Photo by Anna Pritchard on Unsplash
У всех народов и во все времена материнство считалось святой обязанностью женщин. Матерей восхваляли поэты, художники и мудрецы прошлых эпох, но такой образ не всегда близок к действительному. Мамы прошлого — не идеальные «ангелы», которые только и делали, что баюкали младенцев на руках. У них было много забот. Без современных гаджетов и достижений медицины, которые доступны сегодня, женщинам приходилось непросто. Подлинных сведений о материнстве на Руси сохранилось немного. Но даже те отрывки, которые попали в летописи, могут кое-что поведать о жизни женщин в те времена. Какими же правами и обязанностями обладали матери более 500 лет назад?

Матери были защищены законом

Вопреки предрассудкам о положении женщин на Руси, матери могли рассчитывать на законную защиту, если дети жестоко с ними обращались или пытались выгнать из дома. В конце XIII в. появилось постановление, согласно которому женщина могла отсудить у мужчины имущество на содержание детей, даже если не состояла с ним в браке.

Матери были вправе самостоятельно управлять хозяйством, имуществом, опекать детей и распределять наследство.

Наравне с отчеством существовало матерство

Яркий пример — внук Владимира Мономаха — Василько Маринич. Его мать выдали замуж за самозванца, который выдал себя за императора византийского. В летописи Василько записали по матерству. Вероятно, автор хотел подчеркнуть его знатное происхождение по матери.

Семья с 3 детьми до XVII в. считалась многодетной

Отсутствие развитой медицины и контрацепции значительно сказывалось на здоровье женщин и составе семьи. Да, беременности случались часто, но выживали лишь самые крепкие малыши. Поэтому в семьях редко было больше 3−4 детей.

Церковь наказывала женщин за аборты

Далеко не каждая беременность была для женщин желанной, поэтому популярны были услуги знахарок. Они знали составы, которые помогали вызвать кровотечение и прервать беременность. Методы эти были незаконными. Если священник получал информацию, что женщина избавилась от плода, он назначал наказание.

За «аборт» на раннем сроке («аще зарод еще») полагалось 5 лет молитв и постов. Если плод уже приобрел человеческие черты («аще образ есть») — 7 лет. Прерывание беременности на позднем сроке грозило женщине 15 годами епитимьи (посты, покаяния). Исключение составляли выкидыши, которые случались в результате домашних побоев: за них церковного наказания не давали.

Женщина считалась «нечистой» в течение 40 дней после родов

По церковным законам первые 40 дней после родов женщина должна была (по возможности) жить отдельно от остальной семьи. Обычно мать оставалась в бане, в которой рожала. В этот период интимная близость с супругом не допускалась.

В литературе воспевался духовный образ матери

В церковной и медицинской литературе X—XV вв. были описаны правила для матерей: им полагалось воспитывать в детях нравственность и заботиться об их здоровье. Духовные речи воспевали святость материнского слова. В фольклоре и литературе не встречался постыдный образ матери, которая опускалась до трусости или неприглядных поступков по отношению к детям.

Индивидуальное воспитание было доступно только знати

Духовная и медицинская литература о воспитании детей была доступна только обеспеченным слоям общества, знати. Простые люди растили потомство как могли. Историки называют это «стихийным» воспитанием, то есть крестьяне, обычные горожане, обходились наиболее удобными и доступными методами.

Со времен Средневековья прошло много столетий, и жизнь сильно изменилась. Но кое-что осталось прежним. Например, почтение к матерям. И раньше, и сейчас на женщин возлагают моральный долг нравственного воспитания детей, считают хранительницами жизненной мудрости.