5 журналов эпохи СССР, которые уже не почитать — а жаль

Анастасия,
редакция Femmie

Интересные советские издания для молодежи, киноманов, меломанов, для детей и взрослых.

Фото Ahmet Polat/Pexels.com

Периодические издания в Советском Союзе брали на себя важную роль. Для граждан СССР это был отличный способ всегда быть в курсе политических новостей, узнать о новинках в технике, культуре и моде, первыми прочесть творения советских писателей и развлечь детей. Журналы любили, их покупали, изучали от корки до корки и вырезали самые интересные статьи. Некоторые советские периодические издания выпускаются по сей день, вливаясь в новую струю, но есть и такие, которые закончили свое существование. Мы вспомнили 5 журналов эпохи СССР, которые уже не почитаешь, а жаль.

1. «Ровесник»

«Ровесник» являлся поистине культовым молодежным советским журналом. Первый номер вышел в 1962 году и произвел эффект разорвавшейся бомбы, ведь это было первое издание периодики, ориентированное на молодежь.

Именно «Ровесник» первым начал рассказывать о важных для молодых людей темах: рок-музыка, зарубежное кино, жизнь западной молодежи. В журнале печатались рецензии на новые музыкальные альбомы и фильмы, были рубрики знакомств, вопросов и ответов, доска объявлений. Раньше эту информацию нужно было собирать по крупицам, вырывая из разношерстных изданий, а «Ровесник» собрал все воедино.

Естественно, неискушенная советская молодежь журнал воспринимала как глоток свежего воздуха, доступ к запретному и возможность прикоснуться к жизни зарубежных стран. «Ровесник» зачитывали до дыр, передавали друг другу, вырезали интересные статьи, тексты песен и фото знаменитостей.

Естественно, и здесь не обошлось без цензуры и вмешательства властной партийной руки. Корреспонденты «Ровесника» в красках описывали тяжелую и полную невзгод жизнь западной молодежи, в противовес ставя, как замечательно быть гражданином Советского Союза.

Стоит отметить, что «Ровесник» выходил вплоть до 2014 года. В 2000-х годах журнал трансформировался в модный глянец, но издание просто-напросто не выдержало конкуренции. Начались финансовые проблемы, что привело к закрытию легендарного журнала.

Редактор журнала «Ровесник» с 1974 по 2002 г. Наталья Рудницкая рассказывает:

«Ровесник» был форточкой в мир. Конечно, форточка с целым набором фильтров. Но тем не менее он помогал тем, кто хотел получить информацию, ее извлечь. «Ровесник» считался якобы несерьезным изданием. Больше других источников зарубежной информации, кроме западных голосов, в стране не было. Очень часто публиковались статьи про музыкальные группы и исполнителей. Журнал читали люди, которые интересовались музыкой, роком прежде всего.

Meshok

2. «Крокодил»

Журнал «Крокодил» — одно из старейших изданий периодики СССР, который был основан еще в 1922 году. Появление его неразрывно связано с «Рабочей газетой», рассчитанной на простых работящих людей. Газета имела обратную связь с читателями, в нее приходило много критических писем, а большую часть коллектива составляли талантливые сатирики.

Было принято решение выпускать бесплатное сатирическое приложение к «Рабочей газете». Приложение пользовалось популярностью, расширялось, и в августе 1922 года свет увидел новый сатирический журнал «Крокодил».

Основная задача «Крокодила» была сатирой и едким юмором «обстреливать» тех, кто выбивается из социалистического строя и не хочет подчиняться советским устоям. Публиковались злободневные карикатуры, высмеивалась буржуазия, жулики, спекулянты, служители церкви и прочий люд, вводящий в заблуждение советских людей. Журнал предназначался для простонародья, направленный против «зажравшейся» буржуазии. По сути «Крокодил» объявил настоящую войну дезорганизаторам социализма, карикатурами и колючими подписями навешивая на них клеймо позора.

С течением времени «Крокодил» охватывал новые события, происходящие в стране — обличение Льва Троцкого, культ личности Сталина, борьба с фашистами, разоблачение стиляг, бичевание американцев и др.

Знаменательно, что активное участие в «Крокодиле» принимал Владимир Маяковский, сочиняя короткие саркастические стихи. Также многие известные писатели прикладывали руку к выпуску сатирического издания — Валентин Катаев, Михаил Зощенко, Даниил Хармс, Ильф и Петров и другие.

Журнал оказал большое влияние на развитие советской сатирической периодики, долгое время он являлся голосом политики и общественной жизни.

В 2000 году из-за недостатка финансирования журнал перестал издаваться. В последующие несколько лет «Крокодил» пытались возродить, однако, жизнь слишком изменилась, чтобы верить в карикатуры и едкие стихи, и в 2008 году журнал закрылся окончательно.

Журналист Сергей Мостовщиков комментирует:

«Крокодил» был ужасно популярным, большое количество людей его любили. Но некоторые считали его подлым, мерзким, некрасивым, доносительским изданием, где сводили счеты. Он живой и разнообразный. Он необычный даже для нашего времени. Однако именно сейчас жанр газетный фельетон умер и вряд ли возродится. А вот для советского народа «Крокодил» был чем-то необычным, ярким и дразнящим.

Meshok

3. «Советский экран»

«Советский экран» смело можно назвать ветераном из журналов эпохи СССР. Он был основан в 1925 году как приложение к «Киногазете». Названия его немного трансформировались за всю эпоху существования, но направление оставалось неизменным.

«Советский экран» освещал новинки отечественного и зарубежного кино, в нем рассказывалось об истории кинематографа, печатались критические статьи, рецензии, репортажи с кинофестивалей. Особый интерес у читателей вызывали фотографии актеров и деятелей киноискусства, ведь в те времена это было большой редкостью. Заядлые кинолюбители аккуратно вырезали из журнала иллюстрации и собирали целые коллекции фотографий Владимира Высоцкого, Людмилы Гурченко, Веры Алентовой и других известных людей.

Также журнал регулярно проводил конкурсы среди читателей, когда они, заполняя анкету и проходя опрос, выбирали лучший фильм и лучших актеров. Стоит отметить, что для деятелей искусства попасть в этот рейтинг было очень почетно.

Тиражи «Советского экрана» всегда были высокие, выпуски расхватывали как горячие пирожки, жадно впитывая малодоступную для советского периода информацию о любимых артистах.

Журнал «жил» до 1998 года, но, не выдержав экономического кризиса, прекратил свое существование. Многие известные современные издания о кино и по сей день считают «Советский экран» эталоном своего жанра и опираются на него.

Пользователи «Живого Журнала» вспоминают:

«А какие фотографы снимали для «Советского экрана» — Валерий Плотников, Игорь Гневашев, Микола Гнисюк. Как они умели снимать наших прекрасных артистов, красоту и притягательность многих из которых экран частенько приглушал, вуалировал, прятал, так как это было не в тренде в те времена. От их фото на обложках нельзя было глаз отвести. Я и сейчас частенько разглядываю кумиров советского кино, снятых этими мастерами и поражаюсь, как их работы вообще доходили до публикации в этом журнале».

Meshok

4. «Кругозор»

Пожалуй, «Кругозор» был одним из самых оригинальных периодических изданий в СССР. Первый выпуск журнала вышел в 1964 году. Основной его тематикой были документальные и художественные звукозаписи деятелей искусства, литераторов, новинки музыки, книг и эстрады. Аудиоприложения выпускались в виде гибких грампластинок разного цвета, которые помещались на развороте журнала.

Для 60-х годов это был настоящий прорыв в области техники — журнал, в котором не только можно прочитать о музыке, театре, литературе, но и послушать. В «Кругозоре» регулярно издавались песни популярных звезд Советской эстрады — Аллы Пугачевой, Иосифа Кобзона, различных ВИА. Порой появлялись записи «Машины времени» или ABBA, что для советских людей было самым настоящим счастьем. Достать оригинальные пластинки порой было попросту невозможно, а вот «Кругозор» решал эту проблему. У многих советских граждан были целые коллекции гибких пластинок, аккуратно извлеченных из журнала.

Стоит отметить, что текстовое содержание издания ничем примечательным не выделялось. Публиковались статьи литературной, музыкальной, политической направленности, зачастую весьма скучные. В основном «Кругозор» покупали ради приложения с пластинками.

В 1991 году грампластинки в журнале заменили на популярные в то время аудиокассеты. А в 1992 из-за трудностей с финансами (и возможности для читателей легко купить любую аудиозапись) «Кругозор» прекратил свое существование.

Корреспондент портала «Lenta.ru» комментирует:

«Кругозор» стал глотком свободы для жителей СССР. Несмотря на наличие обязательных текстов о советских героях и результатах пятилеток, редакции удавалось знакомить читателей с бардами и поэтами-шестидесятниками, с редкими зарубежными исполнителями и малоизвестными культурными явлениями.

Meshok

5. «Трезвость и культура»

Антиалкогольные кампании в СССР воскресали с заядлой периодичностью, так как вопрос борьбы с пьянством всегда стоял остро. В 1926 году по инициативе Сталина был принят декрет «О мероприятиях в области культурно-воспитательной работы по борьбе с алкоголизмом». Именно тогда и была развернута широкая пропаганда трезвости и превентивных мер по пьянству. На каждом государственном предприятии инициативная группа рисовала плакаты, изобличающие алкоголизм, а в типографиях печатались большие красочные лозунги «Нет пьянству!», «Из рабочей гущи выгоним пьющих».

На фоне антиалкогольной волны в 1928 году в Москве стал выходить журнал «Трезвость и культура». В нем рассказывалось о мероприятиях, посвященных борьбе с пьянством, размещались медицинские статьи, публиковались страшные факты о том, что влечет за собой чрезмерное употребление алкоголя. Также в журнале публиковались карикатуры, призванные высмеять тех, кто много пьет.

В одном из номеров журнала даже была объявлена беспроигрышная лотерея «Книга вместо водки!» На выигранные деньги можно было приобрести только печатные издания и ничего больше.

«Трезвость и культура» периодически переставал выходить, на во время всплесков очередной антиалкогольной кампании о нем снова вспоминали и выпускали в свет. Не смотря на специфическую направленность, журнал пользовался довольно высоким спросом, причем читали его не сами пьяницы, а их отчаявшиеся родные и близкие, которые в периодическом издании искали надежду на благополучный исход пагубного пристрастия.

В более поздних выпусках журнала стали печатать произведения советских писателей, героями которых являлись заядлые любители выпить. Например, в 1989 году была опубликована поэма В.Ерофеева «Москва-Петушки».

В 1997 году журнал «Трезвость и культура» был окончательно закрыт за неимением подписчиков и читательской аудитории.

Корреспондент газеты «Коммерсант» Ульяна Волохова комментирует:

«Трезвость и культура» изначально являлась одним из способов активного воздействия на пьющий русский народ. Карикатуры, страшилки, рассказы врачей — все это должно было запугать людей. Со временем в журнале стали печатать литературные произведения с «алкогольным послесловием» или давать информацию о знаменитостях, которые имеют проблемы с алкоголем, например, о Владимире Высоцком. Для народа это был отличный повод прикоснуться к запретной информации.

Meshok

Журналы всегда являлись важной частью жизни практически каждого в Советском Союзе. Это было своеобразное окно в большой мир, возможность прикоснуться к неизведанному. На смену давно пришла эпоха глобальной информатизации, однако некоторые журналы СССР до сих пор остались у нас в памяти, несмотря на то, что их давно не выпускают.

1
1
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook