9 случаев на съемках кино в СССР, когда актер не хотел сниматься. На что пошли режиссеры

Елена Воронцова,
редакция Femmie

В «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» зрители не замечают подмену в одной сцене.

«Д’Артаньян и три мушкетера», Одесская киностудия

Актеры — тоже люди, и у них может случиться всякое: творческий кризис, как у Вячеслава Тихонова, или конфликт с режиссером, как у Евгения Моргунова. Рассказываем, на какие уловки шли советские режиссеры, когда артист не хотел или не мог играть в сцене или во всем фильме.

Как Ростоцкий «шантажом» заставил Тихонова играть в его фильме

На Тихонова хочется смотреть вечно / «Доживем до понедельника», Киностудия им. М.Горького

Тихонов блестяще сыграл педагога в фильме «Доживем до понедельника». Но зрители могли бы не увидеть любимого актера в этой роли — и это была бы потеря. Илья Семенович мог бы выглядеть вот так: худсовет видел в этой роли Зиновия Гердта или Бориса Бабочкина.

Но режиссер настаивал, что учителя так талантливо сыграет только Вячеслав Тихонов. А он, в свою очередь,  к предложению Ростоцкого отнесся скептически. Себя в роли педагога он не видел.

Но Ростоцкий настоял. И даже прибегнул к шантажу:

«Если ты мне друг, ты должен играть!».

Тихонов, скрепя сердце, согласился. А потом понял, что эта роль его воскресила и вытащила из душевной ямы, куда он кубарем свалился.

Дело в том, что после выхода фильма «Война и мир» Вячеслав Тихонов погрузился в настоящий творческий кризис. Он считал, что сыграл Болконского плохо, и даже называл эту роль провалом. Артисту было настолько не по себе, что он хотел закончить карьеру.

В этой сцене в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» режиссеру пришлось пойти на хитрость из-за Атоса

Вениамин Смехов в роли Атоса. Во время съемок он много играл в театре, что стало проблемой для режиссера / «Д’Артаньян и три мушкетера», Одесская киностудия

Помните пронзительную сцену из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», где главные герои оплакивают Констанцию? Посмотрите на кадр ниже: первым идет Д’Артаньян, за ним (слева направо) — Арамис, Портос и Атос.

Загадка вечно прячущего лицо Атоса раскрыта / «Д’Артаньян и три мушкетера», Одесская киностудия

Вас никогда не смущало, что лица Атоса почти не видно? Да, это потому, что он сильно опустил голову, скажут зрители. Но на самом деле причина в другом. В этой сцене мы видим вовсе не Вениамина Смехова, а его дублера. И вот, почему.

Артиста взяли в фильм без проб —  Георгия Юнгвальд-Хилькевича еще давно впечатлила игра артиста в Театре на Таганке. Но была одна проблема.

График у Смехова был плотный, ему нужно было постоянно играть в театре. Поэтому артист снимался в картине только несколько дней в неделю. А эту сцену с оплакиванием Констанции снимали позднее всех остальных — песню для Д’Артаньяна написали уже в самом конце. Смехов не смог приехать на съемки, поэтому режиссеру пришлось пойти на хитрость и пригласить дублера. Чтобы зрители не заметили подмену на более крупном плане, Атос уткнулся лицом в рукав Портоса.

«Д’Артаньян и три мушкетера», Одесская киностудия

Лановой трижды отказывался сниматься в «Офицерах». Кто помог режиссеру уговорить актера

В Ланового после выхода фильма все повторно влюбились / «Офицеры», киностудия им. М.Горького

Картину «Офицеры» мы не можем себе представить без Василия Ланового. Многие считают, что роль Вараввы — лучшая в его фильмографии. Поэтому сложно представить, что мы вообще могли не увидеть артиста в этой картине. А ситуацию спас… композитор Вивальди. Как так вышло?

Дело в том, что артист не мог понять своего героя, да и сам сценарий был звезде не близок. Его смущала романтическая линия, связанная с безответной любовью. Хотя фильм, вроде как, про храбрых офицеров.

Он три раза отказывался от роли. А потом вдруг понял, что Варавва ассоциируется у него с любимым Вивальди.

«Именно эта музыка и стала импульсом, толчком на пути к образу. Меня вдруг как током пронзила мысль: так вот же он, Варавва, — радостный, открытый, звонкий, в котором кипит радость бытия, и весь он искрится, как звучащая музыка», — говорил Лановой.

В итоге самый популярный в СССР журнал про кино «Советский экран» назвал Георгия Юматова и Василия Ланового главными офицерами страны. А картину до сих пор любят и пересматривают.

Конкин хотел тайком сбежать со съемок «Места встречи изменить нельзя». Кто его остановил

Конкин очень харизматичный в этой роли / «Место встречи изменить нельзя», Одесская киностудия

Владимир Конкин, сыгравший в сериале «Место встречи изменить нельзя» Володю Шарапова, мог бы вообще не появиться в картине. Что представить практически невозможно. Причем бросить роль артист собирался прямо в разгаре съемок. Но его практически спас актер Виктор Павлов.

Он поймал Конкина в коридоре гостиницы, когда тот собирался тайно съехать из нее и бросить работу. Актер понимал состояние приятеля и решил его поддержать, забавно прочитав сценарий картины.

«Видит бог, я чуть не помер со смеху. Так он произносил каждую реплику, что я не мог идти, у меня ножки крестиком были, задыхался — так хохотал. И этот гений вырвал клещами из меня тот неправильный ржавый гвоздик сомнений и горечи» — вспоминал Конкин.

Актер вернулся в свою комнату и решил все же не бросать начатое, а отыграть все до конца.

Но в чем же было дело?

У Высоцкого, как и у каждого легендарного человека, был непростой характер / «Место встречи изменить нельзя», Одесская киностудия

Конкин не пришелся по душе ни авторам сценария, ни его партнеру по съемкам Высоцкому. Бард и артист были слишком разными людьми. Да и музыкант изначально хотел «пропихнуть» в картину своего друга Ивана Бортника. Но Говорухин отстоял Конкина.

Правда, на съемочной площадке между актером и Высоцким то и дело происходили конфликты. Психологическое состояние Конкина ухудшалось на глазах. Хорошо, что благодаря Павлову артист все же доиграл до конца.

На что пошел Гайдай, лишь бы не видеть Моргунова

У Моргунова со всеми были непростые отношения / «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», Мосфильм

Из тройки Трус, Балбес, Бывалый всегда выделялся Евгений Моргунов. С Юрием Никулиным и Георгием Вициным работать было приятно и комфортно. А вот их третьего товарища любили не так сильно.

Во-первых, он обожал розыгрыши, и притом не безобидные. Во-вторых, был остр на язык. И однажды так обидел Гайдая, что тот совсем перестал общаться с Моргуновым.

Когда снималась «Кавказская пленница», режиссер позвал артистов, чтобы показать им отснятый материал. На встречу Моргунов пришел навеселе и со своими говорливыми поклонницами.

А дальше версии разнятся. По одной из них, Моргунов в ответ на просьбу вести себя потише, потому что Гайдаю некомфортно, ответил:

«Подумаешь, режиссер, тоже мне Феллини!».

По другой версии, артист сказал следующую фразу:

«Гайдай, что-то ты совсем мышей не ловишь!».

В результате режиссер сильно обиделся на Моргунова. Да так, что частично отстранил его от съемок в «Кавказской пленнице». Крупный план Моргунова снимали, а для остальных сцен приглашали дублера. Однако при финальном монтаже режиссер не вставил эти эпизоды.

Из-за плотного графика Караченцова на съемках «Электроника» произошел курьез. И вот, какой

Помните, что в одной из сцен в фильме «Приключения Электроника» бандит Урри, которого играл Николай Караченцов, оказался внутри бронзовой статуи?

Эта сцена даже немного пугает, не правда ли? / «Приключения Электроника», Одесская киностудия

Зрители уверены, что в этом фрагменте видят своего любимого артиста. Но его там и вовсе нет! На самом деле вместо артиста там находился обычный рабочий.

Почему так вышло? Рассказываем.

Дело в том, что во время съемок Караченцов активно играл в «Ленкоме» и не мог каждый день приезжать на площадку. Поэтому иногда его подменяли дублеры или просто рабочие.

В эпизоде со статуей внутрь залез как раз не Караченцов, а рабочий. Тогда было прохладно, и мужчине предложили согреться горячительным. В результате он просто уснул внутри статуи. А все остальные забыли про бедолагу и ушли домой.

Только ночью рабочий проснулся, открыл глаза и заорал от испуга. К счастью, его услышали сотрудники музея, где проходили съемки, и вытащили наружу.

Как Леонова уговорили сняться в сцене с настоящим тигром в «Полосатом рейсе»

При просмотре этой сцены в фильме «Полосатый рейс» у всех зрителей буквально сжимается сердце. Наш любимец Евгений Леонов оказывается в опасной близости от огромного хищника.

Леонов в этой кадре ну невероятно обаятельный / «Полосатый рейс», Ленфильм

Есть легенда, что якобы артист согласился сниматься в этом эпизоде, только если между ним и хищником будет пуленепробиваемое стекло. Но на самом деле это не так.

«Я присутствовал на съемках этой сцены — снималась она, кстати, в павильонах „Ленфильма“, в специально построенных декорациях — и могу вам точно сказать, что никакого стекла там и в помине не было. Леонов боялся, конечно, и уговаривали его долго, но в конце концов отсняли все как есть», — говорил оператор Владимир Долинин.

Правда, чтобы тигр обратил внимание на Леонова, тому под голову положили кусок мяса. А под ванной прятался дрессировщик, чтобы помочь артисту в случае чего.

Чье лицо то и дело мелькает в «Земле Санникова»

Назаров в роли Губина «вписался» в фильм органично / «Земля Санникова», Мосфильм

Юрий Назаров сыграл каторжанина Губина в картине «Земля Санникова». Да, и мы так думали. Но на самом деле все обстоит немного иначе.

Изначально в этой роли должен был играть Сергей Шакуров, но его заменили на актера Юрия Назарова из-за конфликта со съемочной группой. Правда, готовые сцены переснимать не стали, поэтому на некоторых кадрах видно, что Губина играет Шакуров.

Шакуров в роли того же Губина — на переднем плане слева от костра / «Земля Санникова», Мосфильм

Как получилась такая мешанина? Все время съемок фильм находился под угрозой закрытия. Сначала вместо Владимира Высоцкого в фильм неожиданно взяли Олега Даля.

Тут Шакурова в роли Губина видно справа от Вицина / «Земля Санникова», Мосфильм

А тот часто появлялся на площадке навеселе и заявлял, что режиссеры — дилетанты. Конфликт в итоге удалось сгладить, но результатом стало появление Шакурова в нескольких сценах вместо Назарова.

Куда пропал Сидор Лютый из «Неуловимых мстителей» на самом деле

Трещалов тут неподражаем / «Неуловимые мстители», Мосфильм

Как вы знаете, «Неуловимые мстители» — это трилогия. Первый фильм невозможно представить без обаятельного Сидора Лютого. Но во второй части он, почему-то, не появляется. И в третьей — тоже. Почему так вышло?

И правда, изначально Сидор Лютый должен был появиться во всех частях картины. Но у актера Владимира Трещалова случился конфликт с режиссером Эдмондом Кеосаяном.

«Герой Трещалова должен был „пройти“ через все три части картины. Но как-то между взрывным Трещаловым и горячим Кеосаяном произошла ссора», — рассказывал оператор Валерий Куракин.

И Лютого просто «убрали». Трещалов так обиделся, что отказался озвучивать своего героя. Он, на самом деле, говорит голосом артиста Евгения Весника.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook