Unsplash
Мы очень часто не придаем значения словам, брошенным в адрес ребенка сгоряча. Но все эти случайные фразы оказывают огромное влияние на детскую самооценку. Наверное, в памяти каждого из нас остались слова, которые до сих пор вызывают обиду или горечь. Но спросите о них своих родителей, и они ответят, что не помнят такого.

Самооценка, которую мы формируем у ребенка, влияет на всю его жизнь. Даже очень талантливому человеку сложно стать уверенной личностью, если с ним общались, используя неправильные подходы. Только родители могут подарить маленькому человеку «крылья» для дальнейшего старта.

О том, чего никогда нельзя делать в воспитании ребенка, рассказываем ниже. Вот 5 способов разрушить самооценку ребёнка, не заметив этого:

Говорить о нем, а не о его поступке

Пролил на стол чай − неряха, опоздал в школу − копуша. Почему бы просто не убрать обидные формулировки из обихода и найти правильный вариант беседы? «Пожалуйста, вытри чай со стола. Тряпка лежит рядом с мойкой». Согласитесь, звучит лучше. «В следующий раз тебе надо быть готовым к 7:45, чтобы не опоздать в школу» − и здесь нет ничего обидного.

Все дело в обвинительном местоимении «ты». Оно всегда направлено на человека, а не на его поступок. Сравните фразы «ты плохой» и «твой поступок плохой». Разница очевидна. Учитесь говорить не о ребенке, а о конкретном действии.

Не давать проявлять инициативу

«Я сама, у тебя не получится», «Стой смирно и ничего не трогай» − мы не даем проявлять инициативу ребенку. Часто родителям удобнее самим выполнить все дела. Мы думаем, что ребенок все испортит, запачкается, а нам потом убирать. Лучше сделать все самим и сэкономить время.

Но давайте подумаем о ребенке. Вероятно, что он прольет воду на пол, если попытается полить цветы, но зато проявит самостоятельность. Если каждый раз мчаться к малышу с предостерегающим криком «Я сама», можно отбить всю охоту к инициативе. Тогда о здоровой самооценке не может быть и речи.

Давить на ребенка в присутствии других людей

«А ну-ка спой песню, которую ты выучил в музыкальной школе. Как это не хочешь? Давай-давай, а мы послушаем». Если ребенок отказывается, мы тут же обвиняем его в стеснительности.

Но малыш не обязан выполнять все наши просьбы и пожелания. Имеет право. Плохо, если родители не оставляют ему выбора, принуждая его петь «по заказу». Так можно отбить желание к любимому делу. Лучше, если ваше обращение к ребенку будет выглядеть просьбой, а не приказом.

Сравнивать с другими детьми

«Посмотри, как хорошо читает Петя! А ты слоги не умеешь складывать!» − звучит обидно. Мы легко замечаем недостатки малыша, но забываем похвалить за достижения. Сравнивая ребенка с другими детьми, мы хотим разбудить в нем конкурентный дух, но добиваемся обратного эффекта. Ребенок сникает, думая, что ему не угнаться за умником Петей.

Не делайте акцента на минусах, подмечайте плюсы: «Да, с чтением придется постараться, зато ты знаешь все цифры». Поставьте себя на место ребенка. Что вы почувствуете, если ваш муж однажды скажет за ужином: «Вчера был у мамы. Она накормила меня такими вкусными котлетами, а у тебя они все время пережарены». Вряд ли вы будете на седьмом небе от счастья после такого сравнения.

Нахваливать без причины

Бурно восторгаясь удивительными способностями ребенка, мы формируем у него неправильную самооценку. Пройдет немного времени, прежде чем другие дети или учителя неприятно удивят малыша, заявив, что он не самый-самый.

Если ребенок плохо играет на пианино, не говорите ему, что он очень талантлив. Мягко скажите, что ему нужно учиться. Это более милосердно, чем внушать ребенку, что у него необыкновенный дар.

Воспитание детей, пожалуй, самая сложная наука. Каждый родитель хочет вырастить счастливого и уверенного ребенка, но все из нас совершают ошибки. Если вычеркнуть эти способы общения с детьми из своей жизни, вы вырастите правильную личность.

14