Владимира Федорова зрители хорошо помнят по ролям Черномора в фильме-сказке «Руслан и Людмила» и злодея Туранчокса в научно-фантастической ленте «Через тернии к звездам».
Но далеко не все знают, что Федоров по профессии не артист, а физик-ядерщик, более 20 лет проработавший в Институте атомной энергии имени Курчатова. Расскажем о том, как сложилась жизнь этого артиста, который называл себя «самым маленьким ядерным физиком в стране».
«Надо его заформалинить для коллекции»
Владимир Федоров родился 19 февраля 1939 года в Москве. На свет он появился совсем маленьким — всего 30 см, с коротенькими ручками и ножками и большой головой. Позже Федоров говорил, что в нем, по-видимому, проявились гены какого-то предка. Потому что и мать, и отец будущего артиста были абсолютно обычного роста.
Кстати, Федоров во всех интервью рассказывал одну семейную легенду. Якобы акушерка, увидев уродливого малыша, сказала его матери:
«Надо его заформалинить, мамаша, для коллекции. Такого у нас еще не было. А вы не расстраивайтесь. Вы молоды и красивы. У вас еще будут хорошие дети».
А мама в слезах прижала новорожденного сына к груди и постаралась как можно скорее выписаться из роддома.
Правда, многие друзья Федорова утверждают, что эта история — скорее всего, выдумка. Просто таким образом Владимир хотел подчеркнуть силу материнской любви. Потому что невозможно представить, чтобы в советском роддоме могли «заформалинить» живого человека.
«Инвалидный дом или чтоб тебе пенсию назначили какую-то!»
Родители действительно очень любили своего старшего сына и никогда не показывали ему, что он чем-то отличается от двух младших детей. Благодаря их заботе и преданности, Владимир не комплексовал по поводу своей внешности.
Соседи и знакомые часто советовали Федоровым отдать мальчика в специнтернат. Но родители не послушали и записали Володю в обычную школу. За это артист был всю жизнь им благодарен.
С одноклассниками Владимир быстро нашел общий язык:
«Я с детства любил пошутить, и это нравилось большинству окружающих меня людей. Так что в школе меня воспринимали совершенно адекватно», — вспоминал Федоров.
Дети не дразнили Владимира, зато некоторые педагоги оказались менее тактичными. Сразу после выпускных экзаменов классная руководительница, открыв журнал, начала называть учеников по алфавиту и рассказывать, кто кем станет. К примеру, Иванов — кинооператором, Петров — врачом и так далее.
«Когда дошла очередь до моей фамилии, она долго молчала, как будто отдыхала и набиралась сил, а потом сказала: «Володенька, тебе я не знаю, что сказать… Инвалидный дом или чтоб тебе пенсию назначили какую-то!»
К счастью, это предсказание «доброй» учительницы не сбылось.
«Учился я хорошо. Получал повышенную стипендию»
Родители Федорова оба были инженерами. В семь лет сын всерьез увлекся радиоэлектроникой. И пока сверстники гоняли мяч и лазали по заборам, Владимир придумывал и паял радиосхемы.
В седьмом классе Федоров уже мог починить любой бытовой электроприбор. От клиентов у него не было отбоя, уже в этом возрасте школьник сам подрабатывал.
Дело в том, как раз в это время отец ушел из семьи, а мать на несколько лет слегла в больницу (что с ней случилось, Федоров всю жизнь держал в тайне). И 14-летнему Володе, чей рост не превышал 130 сантиметров, поневоле пришлось стать главным мужчиной в семье и в одиночку воспитывать двух младших братьев.
По словам Федорова, до этого он в школе учился из рук вон плохо, особенно по гуманитарным предметам. Но, оставшись за старшего, вдруг осознал, что без хорошей профессии и высшего образования просто не выживет.
Взявшись за ум, Владимир сумел самостоятельно подготовиться и поступил в МИФИ — один из самых престижных институтов.
«Учился я хорошо… на отлично… Получал повышенную стипендию… Стипендии в МИФИ тогда были изначально повышенными, а у отличников вообще были очень хорошими», — вспоминал Федоров.
Кроме того, уже со второго курса Владимир начал на полставки работать на кафедре физики гамма-нейтронных излучений. А к концу четвертого курса написал и защитил диплом — на год раньше своих сверстников. К тому времени в багаже Федорова уже было более 20 опубликованных научных работ.
«Меня интересует музыка, живопись, балет»
Получив высшее образование, Владимир почти два десятилетия проработал в Институте атомной энергии имени Курчатова. В шутку он называл себя «самым маленьким ядерным физиком страны». Тем не менее, заслуги Федорова были отнюдь не маленькими — им было сделано немало изобретений и написано более 50 научных трудов, многие из которых переведены на английский язык.
Несмотря на огромную любовь к физике и радиоэлектронике, у Федорова было множество других увлечений.
«Меня интересуют музыка, живопись, театр, балет, скульптура… Не столько классика, сколько авангард», — рассказывал Владимир.
«Покажите крупным планом его кривые ноги»
Но самой большой страстью Федорова был джаз. Он старался не пропускать ни одного большого концерта и стал завсегдатаем известных джаз-клубов.
Именно в джаз-клубе и произошла судьбоносная для него встреча. На Владимира обратил внимание режиссер с киностудии «Мосфильм» и пригласил на кастинг в фильм-сказку Александра Птушко «Руслан и Людмила». Худсовету Владимир понравился и его утвердили на роль Черномора. Так физик-ядерщик неожиданно стал артистом.
После «Руслана и Людмилы» Федорова начали звать и в другие проекты — «Много шума из ничего», «12 стульев», «Легенда о Тиле», «Кольца Альманзора». Всего же фильмография артиста насчитывает более 40 ролей.
Одна из самых ярких работ Владимира — злодей и магнат Туранчокс в научно-фантастическом фильме «Через тернии к звездам».
Сниматься в кино Федорову очень нравилось. Хотя порой ему приходилось сталкиваться с откровенной грубостью. Например, режиссер одной из картин, не отличавшийся деликатностью, мог заорать на всю съемочную площадку:
«Ну-ка, покажите крупным планом его кривые ноги. Так, а теперь лысую макушку».
Но Владимир не обижался. Он понимал, что это не оскорбление, а просто рабочие моменты.
«Подойди к зеркалу и посмотри на себя»
Владимиру всегда нравились высокие стройные девушки. Первый раз он влюбился еще в школе в главную красавицу класса Галю Пинаичеву, дочку известного в то время футбольного тренера. Правда, когда Владимир признался Галине в своей любви, та подняла его на смех:
«Подойди к зеркалу и посмотри на себя», — сказала красавица.
«Какое вы имеете биологическое право на эту женщину?»
К счастью, этот грубый ответ не повлиял на самооценку Федорова, и он продолжал влюбляться в длинноногих блондинок. И те отвечали ему взаимностью.
Впервые Владимир женился вскоре после института. Его избранница мечтала быть актрисой и занималась в театральной студии. По словам Федорова, он до сих пор не понимает, чем смог тогда заинтересовать девушку — может быть, своими неординарными суждениями или раскрепощенным поведением. Но только их отношения очень быстро закончились ЗАГСом.
Правда, продлился этот брак тоже недолго. Однажды в их доме появился красавец-актер, который заявил Владимиру:
«Какое вы имеете биологическое право на эту женщину? Она артистка., а вы кто?»
Эти слова просто морально уничтожили Федорова. И после развода он впал в тяжелую депрессию. Но вспомнив о братьях, которые останутся без его поддержки, Владимир нашел в себе силы жить дальше.
А по иронии судьбы, вскоре после этого Владимира пригласили в кино, и он тоже стал артистом.
«С мальчиком и Алей дела были плохи»
После неудачной женитьбы Федоров несколько лет жил аскетом. До тех пор, пока не встретил Алевтину. Несмотря на то, что Аля была красавицей (по словам артиста, нечто среднее между Анной Герман и Мерлин Монро) и генеральской дочерью, она влюбилась во Владимира по-настоящему. Их счастливый брак продлился больше 20 лет.
В семье родились двое сыновей — Илья и Михаил. К сожалению, обоих уже нет в живых. Старший, Илья, умер еще в роддоме. Так случилось, что в день родов у кого-то из врачей был день рождения. Весь персонал праздновал и про роженицу забыли.
«Когда кто-то из еще трезвых вспомнил и подбежал к ней, с мальчиком и Алей дела были плохи. У обоих были серьезные травмы… Через неделю израненный красивый мальчик, нормального телосложения скончался прямо в роддоме, а Аля, едва выжила и вернулась домой», — вспоминал Федоров.
Супруги были просто убиты горем. Но, спустя время, они все же решились на вторую попытку завести ребенка.
«Они думали, что дома никого нет»
В 1974 году родился Миша — настоящий богатырь: весом 4,5 кг и ростом 56 см. От матери мальчик унаследовал фигуру и внешность, а от отца — ум и любознательность.
Повзрослев, Михаил увлекся радиоэлектроникой и компьютерами, сам выучил несколько языков. Владимир и Алевтина не могли нарадоваться на сына.
А потом в их семью пришла беда. В 1994 году у Алевтины обнаружили рак груди. Лечение не дало результат и спустя год женщина умерла.
А еще через семь лет трагически погиб Михаил.
«Двое сантехников-алкоголиков, обслуживающих наш дом, решили нашу квартиру ограбить. Они думали, что дом богат и дома никого нет. Алкоголики проникли в квартиру и стали обыскивать ее», — вспоминал Федоров.
Шаря по закоулкам, грабители внезапно обнаружили Михаила, который спал на диване, и убили его.
«Если я сделаю предложение, ты выйдешь за меня замуж?»
С третьей женой, Еленой, Федоров прожил 10 лет. У них родились две дочки, младшая, как и отец, маленькая. Но, чем больше подрастали дочки, тем сильнее расходились интересы супругов. И в конце концов они решили, что чем жить, как кошка с собакой, лучше расстаться.
Федоров, которому уже перевалило за 60 лет, был уверен, что больше семьи у него не уже будет. И ошибся. Однажды в кафе к артисту подошла симпатичная девушка и попросила разрешения сфотографироваться вместе. Они разговорились. Оказалось, что Вера на три дня приехала в Москву из Петрозаводска.
Все эти три дня Вера и Владимир провели вместе. А потом целый месяц звонили друг-другу. И в конце концов Федоров спросил:
«Если я сделаю предложение, ты выйдешь за меня замуж?»
Вера согласилась.
Поначалу многие не верили в этот союз. Все-таки 35 лет разницы. Друзья убеждали Владимира, что никакой любви тут нет и Вера вышла замуж из-за московской прописки.
Но жизнь доказала, что это не так. Вера и Владимир прожили вместе почти 20 лет. И когда в 2014 году у Федорова случился инсульт, Вера заботливо ухаживала за ним.
«Дела мои неважнецкие»
К сожалению, полностью оправиться от последствий инсульта Федоров так и не смог. А в последние годы к ним добавились проблемы с сердцем.
Но, несмотря на многочисленные болезни, Владимир никогда не терял оптимизма. И только, когда стало совсем невмоготу, он написал на своей страничке в *****:
«Друзья Мои и Други… Дела мои неважнецкие. Противно болею… Мне уже стукнуло 82 года… Диагноз непонятен…».
Этот пост, написанный 12 апреля 2021 года стал последним в жизни артиста. 18 мая Владимира Федорова не стало.