5 правил жизни Фаины Раневской, в которых вы найдете океан мудрости

Маргарита Моисеева,
редакция Femmie

Такой Раневскую вы ещё не видели!

Когда Раневскую называли великой, она отшучивалась: «Я не великая, я просто большая!» За эту способность к иронии, яркие роли и интеллект её любят и по сей день. Лауреат трех Сталинских премий, народная артистка СССР, кавалер Ордена Ленина — за сильной наружностью скрывается глубокая душа, которая сострадает всему живому, философски относится к жизни и горячо любит искусство.

«Слон и веревочка» / Союздетфильм

«Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества».

Еще в детстве тонкая натура Фаины Раневской не нашла отклика у сверстников: они не разделяли её интереса к Чехову и Толстому. К тому же, Фаина заикалась, а дети не могли оставить эту особенность без внимания. В жизни у неё было мало по-настоящему близких друзей. Сама актриса проклинала талант за то, что он обрек её на одиночество. Её карьера выпала на то время, когда актер, сыгравший Ленина или Брежнева, тут же признавался гением. Талант отступал перед идеологией, а одиночество Фаины Георгиевны возрастало.

wikipedia.org

«Сострадание — это самое привычное мне чувство. И жизнь моя из-за этого очень нелегка».

Впервые это чувство Раневская испытала в шестилетнем возрасте, когда пришла с гувернанткой в зверинец. На потеху публике в маленьком и тесном тазике выставили двух дельфинят. Какая-то пьяная компания начала тыкать одному детенышу в глаз, и окружающих это ужасно смешило. А вот маленькая Фаина пришла в ужас. Позже она вспоминала этот эпизод в интервью. Сострадание сопровождало актрису в каждой роли. Например, играть в спектакле «Дальше — тишина» Фаина Георгиевна согласилась из сострадания к героям пьесы.

«Девушка с гитарой» / Мосфильм

«Когда ты будешь собой довольна, тебе уже конец».

Раневская считала, что самое страшное для артиста — быть довольным собой, приходить в экстаз от собственного таланта. Такую мысль ей привила её учительница, актриса Павла Леонтьевна Вульф. Фаина Георгиевна искренне считала, что недостаточно раскрыла свой талант. Как она заявила в одном из своих интервью, режиссёры не любили её за инициативу, поэтому она сыграла меньше, чем могла. У нее было 50 ролей в театре и около 30 — в кино, что не так уж и много для народной артистки.

«Весна» / Мосфильм

«Деньги мешают и когда их нет, и когда они есть».

Раневская пережила и состоятельность, и голодные годы. Семья была обеспеченная, отец владел фабрикой сухих красок, так что в детстве Фаина ни в чём не нуждалась. Бедность и голод познала уже во времена Гражданской войны, когда на базаре ей приходилось менять вещи на продукты. Красноречиво демонстрирует её отношение к деньгам один случай.

Осенью 1915 она работала в керченской труппе мадам Лавровской. Работа там не задалась, и мать тайком от отца отправляла Фаине деньги. На прогулке с одним коллегой Раневская решила зайти в банк, чтобы получить перевод. Актриса вспоминает:

«Когда мы вышли из массивных банковских дверей, порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
— Денег жаль, зато как красиво они улетают!»

«Подкидыш» / Мосфильм

«Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья».

Раневская никогда не была замужем, и о личной жизни не распространялась. Своей единственной любовью она называла Павлу Вульф. Другие же её влюбленности — литературные гении: Пушкин, Чехов, Толстой. Однажды она позвонила знакомым и попросила не навещать её в Новый год. На их вопрос, почему, она ответила, что проведёт эту ночь с очаровательным молодым человеком по имени Евгений Онегин.

Спутником её жизни стал пёс по кличке Мальчик. Она подобрала его на улице и выходила. Раневская считала, что у собак больше сострадания и благородства, чем у людей. Пёс пережил свою хозяйку на два года, а на могиле Раневской стоит его маленькая статуэтка.

Фаина Георгиевна не оставила после себя мемуаров, поэтому её жизненные принципы мы восстанавливали по интервью и воспоминаниям современников. Сама жизнь продиктовала Раневской эти правила. Постоянная самокритика, одиночество и отказ от семьи могла вынести только сильная личность. Но именно эти жизненные трудности и сделали Раневскую Раневской, а нам позволили наслаждаться ее талантом и великолепием.

175
6
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook