5 тяжелых молодежных фильмов СССР, которые в 90-е смотрелись легко

Юлия Мельникова,
редакция Femmie

К кино девяностых можно относится по-разному: кто-то считает эти фильмы слишком тяжелыми, а кто-то любит пересматривать.

Сергей Бодров/кинокомпания «СТВ»

Девяностые прозвали «лихими временами». Зародыши новой культуры проявлялись в ярких, остросоциальных фильмах, чаще всего снятых на грани фола в жанре драмы или криминального боевика. В кинотеатрах был аншлаг, а каждому зрителю хотелось прожить жизнь вместе с экранным героем, мысленно поучаствовать в головокружительных приключениях.

Многие из этих фильмов впоследствии стали культовыми — цитаты оттуда ушли в народ, а зрители пересматривают их до сих пор. Расскажем про пять таких картин.

«Брат»

Сергей Бодров/кинокомпания «СТВ»

Представлять широкому зрителю кинокартину «Брат» — неблагодарное занятие. Поклонники трагически погибшего в горах во время схода лавины актера Сергея Бодрова нет-нет, да и пересматривают этот фильм, чтобы еще раз увидеть Данилу живым.

Перипетии сценария позволяют вдоволь насладиться криминальными разборками, лихими драками, настоящими братскими чувствами, крепкой дружбой без подвохов и предательства и неоднозначной историей любви. За кадром и в кадре звучат хиты рок-музыканта Вячеслава Бутусова и группы «Наутилус Помпилиус».

Вместе с Сергеем Бодровым-младшим в кадре засветились Виктор Сухоруков (тот самый старший брат героя), Светлана Письмиченко (пассия главного персонажа), Мария Жукова (развеселая девушка Кэт), Юрий Кузнецов (неожиданный соратник по делам Гофман). В плеяде исполнителей разноплановых ролей здесь также встретились Сергей Мурзин, Ирина Ракшина, Андрей Краско, Анатолий Журавлев, Игорь Лифанов, Андрей Федорцов.

Основными декорациями к фильму выступил Санкт-Петербург. А съемочными площадками для героев зачастую становились личные загородные дома и квартиры участников проекта.

Бюджет киноленты был мизерным и постоянно трещал по швам от расходов. Именно в этот момент и появился на свет знаменитый внешний образ Даниилы Багрова в растянутом свитере, купленном за 35 рублей в одном из магазинов северной столицы. Фанатам кино остался в наследство модный стиль «а ля Данила Багров», позже его дополнит неизвестно где добытая для съемок ветровка.

Для Сергея Бодрова-младшего фильм «Брат» стал путевкой в царство экранного криминала. Там он быстро освоился и стал своего рода Робин Гудом, борющимся за права обиженных бандитами персонажей. Карьере мужественного героя в кино не помешало ни отсутствие актерского образования, ни увлечение историей венецианской живописи, о которой Сергей планировал написать диссертацию.

Если перед началом работы над проектом у Балабанова еще были сомнения, подойдет ли Бодров на роль главного героя, то при создании продолжения картины «Брат 2», сценарий уже готовился только под Бодрова.

Позднее Балабанов вспоминал, что ни один центральный канал не хотел давать деньги на съемки «Брата», опасаясь политической окраски сценария. По словам режиссера, снимали «на коленке», часто не зная, будут ли завтра съемки или нет.

Помимо Сергея Бодрова, Балабанову запомнились Виктор Сухоруков и Светлана Письмиченко, под них сценарист заранее создал «портреты» ролей в фильме. А вот криминальная «братва» прониклась особой любовью к актеру Сергею Мурзину, сыгравшему бандита Круглого.

Братки 90-х сразу безоговорочно признали Мурзина «своим парнем», подарив ему автомобиль «Бьюик Лесабр». Ведь не ездить же криминальному авторитету на старой «пятерке», в конце концов!

Светлана Письмиченко для участия в фильме научилась водить трамвай, чтобы выглядеть в кадре максимально натурально. А вот концерт рок-группы «Наутилус Помпилиус» на самом деле изображали «Чиж & Co».

Интересно, что после выхода фильма на экраны, Сергея Бодрова завалили письмами со всех городов России. Зрители, обращаясь к «Даниле», просили навести порядок в их городах, описывали личные истории знакомства с криминалом и требовали защиты.

«Мусульманин»

Евгений Миронов в фильме «Мусульманин» / компания «В.В.С.», РОСКОМКИНО

Еще одна картина о ребятах, вернувшихся с фронтов афганской и чеченской войны, после «Брата» была снята режиссером Владимиром Хотиненко.

По сюжету, главный герой принял некогда чуждую ему религию, когда попал в плен к врагам. Новоявленный мусульманин, чудом вернувшийся домой после семи лет, неожиданно для себя понимает, что религиозные каноны этой веры близки ему по духу, а священные ритуалы не вызывают отторжения.

Бок о бок с Евгением Мироновым в фильме снимались уже и без того известные российские актеры Александр Балуев, Иван Бортник, Нина Усатова, Иван Агафонов, Владимир Ильин, Леонид Окунёв, Александр Песков.

В роли деревни – представительницы российской глубинки, выступило поселение Урдово, что находится в Касимовском районе Рязанской области. Как-то само собой получилось, что все массовые сцены были сняты без участия профессиональных актеров. Да и роли второго плана тоже распределили между местными жителями.

Режиссер Владимир Хотиненко в интервью о съемках фильма «Мусульманин» не раз упоминал о том, что поселение Урдово привлекло его «совершенно фантастической природой».

Всего сотня километров от шумной столицы, а вокруг тишь да гладь. Это и стало причиной того, что члены съемочной группы после работы над проектом приобрели здесь для себя загородные дома. Пастух Генашка (актер Владимир Ильин) и художник киноленты Александр Попов и сегодня стараются проводить на землях касимовской глубинки все свободное время.

«Кикс»

Евдокия Германова в в фильме «Кикс» /студия ТТЛ

Критики-киноманы, анализировавшие ленту «Кикс», выяснили, что забавное словечко, ставшее названием фильма, перешло в Россию из американского уличного сленга. Оно означает внутривенный укол дозы наркотиков.

В мире искусства же понятие «кикс» используется в совершенно другом контексте: явная фальшь, безвкусная подделка, неумелый плагиат. Манера подачи материала в киноленте – декаданс с использованием тревожной музыки за кадром, мистических образов на грани полусна/полубреда, слишком ярких цветных оттенков, игры актеров на грани гротеска, зловещего финала.

За сочетанием букв «кикс» прячется жизнь популярной певицы, которая не мыслит существования без дурманящего «друга». Каждая новая порция – это яркий каскад эмоций и выкрутасов на сцене. Только вот насколько у Жанны хватит сил продержаться в плену иллюзий и не подвести коллег и поклонников ее таланта?

Расстаться с киксом у вокалистки нет ни сил, ни желания, а окружающим все чаще начинает казаться, что звезде пора найти достойную смену. На повестке дня единственный вопрос: а куда же, собственно, тогда девать саму Жанну?

Режиссером и сценаристом проекта стал Сергей Ливнев, продюсером — Валерий Тодоровский. В списке занятых в фильме актеров сплошные знаменитости: Евдокия и Любовь Германовы, Александр Панкратов-Черный, Алика Смехова, Ольга Анохина, Александр Сирин.

Постановщики так окончательно и не определились с жанром картины, поэтому ее можно встретить как в каталогах триллеров, так и в разделе «детективы». Совместная работа коллектива принесла этому проекту немало значимых наград. Но больше всего поразила публику Евдокия Германова, собравшая множество призов за «лучшую женскую роль», в том числе на международных состязаниях в Карловых Варах.

«Страна глухих»

Никита Тюнин в фильме «Страна глухих» / киностудия им. Горького

Совместная экранизация российских и французских кинематографистов по следам повести Ренаты Литвиной «Обладать и принадлежать» — смелое повествование о жизни Москвы на рубеже ХХ века.

Таинственной нитью следует по сюжету мифическая идея о том, что где-то на этом свете существует волшебный остров в океане для тех, кто имеет ограниченные физические возможности. Там, в славном царстве людей без проблем, нет подлости и лжи, а все люди счастливы и богаты.

Глубокая долговая яма заставляет не знающую ранее проблем Риту, привыкшую к роскоши и комфорту, искать поддержки у глухой танцовщицы по имени Яя. Обеих героинь ждет череда приключений на фоне московских улиц, ночных заведений и чужих квартир с непривычной обстановкой.

Реальность всех перипетий заключается в том, что Рите предстоит узнать о том, что слабослышащие люди живут совсем по другим человеческим законам, полным искреннего тепла и дружелюбия. Обделенные судьбой персонажи готовы помочь тому, кто неожиданно оказался в беде.

Безусловную яркость проекту придает участие замечательных российских актрис Чулпан Хаматовой и Дины Корзун в превосходном ансамбле с Никитой Тюниным, Максимом Сухановым, Александром Яцко, Сергеем Юшкевичем, Алексеем Горбуновым, Павлом Поймаловым, Олегом Хатюшенко.

Продюсерами модной кинокартины были Сергей Ливнев и Илья Неретин. Французский шарм отдельным сценам помог приобрести режиссер Валерий Тодоровский, который в тандеме с Юрием Коротковым выступил и автором сценария. Уже 20 лет кинолента занимает почетное 25 место в списке сотни главных российских фильмов.

«Фильм приобрел феминистские краски, что не входило в первоначальные планы создателей, но я не стал с этим бороться», — так охарактеризовал «Страну глухих» в своем интервью Валерий Тодоровский.

Интересный факт, что у глухонемого криминального авторитета по кличке Свинья был реальный прообраз. Это некоронованный король банды глухих Левони Джикия, погибший накануне выхода ленты на экраны.

Перед началом съемок режиссер картины получил благосклонное разрешение от «уважаемых людей». Мафия глухонемых хоть и не выступала против создания фильма, но ясно дала понять, что должна быть в курсе происходящих на съемочной площадке событий.

«Кто, если не мы»

Евгений Крайнов и Артур Смольянинов в фильме «Кто, если не мы» / кинокомпания «Курьер»

Создание этого фильма было удивительно долгим. Первые кадры сняли еще в 1993 году, но потом проект заморозили на пять лет из-за отсутствия финансирования. Тогда никто и не предполагал, что картину ждет теплый прием у публики и фейерверк премий и наград.

В центре сюжета – взросление и становление двух друзей, пропущенное через тернии колонии для несовершеннолетних и детского дома. Неожиданно старшим наставником для юного дуэта становится отставной милиционер, живущий в компании спиртного угара и одиночества. Негаданная встреча круто меняет судьбы всей троицы и способствует рождению настоящей дружбы, не знающей разницы в возрасте.

Фильм «Кто, если не мы» был создана профессиональным коллективов настоящих гуру кинематографа. Режиссер, сценарист и исполнитель одной из ключевых ролей спивающегося пенсионера из милицейских чинов – Валерий Приемыхов. Вместе с ним  в фильме снимались Евгений Крайнов, Артур Смольянинов, Лянка Грыу, Альберт Филозов, Татьяна Догилева, Иван Охлобыстин, Екатерина Васильева, Николай Чиндяйкин. Многие сцены в картине сопровождает музыка рок-группы «ДДТ».

Удачно сложилась актерская судьба двух главных героев-подростков в исполнении Евгения Крайнова и Артура Смольянинова. Крайнов впоследствии успел принять участие свыше чем в 20 кинопроектах. Зрителям особенно запомнились работы в лентах: «Бумер», «Спартак и Калашников», многосерийная сага «Таксистка», «Участок», «Женщины в игре без правил», «Заколдованный участок».

Артур Смольянинов (Поволоцкий) снялся свыше чем в 70-ти фильмах. Актер служит в театре «Современник», и в настоящее время активно работает сразу в нескольких проектах: «За час до рассвета», «Шаман», «Выжившие».

3
5
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook