Улыбающуюся девочку со знаменитого фото звали Энгельсина Маркизова, кратко — просто Геля. Она была дочерью Ардана Маркизова, наркома земледелия Бурят-Монгольской АССР, и врача Доминики Маркизовой.
Запечатленная на снимке шестилетняя малышка по воле случая стала символом беззаботного и счастливого детства советского ребенка. Правда, детство самой Гели нельзя назвать счастливым — популярность сыграла с ней злую шутку. Рассказываем, как девочка обрела всесоюзную славу, как ее потеряла и что стало с Гелей Маркизовой после распада СССР.
Судьбоносная встреча со Сталиным
В 1936 Ардану Маркизову выпала честь сопровождать делегацию от Бурят-Монгольской АССР на всесоюзном слете колхозников в Москве. Тогда в план мероприятия входила личная встреча членов делегации с лидером государства. Маленькая Энгельсина узнала об этом и слезно умоляла отца взять ее с собой. Он долго отказывался, но мать Гели, Доминика, настояла. Было решено: Маркизова-младшая едет на встречу вместе с отцом и торжественно вручит Сталину букет.
В честь мероприятия мама Гели купила дочери новую матроску и дала туфельки, которые ее отец, конечно, забыл ей надеть — малышка предстала перед президиумом в валенках.
Wikipedia.org
По прибытии на собрание, слушать выступления колхозников Геле быстро надоело. Поэтому она встала и уверенно направилась к Сталину. Беспрепятственно подойдя к нему, маленькая Геля вручила генералиссимусу цветы и произнесла:
«Это вам привет от детей Бурят-Монгольской Республики!»
Растроганный Сталин взял девочку на руки, а воодушевленная толпа кричала Маркизовой, чтобы она поцеловала вождя — именно этот момент запечатлели фотографы. Уже на следующий день кадр напечатали в газете «Правда», подписав его слоганом, который знал каждый советский ребенок:
«Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство».
Редактор «Правды» Лев Мехлис отозвался о Геле, как о настоящем подарке судьбы.
«Сам бог послал нам эту буряточку — мы сделаем ее символом счастливого детства», — говорил он.
Wikipedia.org
После экспромта Маркизовой Сталин вручил ей подарки: памятную медаль, золотой браслет с гравировкой «Маркизовой Геле от Вождя народа» и патефон с пластинкой.
Встреча с лидером государства принесла Энгельсине всесоюзную славу. Сотни тысяч советских девочек носили такие же каре и матроску. А заслуженный художник России Георгий Лавров изготовил скульптуру Гели и Сталина — ее миниатюры раскупали, как горячие пирожки: три миллиона экземпляров разошлись по рукам советских граждан.
Возвращение Маркизовой в родной Улан-Уде было триумфальным — полтора года Энгельсина была самой популярной девочкой СССР.
Трагическая судьба родителей Маркизовой
Счастье Гели длилось недолго. В 1937 году ее отец был объявлен японским шпионом и арестован по делу о гибели более 40 тысяч голов рогатого скота.
Теперь на всех фото Сталин держал не просто милую бурятскую девочку, а дочь врага народа. В экстренном порядке руководство Кремля подменило Маркелову другой девочкой, не опороченной родственными связями с преступниками.
Новой Гелей стала Мамлакат Нахангова — пионерка, награжденная орденом Ленина за ударный сбор хлопка. На всех портретах и скульптурах Гелю переименовывали в никому не известную до этого Мамлакат.
Wikipedia.org
В 1938 году отца Гели расстреляли, а девочку и ее мать отправили в ссылку в Казахстан — Доминика устроилась работать врачом в местную больницу. Спустя еще два года Доминику Маркизову нашли мертвой после ночного дежурства. Геля осталась сиротой.
Обстоятельства смерти ее матери долго скрывались, однако уже взрослая Энгельсина утверждала, что находила в архиве записку на имя Берии, где значилось следующее:
«Здесь находится ссыльная Маркизова, которая хранит подарки от Сталина и пять портретов ее дочери с вождем. Что делать?»
По словам женщины, текст заканчивался приговором — на записке синим карандашом написали «устранить».
Новая жизнь Энгельсины: семья, учеба и карьера
После трагической смерти матери сироту спасли московские родственники. Ее удочерил дядя девочки, бывший сотрудник НКВД Сергей Дорбеев. Рискуя собственной жизнью, Дорбеев дал Геле семью и новое имя — Дорбеева Энгельсина Сергеевна.
После окончания школы в 1948 году Энгельсина поступила в Московский государственный университет на отделение востоковедения, и училась там вместе с дочерью Сталина Светланой. После окончания вуза Дорбеева устроилась преподавателем русского языка. Позже она получила звание доктора востоковедения. Энгельсина успела поработать в Индии, МИДе России, библиотеке Ленина, а также в Институте востоковедения академии наук СССР.
После распада СССР Энгельсина снялась в документальном фильме, где дала такой комментарий о Сталине:
«Дети на мавзолей бегали косяками с его портретами. А потом постепенно приходило осознание того, что представлял из себя Сталин и его тирания. По его приказу миллионы людей были несправедливо осуждены и уничтожены. Только повзрослев, я поняла, что это за человек».
***
У знаменитой некогда Энгельсины отняли все: родных, прошлое и даже собственное имя. Но маленький сильный человек выжил, выстоял перед безжалостной государственной машиной, и победил. Сегодня об Энгельсине помнят не как о девочке, ставшей символом счастливого советского детства, а как о талантливом историке, специалисте по Юго-Восточной Азии.