К началу 80-х у Рудольфа Нуреева было все, о чем он мечтал в юности: мировая слава, баснословные гонорары, гастроли, любовь поклонников. Его финансовое состояние приблизилось к 80 миллионам долларов. У артиста были роскошные апартаменты в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Монте-Карло, а также острова в Италии и в Средиземном море. Его с обожанием и овациями встречали в разных уголках планеты и на сценах лучших театров мира. Но все изменила неизлечимая болезнь. Расскажем, какими были последние 10 лет жизни великого артиста.
Свой страшный диагноз Нуреев принял спокойно
В 1983 году в его карьере произошел новый виток — он стал директором балетной труппы парижской Оперы. Нуреев, который и прежде неустанно трудился, стал еще более беспощадным к самому себе и к артистам — он хотел покорять все новые и новые вершины балетного искусства. Хотя тогда многие говорили: «Куда уж выше?»
К моменту своего назначения в опере Нуреев уже давно чувствовал, как ухудшается его самочувствие: внезапно накатывала сильная слабость, уходил вес. Осенью 1984 года Рудольф проходил осмотр у своего врача Мишеля Канези и пожаловался ему на плохое здоровье.
За три года до этого, летом 1981-го, была опубликована первая научная статья о ВИЧ. И пока врачи и ученые изучали новую болезнь, она уже вовсю забирала жизни.
Канези взял у Нуреева кровь для исследования, но в то время ВИЧ выявляли всего лишь несколько лабораторий в мире. У доктора были связи, которыми он и воспользовался. В итоге Нуреев сдал кровь в одной из старинных парижских больниц. Результат был положительным — у артиста обнаружили ВИЧ. Врачи тогда были уверены, что он заразился ВИЧ еще в конце 70-х. И хотя Рудольф скрывал свой диагноз, вскоре о нем знала вся Европа.
Вероятно, из-за нехватки информации о заболевании Нуреев не воспринял эту новость как трагедию. Но его врач по той же причине был напуган сильнее: ни он, ни его коллеги не имели представления, как лечить ВИЧ.
Зрители не узнали в Нурееве великого танцора
Канези старался сохранять оптимизм, но его пациент весьма скоро понял, что шансов победить болезнь нет. Своим лекарством он считал работу, а танцу Нуреев был предан до конца своих дней.
«Пока на мои выступления покупают билеты, я буду танцевать», — говорил великий артист.
Но с каждым годом болезнь отнимала у него все больше сил. В 1989 году он получил приглашение выступить в родном Кировском театре в Ленинграде, где дебютировал в 1958-м. Но эти гастроли стали разочарованием — и для самого артиста, и для публики. Было больно наблюдать, как он угасает на глазах. Болезнь вступила в финальную стадию, к тому же Нуреев снова порвал связку. Тот кураж и легкость, за которые зрители обожали его выступления, бесследно исчезли.
Он двигался с огромными усилиями, и это было заметно всем. Гастроли в Ленинграде очень ударили по самолюбию Рудольфа.
В том же 1989-м Нуреев отправился на гастроли во Флоренцию с балетным спектаклем «Шинель», в котором он, конечно же, солировал. Публика выкупила все билеты задолго до даты представления.
Рудольф четко осознавал, что он уже не тот артист, которым был еще 10 лет назад. Но из последних сил он танцевал свою партию. Исполнил финальный прыжок, которого с замиранием сердца ждали все зрители. Публике показалось, что слишком слабо. А Нуреев был доволен собой — хоть и на секунды, но он возвысился над неизлечимой болезнью. После спектакля не было оваций и огромных букетов.
Нуреев сидел в гримерке, когда ему принесли несколько билетов с прошедшего спектакля и попросили расписаться на них. Он согласился и посмеялся — за тот вечер это были его первые автографы. А через секунду ему сказали, что это возвращенные билеты.
После спектакля разочарованные зрители потребовали вернуть им деньги, потому что, по их мнению, на сцене был кто угодно, но не легендарный Нуреев. Болезнь так изменила и сковала его, что публика не узнала любимого гения. Зрителям объяснили, что подмены не было — перед ними танцевал тот самый Нуреев. Они отказались брать деньги обратно, но попросили, чтобы артист оставил автограф на билетах.
Нуреев сразу же отменил все запланированные выступления. Больше он не выходил на сцену в качестве танцора, но появился в качестве дирижера. Он освоил это искусство после провальных гастролей во Флоренции.
В начале 1992 года венский Резиденц-оркестр отправился в европейское турне, а дирижировал им Рудольф Нуреев. Весной его пригласили выступить в Татарском оперном театре: он дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик». Это был последний приезд артиста в Россию, это было его прощание. 6 января 1993 года Рудольф Нуреев скончался в Париже. До своего 55-летия он не дожил всего несколько месяцев.