8 советских женщин-гениев, которые изменили историю

Редакция Femmie,
редакция Femmie

Эти женщины своими талантами прославили СССР далеко за его пределами.

Майя Плисецкая. Фотограф Ричард Аведон / @avedonfoundation, соцсети

В СССР,  где долгое время первенство во многих сферах сохранялось за мужчинами, женщины тоже творили историю. Они создавали антибиотики из плесени и люминесцентные лампы, летали над тайгой и устанавливали мировые рекорды на льду и в гимнастике, покоряли экран своим актерским даром. Вот 8 советских выдающихся женщин, в чьем таланте никто не сомневается.

Зинаида Ермольева: как дочь казака стала «матерью» советской микробиологии

Её жизнь началась в донской станице, где не было даже школы. Но упорство матери, отправившей дочерей учиться в Новочеркасск, изменило всё. В 14 лет Зинаида твердо решила стать врачом, когда узнала, что Чайковского не стало из-за холеры.

Википедия

Уже в 24 года она совершила поступок, о котором писали газеты. Во время вспышки холеры в Ростове-на-Дону молодая учёная рискнула собой и заразила себя вибрионом, чтобы доказать эффективность своего бактериофага. Эксперимент едва не стоил ей жизни, но стал прорывом — лекарство сработало.

Во время Великой отечественной Ермольева стала легендой. Летом 1942-го, когда немцы рвались к Сталинграду, Ермольева получила приказ: остановить холеру. Поезд с лекарствами разбомбили, город окружили. Тогда Зинаида организовала лабораторию в подвале, используя 300 тонн хлора и мыло. Каждый день 50 тысяч человек получали её препарат, а медики обследовали 15 тысяч горожан. Эпидемию удалось остановить за три месяца.

Но главный подвиг ждал впереди. Увидев, как сепсис уносит людские жизни, Ермольева бросила вызов Западу. Пока союзники отказывались делиться технологией пенициллина, она собирала плесень со стен бомбоубежищ. После 93 неудач появился «Крустозин» — первый советский антибиотик.

Мемориальная доска на улице им. Ермольевой города Фролово / Википедия

В 1944 году британские учёные привезли свой пенициллин для сравнения. Результат шокировал: советский препарат оказался эффективнее. Нобелевский лауреат Говард Флори, восхищённый её работой, назвал Зинаиду «Госпожой Пенициллин».

После войны она создала 6 новых антибиотиков, возглавила комитет ВОЗ и подготовила 180 учёных. Но главное — доказала: талант не зависит от пола. Когда в 1943-м ей вручили Сталинскую премию, женщина, спасшая миллионы, попросила построить на эти деньги истребитель. Самолёт с её именем на борту прошёл всю войну — как и её открытия.

Фатима Бутаева: как девочка из Осетии осветила мир и проложила путь лазерам

Фатима Бутаева / Википедия

Представьте 1930-е годы. Молодая женщина в лаборатории вручную собирает лампы, попутно воспитывая четверых младших братьев и сестёр. Фатима Бутаева к 30 годам стала ключевым разработчиком технологий, которые сегодня есть в каждом доме.

Современные люминесцентные лампы / Википедия

В 1948 появилось главное изобретение, в которое она внесла свой вклад — лампыдневного света. До этого 95% энергии в лампах накаливания уходило в тепло, а Бутаева с коллегами придумала, как заставить газ в трубке светиться почти без нагрева. Результат? Экономия электричества в 4 раза. Это как если бы вместо 10 литров бензина ваша машина тратила 2,5. За эту разработку в 1951-м она получила Сталинскую премию, став одной из немногих женщин-лауреатов в технической сфере.

Но настоящее открытие было впереди. Ещё до войны Бутаева экспериментировала с усилением света. В 1951-м она вместе с физиками Фабрикантом и Вудынским запатентовала принцип, который позже лёг в основу лазеров. Слабый луч проходит через особую среду и становится мощным — именно так работают современные лазерные скальпели и оптоволоконный интернет. Парадокс в том, что Нобелевскую премию за это открытие в 1964-м получили другие учёные, а её имя осталось в тени — отчасти из-за гендерных стереотипов эпохи.

Сегодня наследие Бутаевой окружает нас повсюду. Каждая энергосберегающая лампа — потомок её разработок 1940-х. Лазерная коррекция зрения возможна благодаря принципам, которые она описала за десятилетия до появления первых лазеров. Даже считыватель штрих-кодов в супермаркете использует технологии, рождённые в её экспериментах с «усилением света».

При этом сама Фатима 25 лет руководила крупнейшей в СССР лабораторией светотехники, лично обучая молодых учёных. Она доказала, что даже в эпоху, когда женщин редко пускали в «высокую науку», можно изменить мир — в прямом смысле осветив его.

Майя Плисецкая: когда талант меняет мировой балет

Когда Майя Плисецкая выходила на сцену, зрители замирали. Её называли «балериной планетарного масштаба», и это не преувеличение. Почти 50 лет она блистала на сцене Большого театра, исполнив более 800 раз партию в «Лебедином озере». Но дело не только в количестве выступлений.

Википедия

Плисецкая создала собственный узнаваемый стиль — изящный, графичный, с законченностью каждого жеста. Она первой ввела в балетную лексику прыжок «кольцо», который теперь изучают все начинающие балерины мира. Её феноменальная пластика, невероятная гибкость спины и лёгкость шага делали каждое выступление незабываемым. Специально для неё создавали балеты «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка».

Её слава стала дипломатическим оружием СССР. В разгар холодной войны Плисецкая танцевала перед Кеннеди и королевой Елизаветой II, а в Японии, куда приезжала 38 раз, её называли «богиней балета». При этом на родине ей годами запрещали выезд за «слишком вольные контакты с иностранцами». Но даже КГБ не смог остановить её триумф: в 1983-м она стала первой советской артисткой, возглавившей западный театр — Римскую оперу.

Википедия

Плисецкая переписывала правила не только на сцене. В 60-х она потрясла Большой театр, заменив традиционные репетиционные хитоны на дерзкие нейлоновые купальники. А её сотрудничество с Пьером Карденом и Ивом Сен-Лораном прорубило окно в мир моды для всего советского искусства.

Мир признал её талант. Когда в 75 лет она вышла на сцену в номере «Ave Maya», критики писали: «Она всё ещё может научить молодых, что такое истинная пластика».

Лариса Латынина установила рекорд в гимнастике, который долго никто не мог побить

В 1958 год Москва принимала чемпионат мира по гимнастике. Лариса Латынина на пятом месяце беременности скрывала своё положение даже от тренеров, чтобы не сняли с соревнований. Она вышла на помост и завоевала пять золотых медалей.

«Это победа двух человек — меня и дочки», — шутила она потом.

Её талант строился на уникальном сочетании балетной грации и спортивной дерзости. До Латыниной вольные упражнения напоминали строгий набор элементов. Она превратила их в мини-спектакли: вплетала народные танцы, синхронизировала прыжки с музыкальными акцентами.

Лариса Латынина / Википедия

Именно её стиль заставил судей впервые оценивать не только технику, но и артистизм. А ещё — рисковать. Например, её «двойное сальто на бревне» повторили лишь в 1980-х.

Сегодня её наследие живет даже в правилах. Обязательные повороты на бревне, акробатические связки в вольных упражнениях — многое из этого появилось благодаря Латыниной. А её рекорд в 18 олимпийских медалей побили только в 2012 году.

Лариса Петрик принесла искусство в гимнастику и покорила мир

1964 год, Киев. На ковёр чемпионата СССР выходит хрупкая 15-летняя девочка с рыжей челкой. Её соперницы — легенды: Латынина, Астахова, Кучинская. Но именно Лариса Петрик из провинциального Витебска забирает золото, опередив олимпийских чемпионок на пять сотых балла. Так началась история, изменившая советскую гимнастику.

Лариса Петрик в 1966 году / Википедия

Её талант оказался в умении превращать спорт в спектакль. Когда другие делали ставку на сложные элементы, Петрик добавила то, чего не хватало гимнастике 1960-х: улыбку, грацию, задор. Её «Цыганочка» на Олимпиаде-1968 в Мехико — не просто упражнение, а мини-мюзикл с чечёткой и пируэтами. Зрители аплодировали так, будто смотрели бродвейское шоу, а не спортивное состязание.

Петрик перевернула представление о женской гимнастике. Вместо «правильных» элементов она принесла винтовые прыжки с поворотом, которые до неё считались мужскими. Её тренер Викентий Дмитриев, словно ювелир, годами шлифовал каждое движение:

«Тяни носок! Держи спину!» — эти фразы стали мантрой для ученицы.

После Мехико Ларису ждала не менее яркая жизнь: танцы на стилизованном бревне в Московском мюзик-холле, эмиграция в Германию с мужем-чемпионом и тренерская работа.

Ирина Роднина вписала свое имя в мировую историю фигурного катания

Ирина Роднина не просто выигрывала чемпионат за чемпионатом — она создавала новое фигурное катание. Её карьера началась с юношеских соревнований, где миниатюрная фигуристка (всего 152 см роста) удивляла прыжками и скоростью. Но настоящая легенда родилась в 1973 году на чемпионате мира в Братиславе.

Во время выступления Родниной и Зайцева внезапно отключилась музыка. Пара не остановилась — они продолжили программу в полной тишине, ориентируясь на ритм аплодисментов и годы тренировок под метроном. Зал взорвался овациями, когда фигуристы завершили прокат без единой ошибки. Судьи снизили оценки, но золото всё равно осталось за ними. Этот момент стал символом несгибаемости советского спорта.

Ирина Роднина и Александр Зайцев / Википедия

Три года спустя Роднина снова вписала своё имя в историю. Её произвольная программа на Олимпиаде-1976 под зажигательную «Калинку» покорила мир. Фигуристка соединила народные мотивы с технической виртуозностью: тройные прыжки, поддержки с вращением на одной руке, стремительные дорожки шагов. Элементы из той программы до сих пор разбирают на мастер-классах во всем мире. А еще она первой внедрила тройные прыжковые комбинации, которые сейчас обязательны для всех топ-пар.

Роднина стала единственной в истории парного катания трехкратной олимпийской чемпионкой. У нее 10 побед на мировых первенствах и 11 — на европейских. За 12 лет карьеры Ирина не проиграла ни одного турнира, за что ее имя в Книге рекордов Гиннесса.

Как Валентина Гризодубова покорила небо

Валентина Гризодубова / @Аукционный дом «Литфонд»

Её жизнь в небе началась, когда ей было всего два года. Отец-авиаконструктор пристегнул Валентину ремнями к себе и поднял в воздух на своем самолёте. Так началась история женщины, которая сломала все стереотипы о «женской доле» в технике. К 30 годам она уже держала в руках два невероятных достижения: пять мировых авиарекордов и звание первой женщины — Героя Советского Союза.

В 1938 году её экипаж на самолёте «Родина» совершил перелёт из Москвы на Дальний Восток без посадок. 26 часов в воздухе, обледенение, риск жизнью — но Гризодубова не сдалась даже после вынужденной посадки в тайге. Этот подвиг стал символом женской отваги в эпоху, когда авиация считалась мужским делом.

Экипаж самолета ДБ-2Б «Родина» Полина Осипенко, командир Валентина Гризодубова (в центре) и Марина Раскова перед дальним беспосадочным перелетом «Москва-Дальний Восток» / Википедия

Но её талант проявился не только в полётах. Когда началась война, Валентина создала и возглавила мужской авиаполк — случай беспрецедентный для СССР. На тяжёлом Ли-2 она совершила 200 вылетов: доставляла оружие партизанам, эвакуировала раненых и детей из оккупированных районов. Командование Германии назначило награду за её голову, но даже ночные бомбардировки не остановили лётчицу.

После войны Валентина не ушла в тень. Она открыла первые международные авиалинии СССР — Берлин, Скандинавия, Балканы. А позже создала научный центр, где тестировали авиационную электронику. Гризодубова стала легендой не потому, что была женщиной в мужском мире, а потому, что мыслила масштабнее многих мужчин-современников.

Маргарита Терехова: актриса, которая стала зеркалом эпохи

В 1978 экраны страны покоряет Миледи Винтер из «Трёх мушкетёров» — холодная красота, бархатный голос и хищный блеск в глазах. Но за этим образом скрывалась не просто актриса, а настоящий хамелеон советского кино.

«Три мушкетера», Одесская киностудия

Маргарита Терехова умела всё: от шекспировской трагедии до искромётной комедии, и каждую роль превращала в маленькую революцию. Её талант был настолько многогранен, что современники называли её «актрисой без границ».

Началось всё с театра. В 22 года она сыграла Клеопатру на сцене Театра Моссовета, и критики ахнули: хрупкая девушка с Урала вдруг стала воплощением царственной власти. Но настоящую славу принесло кино.

«Зеркало», Мосфильм

Тарковский, увидев её в эпизоде «Белорусского вокзала», пригласил на двойную роль в «Зеркало» — мать и жену, два поколения, две судьбы в одном лице. Фильм стал мировой сенсацией, а Терехову на Западе окрестили «русской Гретой Гарбо».

Парадокс: при всём признании в авторском кино, народ её полюбил за комедии. Графиня Диана из «Собаки на сене» с её испанским темпераментом, донья Марта из «Благочестивой Марты» — эти роли разобрали на цитаты.

«Собака на сене» / Ленфильм

Её талант признали и за железным занавесом. Фильм «Только для сумасшедших» с её медсестрой Ритой собрал три международные награды. Но главное — Терехова показала, как можно быть иконой стиля без гламура, а интеллектуальной актрисой — без снобизма.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook