Юрий Никулин навсегда останется одним из самых любимых нами артистов советского кинематографа. Фильмы с его участием: «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Ко мне, Мухтар», «Двадцать дней без войны», «Когда деревья были большими», «Чучело» и многие другие и сегодня с удовольствием пересматривают.
Но не все знают, что несмотря на огромную любовь к кино, цирк для актера всегда стоял на первом месте. И из-за цирковых гастролей артист был вынужден отказываться от ролей. Причем даже от тех, которые были написаны специально для него. Вот 5 ролей, которые вместо Никулина сыграли другие артисты.
Освободить Никулина от гастролей мог только министр
Режиссер Эльдар Рязанов познакомился с Юрием Никулиным еще в конце 50-х на съемках фильма «Девушка с гитарой», в котором артист играл роль горе-пиротехника. Через три года они снова встретились на картине «Человек ниоткуда». Именно тогда Никулин рассказал режиссеру историю про автомобильного вора, угоняющего машины у спекулянтов и отдающего вырученные деньги детским домам. И добавил, что на эту тему вполне можно снять фильм.
Идея настолько запала в душу Рязанову, что он тут же приступил к написанию сценария под названием «Угнали машину». Причем в главной роли вора-альтруиста Деточкина видел только Юрия Никулина.
Но, когда пришло время начинать съемки, выяснилось, что цирк (а вместе с ним и Никулин) отправляется в многомесячные гастроли за границу. Рязанову стало обидно: ведь артист уже успешно прошел кинопробы и даже начал учиться водить машину. Кроме того, дуэт Никулина и Ольги Аросевой, которая должна была играть его невесту, смотрелся на экране очень гармонично.
Но освободить Никулина от гастролей руководство цирка могло только с разрешения министра культуры. И Рязанов отправился к нему «на поклон». Как вспоминал впоследствии Эльдар Рязанов, министр очень внимательно выслушал его и пообещал помочь. А в конце беседы попросил дать ему прочесть сценарий будущего фильма.
Когда через пару дней Рязанов пришел за ответом, министр просто «кипел» от возмущения.
«Он сказал, что сценарий ему показался просто ужасным и что после выхода картины советские граждане массово примутся угонять автомобили. Поэтому он не только не станет звонить в «Союзгосцирк» и освобождать Никулина от гастролей, но и вообще запретит производство нашей ленты», — рассказывал Рязанов.
Действительно, фильм был на несколько лет «заморожен», а к съемкам Рязанов смог вернуться только в конце 60-х. Правда, теперь картина имела уже другое название — «Берегись автомобиля». И тут оказалось, что Никулин снова должен уезжать на длительные гастроли.
Наученный горьким опытом, Рязанов не рискнул второй раз отправиться на прием к министру. И роль Юрия Деточкина досталась Иннокентию Смоктуновскому.
Но обещание снять Никулина в главной роли Рязанов все же выполнил. В 1971 году на экраны вышла комедия «Старики-разбойники», где Юрий Никулин сыграл следователя прокуратуры Мячикова. Кстати, его партнершей по фильму стала Ольга Аросева.
«Вот увидите, я вас все-таки сниму в каком-то своем фильме. Непременно!»
В самом начале 60-х, проходя по коридору Мосфильма, Юрий Никулин случайно столкнулся с режиссером Сергеем Бондарчуком. К удивлению тогда еще начинающего киноартиста, Бондарчук остановил его и сказал:
«Простите, не знаю вашего отчества, но хотел бы с вами познакомиться. Видел вас в фильме «Когда деревья были большими». Хорошо сыграли. Я тоже хотел бы снять вас в своей картине».
По словам Юрия Никулина, тогда он не придал особого значения словам режиссера. И был очень удивлен, когда через 2 года ему позвонили с киностудии и попросили приехать на пробы в киногруппу «Война и мир».
Никулин мысленно перебирал всех героев романа Толстого и все гадал, кого же ему предложат сыграть. Как оказалось, Бондарчук решил отдать ему роль капитана Тушина.
Вот как Юрий Никулин описал диалог с режиссером в своей книге «Почти серьезно»:
«Тушин — фигура огромного значения. В нем же олицетворение всего русского. Я вижу вас в этой роли» — сказал Бондарчук.
«Так ведь Тушин маленького роста, а я метр восемьдесят» — удивленно заметил я.
«Это не имеет никакого значения. Подумаешь, рост не тот. В кино все можно сделать. Пусть вас рост не смущает» — ответил Сергей Федорович.
И Никулин согласился. Ему подобрали костюм, нанесли грим и сделали фотопробу. Чтобы со спокойной душой ехать в киноэкспедицию, Юрий Никулин взял на работе отпуск.
Но, по непонятным причинам работа над фильмом все время откладывалась. В конце концов отпуск у артиста закончился, и он уехал с гастролями в Куйбышев. А когда наконец-то пришел вызов на съемки, Никулина из цирка не отпустили.
Вот почему роль капитана Тушина в «Войне и мире» сыграл артист Николай Трофимов, который, кстати, на самом деле был небольшого роста.
Уже после выхода «Войны и мира» Бондарчук, встречаясь с Никулиным, постоянно повторял:
«Вот увидите, я вас все-таки сниму в каком-то своем фильме. Непременно!»
И действительно, вскоре Никулин получил приглашение на небольшую роль английского офицера в фильм Сергея Бондарчука «Ватерлоо». И снова повторилась та же картина: удачные пробы, длительное ожидание начала съемок и отъезд на очередные гастроли. Так и эта роль тоже «пролетела» мимо Никулина.
Сняться у Бондарчука актеру удалось только в 1975 году, в киноэпопее «Они сражались за Родину» по роману Михаила Шолохова. Роль рядового Некрасова, сыгранная Никулиным, считается одной из лучших в фильмографии артиста.
Второго отказа Гайдай Никулину уже не простил
Если роли в «Войне и мире» и в «Берегись автомобиля» Юрий Никулин не смог сыграть по независящим от него причинам, то от двух знаковых работ у Леонида Гайдая он отказался сам.
Когда на съемках «Кавказской пленницы» Гайдай поссорился с Евгением Моргуновым, режиссер решил, что знаменитая троица Трус-Балбес-Бывалый себя изжила и поставил на ней жирную точку. Но Никулина и Вицина режиссер продолжал снимать.
Более того, специально под Никулина Гайдай подобрал сценарий картины «Бриллиантовая рука», где тот сыграл Семена Семеновича Горбункова.
В своей следующей картине «12 стульев» Гайдай поначалу планировал отдать Никулину роль Ипполита Матвеевича Воробьянинова. Но пробы артиста оказались не слишком удачными. Поэтому Воробьянинова сыграл Сергей Филиппов, а Юрию досталась эпизодическая роль дворника Тихона.
Зато готовясь снять новую комедию под названием «Иван Васильевич меняет профессию», Гайдай в ролях царя и управдома Бунши видел только Никулина и никого другого.
Но актер, прочитав сценарий, неожиданно отказался. Почему? Есть две версии.
Первая — Никулин снова должен был уезжать на длительные гастроли. Вторая -артист был уверен, что фильм по произведению полулегального в то время Михаила Булгакова, обязательно положат на полку. И, как мы теперь знаем, ошибся.
По воспоминаниям жены Гайдая Нины Гребешковой, отказ Никулина сильно расстроил режиссера, и он долго не мог найти достойного исполнителя на роли обоих Иванов Васильевичей. В конце концов, выбор режиссера остановился на Юрии Яковлеве, который справился с двойной задачей на все 100%.
Кстати, Жоржа Милославского по задумке Гайдая должен был играть Андрей Миронов, хорошо проявивший себя в тандеме с Никулиным в «Бриллиантовой руке». А вот с Яковлевым дуэт Миронова не сложился, поэтому вместо него роль Милославского досталась Леониду Куравлеву.
Еще одну попытку снять Никулина Гайдай сделал в фильме «Не может быть», предложив ему роль папаши-алкоголика в новелле «Свадебное происшествие». Были сделаны фото- и кинопробы, которые очень понравились всем, кроме… самого Юрия Владимировича. И он снова сказал Гайдаю «нет».
Второго отказа режиссер Никулину уже не простил и дал слово больше никогда не приглашать его в свои картины. И слово свое сдержал. А роль папаши исполнил еще один любимчик Гайдая — Георгий Вицин.
Кстати, существует легенда, что Гайдай специально пригласил Никулина на предварительный просмотр готового «Ивана Васильевича», после которого актер до конца жизни сожалел о своем отказе. Но о том, правда это или нет, мы уже никогда не узнаем.