3 правила родителей, у которых растут творческие дети

Алиса La femme,
редакция Femmie

Для начала развития воображения и творческих игр нет «правильного» возраста.

Фото автора Anna Shvets: Pexels

Воображение — это актив. Если его холить и лелеять, оно помогает ребенку решать проблемы, развлекаться и превращать игру на детской площадке в настоящее приключение.

Однако ставки на воображение — дело рискованное: у детей с бурной фантазией часто возникают сложности с дедлайнами, организованностью и ответственностью. Задача родителей — не только обеспечить пространство для полета мысли, но и определить его границы: отпустить в небеса, привязав к Земле.

Доктор Алан Каздин, профессор психологии и детской психиатрии, годами работал над методикой развития креативности и снижения невнимательности. «Игра и воображение, игра в притворство, игра с голосами — нормальная и важная часть развития ребенка в определенном возрасте», — объясняет Каздин.

По мнению профессора, для начала развития воображения и творческих игр нет «правильного» возраста. Он советует новоиспеченным родителям обсудить, какие качества они хотели бы видеть в ребенке, и как можно раньше начать моделировать связанное с ними поведение — своего рода игра в притворство.

Каздин отмечает, что у некоторых детей более богатое от природы воображение, но это не значит, что остальные не способны научиться: «Например, Пикассо повезло, что его отец был художником, но из окружающего мира можно извлечь много полезного даже без творческих генов».

Родителям вовсе необязательно бросать работу и хвататься за кисти и краски. Достаточно простых творческих игр. Вот несколько подсказок от Каздина:

Наполните детскую комнату творческими игрушками

Купите что-нибудь новенькое, и пусть ребенок возится. Например, конструктор или набор для собирания игрушечной мебели. Подойдут и простые кубики, которые можно складывать как угодно. Имейте в виду, что нельзя просто оставить игрушки и уйти, важно принимать активное участие в игре, общаясь с ребенком.

Для воспитания творческого ребенка необходимо быть с ним на равных, притворившись, что вы — динозавры на далекой планете, пережившие падение метеорита.

Не бойтесь чудить

Формирование воображения требует напряжения «творческих мышц».

Обсудите с ребенком, что, кроме обычной башни, можно построить из кубиков. Пусть он расскажет, как может выглядеть конструкция. Ничего не запрещайте и не говорите, что «это не подходит». Вдохновляйте. Игра должна быть веселой.

Не позволяйте детям заниматься самоанализом

Каздин советует поощрять детей задавать любые вопросы, какими бы абсурдными они ни были. У ребенка даже мысли быть не должно, что его вопросы могут быть глупыми, иначе он начнет заниматься самокопанием. Воображение и креативность — это открытость, а не самоанализ.

Пример моделирования творческого поведения

Скажем, ребенку дали творческое задание. Попросите его нарисовать, к примеру, солнце, а потом эмоционально предложите нарисовать странное солнце в окружении облаков.

Спустя какое-то время одновременно покажите друг другу ваши рисунки. Обратите внимание на оригинальный подход ребенка: «Вот это да! Твое солнце черно-зеленое. Так не бывает на самом деле, и это просто супер!».

Поощряя неординарный взгляд, вы предоставляете ему пространство для творчества.

Воображение — важный для ребенка инструмент, помогающий решать проблемы и развиваться. Задача родителей — объяснить важность выполнения заданий, следования правилам и соблюдения сроков в обучении и в жизни. Важно поощрять творчество, установив определенные рамки.

«Главный принцип — все должно быть в меру», — говорит Каздин. «Дети должны знать, когда можно заняться творчеством, а когда необходимо приступить к школьным заданиям, чтобы преуспеть. С первого раза они самостоятельно не справятся, родители должны подсказать и напомнить».

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook