Двадцать четыре Игоря Ильинского, две Клары Лучко, четыре Анатолия Папанова, три Юрия Яковлева… Эти и другие советские кинозвезды сделали то, что под силу не всем их коллегам: предстали в фильме в нескольких разных ролях. Мы решили вспомнить, как им давались такие многоликие герои и как актеры их обогащали.
Это рекорд. Как Ильинский сыграл 24 персонажа в одной киноленте
Фильм начала 70-х «Эти разные, разные, разные лица» несправедливо подзабыли. В его названии уже есть отсылка к количеству персонажей — их аж 24. Но самое удивительное в том, что всех сыграл один актер — гениальный Игорь Ильинский.
В картине по мотивам рассказов Чехова артист перевоплощался и в чопорную даму, и в простого извозчика, и в высокомерного генерала.
В некоторых сценах появляются сразу два персонажа, сыгранные Ильинским. Посмотрите:
Конечно, в начале 70-х в советском кинематографе не было таких спецэффектов, как сегодня, поэтому пришлось использовать прием наложения кадров.
«Потрясающий, гениальный артист. Профессионал высочайшего класса», — так отзываются о своем кумире поклонники Игоря Ильинского.
Причины две. Почему на самом деле Яковлев так хотел сыграть в «Иване Васильевиче»
«Иван Васильевич меняет профессию» — любимый фильм уже нескольких поколений. И во многом благодаря блистательной игре Юрия Яковлева, который отлично сыграл и грозного царя, и недалекого управдома, и даже управдома в роли царя.
Его, кстати, поэтому и выбрали среди многих претендентов: артисты играли одну из ролей лучше, чем другую. А Яковлев всех своих героев сразу отыграл на все сто.
«Кроме любви к Булгакову, заманчиво было сыграть сразу две роли, да еще у Гайдая. Он, пожалуй, был единственный и, не побоюсь этого слова, гениальный мастер жанра комедии положений», — писал Яковлев в своих мемуарах.
Любопытно, что царь и управдом в исполнении артиста появляются вместе всего в одной сцене. Она была снята методом комбинированной съемки.
На что пошла Лучко ради ролей своей мечты
Музыкальная комедия «Двенадцатая ночь» режиссера Яна Фрида стала первой отечественной экранизацией произведения Шекспира. Клара Лучко сыграла в фильме сразу три роли: Виолы, Себастьяна и Цезарио.
«Против того, чтобы меня утвердить в съемках фильма „Двенадцатая ночь“, возражали все: „Лучко?! У нее акцент, как она будет играть Шекспира?!“ И все же Ян Фрид настоял, а после просмотра худсовет утвердил меня единогласно», — говорила Лучко.
Актриса понимала, что закрепилась в амплуа «девушки из народа», а картина по Шекспиру могла еще больше раскрыть ее талант. Поэтому она очень обрадовалась, узнав, что ее все же утвердили. Лучко была готова на все: научилась ездить верхом и фехтовать, а также безропотно выдерживала перемену грима несколько раз в день.
В итоге картина пользовалась успехом и у зрителей, и у критиков. Лучко смогла и не изменить задумке Шекспира, и принести что-то свое в героев.
Почему из-за ответственного Леонова «Джентльмены удачи» долго не выпускали на экраны
В «Джентльменах удачи» Евгений Леонов сыграл и вора-рецидивиста Александра Белого, и заведующего детсадом Евгения Трошкина. Несколько абсолютно разных по характеру, манере речи и даже походке героев.
Со сценами в детском саду Леонов справился на отлично — у него рос сын Андрей, и артист знал, как обращаться с детьми. Но для эпизодов, где его персонаж попал за решетку, ему пришлось тщательно подготовиться.
Ради того, чтобы «набраться» лексикона жителей мест не столь отдаленных, ответственный актер специально посещал их. И из-за этого выход картины чуть не оказался под угрозой срыва.
Дело в том, что Госкино долго не выпускало фильм из-за обилия специфической лексики.
«Создателям картины даже пришлось устраивать просмотры для милицейского начальства. Говорят, глава МВД Николай Щёлоков хохотал так, что заглушал многие реплики из фильма. Но окончательный вердикт вынес Леонид Ильич Брежнев: после просмотра комедии он заявил, что звучащую в картине жаргонную речь знает любой мальчишка», — рассказывали создатели картины.
«Природа напряглась». Почему Рязанов среди 35 претенденток на роль Шурочки в «Гусарской балладе» выбрал Голубкину
В 1962 году на экраны вышел фильм «Гусарская баллада» и сразу завоевал любовь миллионов. Картина стала дебютной работой для Ларисы Голубкиной. Она сыграла в ней Шурочку Азарову, которая появляется то в образе корнета, то в образе «манерной девицы».
В фильм Голубкина попала практически случайно. Ребята с ее курса снимались в массовке и на вопрос о том, есть ли у них на примете возможная Шурочка, назвали фамилию актрисы. И пробы будущей звезды понравились всем. Рязанов даже пошутил:
«Природа напряглась и выдала нам Голубкину».
Сама же Голубкина объясняла свой успех просто:
«Когда на пробах я надела маскарадный мундир корнета, то у всех было впечатление, что я в нем родилась. Вообще-то 35 артисток пробовались на эту роль. Но женщина в мужском костюме все равно выглядит женщиной. А я еще ею не была… Во мне был тот девичий, подростковый задор, когда всё горит внутри. Это видно на экране. Отсюда такая живая и естественная подача».
И правда: Голубкина в картине меняет образы как перчатки, оставаясь при этом самой собой. Глядя на нее в «Балладе», мы, по сути, видим рождение звезды.
Вот как молодая и неопытная Неелова сыграла сразу две ключевые роли в музыкальном фильме
В картине «Старая, старая сказка» Марина Неелова сыграла сразу две роли — принцессы и дочери трактирщика.
К началу съемок режиссер Надежда Кошеверова уже почти потеряла надежду найти актрису на две эти роли. А тогда еще студентка Неелова была застенчивой и терялась перед звездами. Ассистент режиссера посоветовал девушке отпустить себя.
«От страха я почувствовала полную раскованность. Желая показать все, на что была способна, я кривлялась, как обезьяна! Я тогда насмешила всех своим отчаянием. Кошеверова — нежный, чуткий человек — нашла в этом что-то и утвердила на роль…», — вспоминала Неелова.
Но на съемках артистка много общалась со своими более опытными коллегами, и те ей во всем помогали. С Олегом Далем, например, Неелова дружила долгие годы.
В этом фильме Рязанова Папанов сыграл сразу четыре роли и перезапустил карьеру в кино. Как это было
В картине «Человек ниоткуда» 1961 года Анатолий Папанов сыграл целых четыре роли: Аркадия Крохалева, начальника антропологической экспедиции, вождя племени тапи, актера театра трагикомедии, спортсмена-дебошира. В титрах его героев назвали «Крохалев и ему подобные».
Изначально артист не горел желанием сниматься. К тому времени он уже двадцать лет пытался пробить себе путь в большое кино, но Папанова звали только в эпизоды. Рязанов же чувствовал, что в его картине должен сыграть именно Папанов. Он уговаривал актера попробовать еще раз. И тот послушался.
Несмотря на страх, который буквально парализовывал артиста, он упорно работал на всеми своими героями и прислушивался к советам Рязанова и «старших» коллег — Юрия Яковлева, Людмилы Гурченко и других. И в результате справился со своей работой: «Крохалева и ему подобных» запомнили и полюбили.
А для самого Папанова начался старт второго этапа карьеры в советском кино.
Как в далекие 40-е годы две Любови Орловых появились в одном кадре
В картине «Весна» Любовь Орлова появляется сразу в двух ролях. Первая — актриса Вера Шатрова, кокетка и шутница. Настоящая женщина. Вторая — ученый Ирина Никитина, строгая и принципиальная.
Фильм снимался в середине 40-х годов. Как вы понимаете, спецэффектов тогда особо не было. Да и в целом режиссеры знали о возможностях съемки далеко не так много, как сейчас. Но при этом Григорий Александров все же умудрился снять Орлову в двух ролях. Как?
Половину кадра закрывали черной шторой, а в другой половине актриса играла одну из ролей. И ей, и съемочной группе приходилось следить за тем, чтобы звезда случайно не попала в соседнюю половину кадра.
Затем эту же пленку отматывали и закрывали уже другую половину шторой. И Орлова играла вторую роль. Трудность заключалась в том, что нельзя было промахнуться — в этом случае пришлось бы снимать все заново.
Спасибо случаю. Как Галина Беляева попала в фильм «Ах водевиль, водевиль…», где сыграла две роли
Галина Беляева в картине «Ах водевиль, водевиль…» 1979 года сыграла двух родственниц: Веру Лисичкину и ее дочь Екатерину двадцать лет спустя. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич совершенно случайно увидел на «Мосфильме» 18-летнюю балерину и пригласил ее на пробы.
И даже те, кто ругали картину после ее выхода, отмечали удивительную игру Беляевой. Она покорила абсолютно всех: трогательной улыбкой, выразительной мимикой и грацией, которая сквозила в каждом движении актрисы.
Фильм до сих пор пересматривают. Кроме того, что он стал вторым успехом Беляевой после ленты «Мой ласковый и нежный зверь», «Водевиль» подарил нам несколько отличных песен.
«Помню, в детстве смотрела премьеру этого фильма по советскому ТВ. На следующий день песни из „Водевиля“ пела вся страна… Ну, что сказать, ну, что сказать…», — пишут зрители.
Шакуров сыграл двух совершенно разных людей в одном сериале. И мы его до сих пор любим
В 1987 году на экраны вышел сериал «Визит к Минотавру» с Сергеем Шакуровым в главной роли. Сценарий основан на романе братьев Вайнеров. Артист играет в картине следователя Стаса Тихонова и скрипача Антонио Страдивари. Действие тоже происходит в двух эпохах: 80-е в СССР и 17 век в Италии.
Шакуров мастерски сыграл и рассудительного сотрудника МУРа, и изысканного музыканта. При этом на протяжении всех съемок он спорил с Вайнерами, когда ему не нравился тот или иной монолог.
«Текст надо проверять на Шакурове. Если он чувствует себя неловко, текст надо немедленно менять», — защищал актера режиссер Эльдор Уразбаев.
Многие до сих пор называют сериал «образцовым советским детективом».
«Хоть сейчас включай и смотри — не оторваться», — пишут в соцсетях.