Людям еще с древних времен нравилось создавать монументальные сооружения впечатляющих размеров. Так одно за другим появились чудеса света, но сохранились далеко не все. Расскажем про 7 таких объектов, которыми все восхищались, а сейчас от них ничего не осталось.
Колосс Родосский свалился с ног
Легендарная статуя Колосс Родосский была воздвигнута в честь отважной защиты родосцами своего города от осады войсками Деметрия Македонского, которая длилась целый год. События происходили примерно в 294—282 годов до н. э. Когда Деметрий был вынужден отступить, то оставил множество своих орудий. Их жители города решили продать, а на вырученные средства воздвигнуть памятник покровителю и создателю Родоса — богу Солнца Гелиосу.
Статуя Колосса Родосского располагалась в порту при входе корабля в гавань и демонстрировала стройного юношу Гелиоса со лучистым венцом на голове. Он был в плаще и стоял на постаменте из мрамора. В руках Колосс Родосский держал копье. А еще он серьезным взглядом смотрел вдаль. Однако, скульптура все же получилась не такой, как планировалась.
Заказ на создание статуи высотой в 18 метров получил талантливый скульптор Харес. Однако, в процессе работ заказчики потребовали удвоить высоту до 36 метров. На создание Колосса ушло 12 лет упорного труда и немыслимое для того времени количество материалов — 500 талантов бронзы и 300 железа. Колосс производил огромное впечатление своими размерами. Немногие из людей могли обхватить даже большой палец его статуи. Но очень скоро статую ждали печальные события.
Колосс простоял всего 56 лет. В 226 году до н. э. мощное землетрясение повредило статую в коленной части, и скульптура рухнула на землю. Птолемей III Египетский предлагал оплатить восстановление, но оракул наложил запрет. Жители Родоса не посмели ослушаться указания, а потому обломки великана так и остались лежать на месте падения почти 800 лет, пока арабы не захватили Родос в 7-м веке. А при их правлении судьба Колосса Родосского тоже оказалась незавидна.
Новые хозяева продали остатки легендарного Колосса купцу, который расплавил скульптуру на бронзовые слитки и вывез их на 900 верблюдах. Так закончила свой век одна из величайших статуй древности, восхищавшая современников.
Висячие сады Семирамиды как символ любви к женщине
Легендарные Висячие сады Семирамиды находились в Вавилоне. Они представляли собой грандиозное инженерное сооружение из многоярусных плантаций, засаженных богатой растительностью. На сырцовых кирпичах величественно располагались деревья, кустарники и виноградные лозы. Вся конструкция напоминала огромную зеленую гору, имела уникальную систему орошения и была названа в честь великой царицы Семирамиды. Но кому понадобилось создавать такое чудо света в совершенно непригодных для оазиса условиях?
По одной из версий, Висячие сады воздвиг царь Навуходоносор II в 6 веке до н. э. Так он хотел порадовать свою супругу Амитис, тосковавшую по родным мидийским холмам и долинам. Для нее и был создан целый райский уголок среди пустыни, который был уничтожен в первом веке н. э. История красивая, однако, существует еще одна версия касаемо происхождения садов.
Точное местонахождение этого чуда так и не установлено. Вавилонские хроники не упоминают сады, а при раскопках не было найдено никаких следов крупной конструкции. А потому есть предположение, что это была лишь красивая легенда об идеальном восточном саде. Тем более задокументировано, что один такой большой оазис принадлежал ассирийскому правителю Синаххерибу. Он возвел роскошный сад в своей столице Ниневии в 7 веке до н. э.
Так или иначе, Висячие сады Семирамиды в Вавилоне вошли в историю как воплощение роскоши и изобретательности древних людей, которым удалось сотворить рай посреди бесплодной месопотамской равнины. Этот феномен сих пор вдохновляет художников и писателей, мечтающих о загадочном чуде света.
Александрийский маяк — не только морской ориентир, но и символ могущества
Александрийский маяк был возведен в 3 веке до н. э. при Птолемее II на острове Фарос у входа в гавань Александрии. Высота сооружения была около 120-150 метров, что делало маяк настоящим небоскребом античности. Помимо размеров, маяк впечатлял техническим оснащением. Его фасад украшали статуи с полезными функциями. Одна из них предупреждала мореплавателей о близости берега, другая указывала направление ветра, а третья всегда поворачивалась к солнцу. Однако, несмотря на то, что маяк и служил для навигации кораблей, его истинное предназначение было иным.
На вершине маяка поддерживался огонь, который был виден за сотни километров в море за счет конструкции из зеркал и отражателей. Это демонстрировало мощь царства Птолемеев. Кроме того, маяк мог служить и оборонительным сооружением. Внутри хранились запасы на случай осады. Но каким бы функциональным ни был Александрийский маяк, внушительные размеры конструкции сыграли с ним злую шутку.
Серия сильных землетрясений в период с 796 по 1323 годы нашей эры разрушили маяк. Большая часть конструкции обрушилась на дно моря, а в 1480 году остатки монумента были разобраны для использования при строительстве цитадели. Но в 1994 году весть о величии Александрийского маяка вновь облетела весь мир.
На дне Александрийской восточной гавани были обнаружены обломки этого чуда света и в 2016 властями Египта было принято решение сделать там подводный музей.
Мавзолей в Галикарнасе — достопримечательность для новой столицы
Грандиозный Мавзолей был задуман персидским царем Мавсолом еще при жизни, вдохновивших гробницами с подчиненных берегов Ликии. Внушительных размеров монументом он хотел украсить Галикарнас, куда перенес столицу Карии. Но воплотить свою мечту в жизнь царь не успел.
После кончины Мавсола в 353 году до н. э. его жена Артемисия пригласила лучших зодчих со всей Греции, чтобы увековечить память о муже. Мавзолей представлял собой многоярусное строение высотой около 45 метров, увенчанное статуями Мавсола и Артемисии на колеснице. Основанием для гробницы послужили ликийские склепы, распространенные в тех краях. Однако, мавзолей выглядел не так, как большинство похожих сооружений.
Его фасады были покрыты барельефами и украшены статуями, выполненными лучшими скульпторами того времени. Всего колонн и статуй было около 330 штук. Но строительство затянулось. А потрясенная горем Артемисия подмешивала прах Мавсола в свои напитки, постепенно отравляя себя жизни. И хотя царица скончалась до завершения строительства в 350 году до н. э., мастера решили достроить гробницу, преследуя сразу две цели.
Так архитекторы оказали уважение и честь славе своих покровителей, а еще пошли на этот шаг ради искусства. Ведь мавзолей получился действительно роскошным. Он поражал воображение современников своими размерами и великолепием отделки. Его высота в 45 метров почти вдвое превышала сторону основания. Однако, масштабы не спасли сооружение от печальной участи.
Со временем Мавзолей сильно пострадал от землетрясений и разграблений. К 15 веку сохранились лишь руины фундамента, которые рыцари-госпитальеры использовали для строительства крепости. Так бесследно исчезло одно из величайших творений античности. Однако само слово «мавзолей» навсегда вошло в архитектурную лексику как синоним роскошной усыпальницы.
Храм Артемиды в Эфесе стоял на болоте и не утонул
В 6 веке до н. э. жители Эфеса задумали возвести грандиозный храм в честь своей покровительницы — богини Артемиды. На строительство выделил средства лидийский царь Крез. Главным архитектором был выбран Херсифрон, перед которым поставили невероятно трудные по тем временам задачи.
Заказчик желал сделать в храме отделку из мрамора, хотя в округе не было ни одного месторождения камня. Но здесь сыграл свою роль случай — после драки двух баранов от скалы, где их пасли, откололся огромный мраморный кусок. Но если одна проблема решилась сама собой, то возникла другая.
Длина храма составляла 110 метров, ширина была 55 метров, а высота колонн — 18 метров. Внутри находилась 15-метровая статуя Артемиды, инкрустированная драгоценностями и украшенная изображениями священных животных. Было сложно найти место для настолько внушительных размеров храма. Ведь в Эфесе нередки были землетрясения, а конструкция должна была стать тяжелой. Тогда Херсифрон выбрал для строительства необычное место.
Храм стали строить на болоте, где мягкий грунт защищал сооружение от землетрясений. Была проделана огромная подготовительная работа, чтобы фундамент не ушел в топи. Но само возведение гигантского храма требовало неимоверных усилий. По преданию, в трудный момент строителям явилась сама Артемида и помогла установить колонны. Хотя ускорить строительство даже у богини не получилось.
Храм достраивали уже сын и внук Херсифрона. Строительство заняло целых 120 лет и лишь в 550 году до н. э. эфесцы увидели во всем своем великолепии святилище античности для своей покровительницы. Тогда храм был не только религиозным, но и культурным центром Эфеса. Он олицетворял технические и художественные достижения античной цивилизации. Однако в 356 году до н. э. он чуть было не исчез с лица земли.
Храм Артемиды был подожжен фанатиком Геростратом ради собственной славы. Он настолько мечтал войти в историю, что обезобразил великолепные колонны огнем. Герострата казнили, а его имя запретили упоминать. Руины стояли в углях, пока не появился один из самых известных исторических персонажей.
Храм восстановили при Александре Македонском и его внешний вид стал еще более грандиозным. Однако, и в этот раз храм постигла печальная участь: в 263 году он был разграблен, а в 400 году окончательно разрушен с наступлением христианской эпохи. Так трагически завершилась история одного из величайших творений античности — храма Артемиды в Эфесе.
Статуя Зевса — лакомый кусок для Калигулы
В 5 веке до н. э. в священной Олимпии было решено возвести грандиозный храм в честь Зевса — верховного божества древних греков. Для создания статуи Зевса пригласили лучшего скульптора того времени Фидия. За завесой тайны он трудился над шедевром 12 лет. Материалами послужили золото, слоновая кость и драгоценные камни. А когда статую открыли в 435 году до н.э, люди увидели то, что совсем не ожидали.
Современники были в восторге. На троне восседал сам громовержец Зевс с олимпийским спокойствием и величием. В правой руке он держал богиню Нику, в левой — скипетр с золотым орлом. Тело бога было инкрустировано драгоценностями и украшено сценами подвигов героев. Высота статуи вместе с пьедесталом составляла около 13 метров. Благодаря искусному освещению голова и плечи Зевса переливались божественным светом. Казалось, Зевс вот-вот встанет и снесет крышу храма. Такой грандиозный образ подобал верховному властителю Олимпа, но длилось это недолго.
Во II веке до н. э. произошло землетрясение, которое повредило статую. За реставрацию взялся скульптор Димофон. Получилось настолько хорошо, что статуя привлекла внимание римского императора Калигулы и около 40 года н. э. он захотел перевести ее к себе в качестве трофея. Он погиб раньше, чем осуществил задуманное, но статую Зевса это не спасло.
Все в том же II веке настали неспокойные времена и храм неоднократно подвергался разграблению и варварству. А к 391 году н. э.от былого величия храма и статуи Зевса уже и совсем ничего не осталось.
Пирамида Хеопса потеряла свой цвет
Пирамида Хеопса или Большая пирамида в Гизе — самая большая из египетских пирамид и единственное сохранившееся чудо света античного мира. Ее возраст насчитывает 4500 лет. На протяжении тысячелетий пирамида оставалась самым высоким сооружением на Земле, а в 14 веке Пирамиду Хеопса превзошел Линкольнский собор в Англии. Но была в ней одна особенность, которая до сих пор не укладывается в голове.
Гробница фараона Хеопса сложена из 2 миллионов блоков весом свыше 2 тонн каждый. Как именно возводили этот гигант, до конца не ясно. К тому же согласно современным исследованиям, изначально фасад пирамиды блестел ярко-белым цветом. Его покрывал слой известняка. Внутри пирамиды тоже не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.
Там обнаружен ранее неизвестный коридор. Пирамиду просканировали в 2017 году и оказалось там есть неизведанная пустота. Для чего было сделано это отверстие и куда оно ведет, неизвестно до сих пор. Таким образом, загадочная пирамида продолжает хранить свои тайны, оставаясь главной достопримечательностью Египта.
Жаль, что все эти 7 чудес света не сохранились до наших дней в полной мере. Было бы интересно оказаться причастными к такому древнему наследию человечества и иметь возможность увидеть его своими глазами.