чтобы создать иллюзию погружения ложки в икру.
Когда Луспекаев начал снимать сцену, съемочная группа с завистью смотрела на него. Но когда раздалась команда «Стоп, снято!», Николай Годовиков, вооруженный ложкой, подлетел к корытцу и начал есть икру. Остальные члены группы тоже подхватили ложки и вилки, но когда они прибежали, почти вся икра уже была съедена.
На протяжении четырех дублей Луспекаев должен был есть и есть, и есть икру. Поэтому ее вкус актеру быстро надоел. Говорили, что после финального дубля этой сцены Луспекаев даже выплюнул икру. А фраза его героя «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть!» сразу ушла в народ.
Как местный авторитет получил роль в фильме
Все началось с того, что на съемках в пустыне у Анатолия Кузнецова пропал ценный реквизит — те самые большие наручные часы с именным наганом, которые по сценарию его персонаж получил в дар от командира. После пропажи часов съемки продолжать не могли.
Режиссер Владимир Мотыль распорядился, чтобы нашли местного авторитета и предложил ему выгодную сделку: тот, кто принесет реквизит обратно, получит небольшую роль в его картине. И сработало!
Уже через день этот же авторитет по имени Али вернул часы и таким образом получил совсем крошечную роль.
Актер, сыгравший Абдулу, совершенно не умел ездить на лошади
Владимир Мотыль был очень доволен тем, что басмача Абдуллу играет такой красавец — высокий и статный Кахи Кавсадзе. Грузинский актер идеально вписался в образ. По сценарию басмач должен ездить на лошади так, будто родился в седле. Но тут и возникла проблема.
Кахи ни разу в своей жизни даже не сидел на лошади до съемок. Весь опыт общения с этими животными ограничивался его посещением ипподрома. Но в кадре зрители видят, как Абдулла уверенно держится в седле. Как этого добились?
В каждом эпизоде, где необходимо было показать басмача на лошади, его фиксировали, чтобы он сохранял стабильное положение, а еще он крепко держал коня под уздцы.
Как фильм стал талисманом для советских космонавтов
С момента выхода легендарной картины прошло 55 лет, но до сих пор большинство зрителей не знают еще один удивительный факт о ней.
Оказывается, фильм про товарищи Сухова стал талисманом для наших космонавтов. Но почему и как? Где таможня и где космос?
Основоположником традиции смотреть фильм перед стартом стал Алексей Леонов. Советский космонавт был одним из первых, кто увидел «Белое солнце пустыни» — когда его показали на закрытой премьере.
Именно по его инициативе стало традицией смотреть киноленту накануне космических миссий. Этот фильм стал символом удачи и позитивного настроения для космонавтов, помогая им расслабиться и подготовиться к сложным испытаниям в космосе.