Лев Толстой в своих романах уделял большое внимание семейным ценностям. Сам классик тоже был мужем и отцом. Брак был заключен по любви, но назвать его счастливым в полном понимании этого слова нельзя, и вот почему.
Сначала он любил сестру Софьи
Софья Андреевна Берс, средняя из трех дочерей, выросла в интеллигентной семье врача. Все девочки получили хорошее образование, были умны и обаятельны. Софья отличалась литературным талантом – она писала рассказы и даже получила высшее педагогическое образование в Московском университете.
Толстой дружил с Берсами очень давно, и девочки росли у него на глазах. Когда они стали превращаться в молодых девушек, отец заметил, что Толстой смотрит на них уже другими глазами. Поначалу графа привлекла старшая сестра – Елизавета. Но все изменил один летний день, который Толстой провел вместе с Берсами в Ясной Поляне.
18-летняя Софья пела, танцевала, радовалась жизни, и 33-летний граф был покорен. А поговорив с ней, он удивился зрелости ее суждений. Сама Софья давно испытывала симпатию к Толстому. Уже через месяц он сделал ей предложение, а через неделю сыграли свадьбу.
Неожиданности после свадьбы
В стремлении быть абсолютно честным с женой Толстой совершил весьма странный поступок – дал ей прочитать свой личный дневник, где, в числе прочего, описывались все его любовные похождения. У юной Софьи это вызвало настоящий шок и приступы ревности, которые повторялись до самой старости.
Толстой рано потерял мать и мечтал, что жена будет похожа на смутные воспоминания о ней: нежная, кроткая, любящая, разделяющая его философские взгляды и в тоже время имеющая деловую хватку и умело ведущая хозяйство. Софья Андреевна была максимально близка к этому идеалу.
Хоть юная супруга не привыкла к сельской жизни, она довольно быстро разобралась во всех тонкостях. Помимо этого, вскоре она забеременела сыном. Беременность протекала не слишком гладко, однако Софья продолжала заниматься домашними делами, а также помогала мужу переписывать черновики.
Детей воспитывала только мать
Всего в браке родилось 13 детей, 5 из которых умерли в раннем возрасте. При этом шестые роды прошли очень тяжело. Врачи, опасаясь, что графиня не переживет еще одних, рекомендовали супругам воздержание. Однако Толстой этому яростно воспротивился – физической стороне любви он придавал огромное значение.
Всех детей Софья воспитывала, учила и лечила сама. Толстой был против кормилиц и нянек. Более того, она помогала крестьянам и их детям, и даже открыла небольшую лечебницу. Самому Толстому было не до воспитания отпрысков – он был занят очередными нравственными изысканиями. А Софья продолжала в немногие свободные часы подготавливать рукописи мужа к печати. Конечно, времени на то, чтобы развивать свой талант, у нее не оставалось.
Обиды копились одна за другой
Софья Андреевна посвятила свою жизнь служению гениальному мужу. При этом находились те, кто обвинял ее в том, что она старалась недостаточно. Не поддерживала философствований Толстого, слишком много думала о материальном и земных проблемах. Но как иначе? Ведь заботы о хозяйстве и воспитание детей полностью лежали на ней.
Такие претензии Софье высказывал и сам граф. После 20 лет брака, закончив работу над «Анной Карениной», он понял, что глубоко не удовлетворен своей жизнью. Тут и случился его знаменитый уход к крестьянам. Это было бы не так страшно, если бы Толстой не пытался склонить к этому и свою семью. Он даже хотел отказаться от всего имущества в пользу крестьян.
Софью Андреевну это очень обижало. Она не могла понять, почему муж так беспокоится обо всем человечестве и при этом готов оставить без гроша свою жену и детей.
Супруги впервые крупно поссорились, и это стало началом конца. К тому же Софья припомнила старые обиды по поводу измен мужа. До конца жизни они так и не помирились. Во время своего очередного ухода из дома Толстой заболел воспалением легких. Даже находясь в тяжелом состоянии, он не хотел видеть жену, но она все равно приехала на станцию Агапово, где и ушел из жизни писатель.